|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
23.03.2007 Идет война Народная. В пылу конкурентной борьбы казахстанские банки доходят до абсурда
Не так давно в извилистые журналистские кулуары просочилась информация о том, что Народный банк Казахстана собирается судиться с коллегами по цеху - Альянс банком на предмет недобросовестной конкуренции. Но суда не случилось, назревавший конфликт был улажен сторонами самостоятельно, без широкой огласки. Предметом несостоявшегося судебного иска стало название депозита «Альянс Халык». Воспылав негодованием по поводу использования слова «халык» (что в переводе с государственного языка означает «народный»), председатель правления Народного банка Григорий Марченко обвинил банкиров из Альянс банка в недобросовестной конкуренции и потребовал отказаться от неудачно, на его взгляд, выбранного названия, заменив его на другое, устраивающее обе стороны. В противном случае банкир пригрозил коллегам судом. То ли слабая юридическая служба, то ли нежелание фигурировать в качестве ответчика в суде, а может быть, и знаменитая в среде финансистов нелюбовь к скандалам сыграли решающую роль, но топ-менеджмент Альянс банка решил в бутылку не лезть и без споров переименовал злосчастный продукт в «Алтын тенге», лишив общественность зрелищного судебного прецедента. Впрочем, это внутреннее дело Альянс банка, и мотивация принятого решения нас не особо интересует. А вот что касается претензий уважаемого Народного банка, являющегося одним из флагманов отечественной банковской системы, вопросы есть. Как-то тихо и без объяснений сменил свое название накопительный пенсионный фонд «Народный». Теперь его знают как НПФ «Атамекен», но многие вкладчики по-прежнему называют его старым именем. Прилагательные «народный», или «халык» исчезли из всей продуктовой линейки казахстанских финансовых групп. Утверждать, что к смене названий приложил усилия Народный банк по причине созвучности со своим собственным названием во всех этих случаях мы не можем, но предположить, что аналогичные Альянс банку претензии имели место быть и в других ситуациях, вполне логично. И если следовать этой логике, то не за горами иск Народного банка к народному суду, к организаторам народных гуляний, к исполнителям народных песен и так далее. Отвоевывая свое эксклюзивное право на использование прилагательного «народный» на разных языках, банк аргументирует свои действия законом, в частности законом о рекламе, который действительно регламентирует использование зарегистрированных товарных знаков. Но в республике есть и другой закон собственно о самих товарных знаках, который запрещает использование общепринятых символов и терминов или разрешает их в виде неохраняемых элементов. Получается, что никакого права, тем более эксклюзивного, Народный банк на первую часть своего названия не имеет. Во всяком случае, он имеет его не больше и не меньше, чем любой другой.
Марина ТИМОШИНА, Алматы
Понятие есть, а слова нет?
Вопрос интеллектуальной собственности на торговые марки и товарные знаки нередко вызывает споры и разногласия между зарегистрированными компаниями. В качестве примера приведу хрестоматийный случай с фирмами «Америка экспресс» и «Американ экспресс». Были по этому поводу судебные разбирательства. Или другой пример. В СССР выпускалось множество сигарет - «Прима», «Астра» и прочие. А когда Союза не стало, выяснилось, что все табачные заводы СССР выпускали свою продукцию без регистрации товарных знаков. Поэтому многие постсоветские страны стали выпускать сигареты с одним и тем же названием. Опять же были реальные судебные процессы. Я не знаю всех деталей недавних разногласий между двумя казахстанскими банками, но случай сам по себе беспрецедентный. Народный банк предъявил претензию Альянс банку по поводу неправомерного использования им слова «халык» («народный») в названии депозита. Как юрист считаю претензию надуманной. В принципе нужно вообще разобраться и оценить, какое значение и ассоциации у массового вкладчика вызывает слово «народный». Возможно, такое же, как, скажем, «картошка». Никто не может предъявить авторское право на это слово, поскольку оно общеупотребительное. Если в Народном банке так не считают, в социологии достаточно методик для проведения соответствующего исследования. Только таким образом можно поставить вопрос о некорректности Альянс банка. Некогда в законе об авторских правах было положение о том, что товарный знак не может совпадать с фирменным названием уже зарегистрированной компании. «Народный банк Казахстана» - это, разумеется, фирменное наименование, но является ли наименование депозита товарным знаком, чтобы заявлять на него свои права. Вообще, чтобы разобраться в таком щепетильном вопросе, необходим реальный судебный прецедент. Я бы полностью разделил претензию Народного банка, если бы его конкурентом в названии депозита было использовано словосочетание «народный банк» или название, идентичное названию депозита Народного банка. Когда товар, произведенный разными компаниями, невозможно различить по названиям, дело одно. Но в случае разбирательства между банками различие очевидно. И Альянс банк использовал в названии депозита только слово «народный». Назови он депозит не «Альянс Халык», а, скажем «Народный доход», опять ждать претензий? Нельзя запретить использование слова, имеющего широкое смысловое значение не только в банковском деле. Сравните употребимость слов «адидас» и «народный», и необоснованность претензий Народного банка станет еще более очевидной. Думаю, что автора претензии больше волновало не столько многофункциональное слово «народный», сколько вопрос конкуренции и рейтинга. Одно дело, если я назову систему перевода денег, скажем, «Вестер юнион» или «Вестерн унио», можно вести речь о недобросовестной конкуренции, поскольку налицо явная схожесть в названиях, которая действительно может ввести потребителя в заблуждение. Но слово «народный» не может быть предметом спора, тем более судебного.
Жан КУНСЕРКИН, адвокат
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |