|
|
|
Источник: Прочие
24.03.2007 Почти что нонсенс
Азамат ДЖОЛДАСБЕКОВ: «Во всем мире фондовые рынки концентрируются, а в Казахстане из-за чьей-то глупости этот рынок разделили» Задолго до того, как региональный финансовый центр начал функционировать, аналитики ставили под сомнение целесообразность его существования. И, несмотря на то что первые торги на РФЦА уже состоялись, вопрос - нужна ли нам специализированная площадка наряду с основной - остается открытым. Об этом и о возможном буме IPO казахстанских компаний мы попросили рассказать президента Казахстанской фондовой биржи Азамата ДЖОЛДАСБЕКОВА. Азамат Мырзаданович, сейчас много говорится о целесообразности иметь две торговые площадки - основную и специализированную регионального финансового центра Алматы. Какое Ваше мнение на этот счет? - Площадка РФЦА - это наша площадка. Просто требования к участникам рынка там другие, и появился новый регулятор в лице Агентства регионального финансового центра. Сейчас агентство инициирует поправки, чтобы избежать дробления на две площадки. Оно на самом деле искусственное и возникло из-за налогового учета. Когда государство заявило о том, что для РФЦА готово дать налоговые льготы, налоговики в свою очередь сказали, что для их предоставления необходимо создавать отдельные юридические лица. Из-за этого возникла вся проблема. Согласно статьям 11 и 12 Закона «Об РФЦА», для того чтобы стать участником регионального центра, компаниям нужно создавать «дочку», которая при этом еще и ограничена в своих правах. Все участники рынка говорят, что в принципе нет никаких проблем с налоговым учетом, и в Агентстве финцентра к этому начали прислушиваться. Сейчас идет поиск оптимальной юридической схемы. Либо всех участников биржи нужно запустить на РФЦА, либо всех участников РФЦА - на биржу.
Менять, нельзя оставить!
Зачем вообще надо было создавать специализированную площадку, когда Алматы уже состоялся как финансовый центр? - Консультанты такие были. Изначально идея заключалась в следующем. Есть финансовый рынок, у финансового рынка есть столица - Алматы. Даются налоговые льготы в целом для финрынка, автоматически как финансовый центр развивается Алматы. Вместо этого решили создавать отдельный налоговый режим. Получилось, что из-за налоговой проблемы возникла проблема структурная. Поэтому стратегическая задача заключается в том, чтобы избежать дробления рынка. Иначе это будет нонсенс. Во всем мире фондовые рынки концентрируются, а в Казахстане из-за чей-то глупости этот рынок разделили. А что тогда, по Вашему мнению, нужно менять в самой концепции РФЦА? - Нужно изменить статьи 11 и 12 Закона «Об РФЦА». Что бы Вы могли сказать по поводу той концепции финцентра, которую первоначально предлагал г-н Марченко? - Г-н Марченко предлагал не налоговую схему, а делал упор на юридическом аспекте. Он говорил о том, что наиболее развитые финансовые рынки - это Великобритания и США, где существует система англо-саксонского права, а не континентального, которое используется в Казахстане. Он предлагал создавать правовой анклав и говорить, что наш финансовый рынок работает по англо-саксонскому праву. Речь не шла о налогах, а говорилось о создании реального комфорта для эмитентов и инвесторов. Если они привыкли работать в условиях использования англо-саксонского права в Лондоне и в Нью-Йорке, то пусть приезжают в Алматы и работают по тому же принципу. То есть должен быть не особый налоговый, а правовой режим. Но г-н Марченко ушел из правительства, и идею повернули немного в другую сторону. С одной стороны, хорошо, что государство согласилось дать налоговые льготы, но с другой, - из-за благого намерения использовать систему льгот возникли технические проблемы.
Лучше, чем в России?
А что Вы думаете по поводу минимальной доли в 20% акций, которую потенциальные эмитенты из Казахстана вынуждены по законодательству размещать на местной площадке при своем выходе на IPO, например, в Лондоне? Не кажется ли Вам, что ее можно легко обойти путем регистрации компании за рубежом? - Казахстанские эмитенты, когда выходят на IPO, всегда имеют в виду отечественный рынок, поскольку разместиться на нем дешевле, чем на зарубежных рынках. Поэтому минимальная норма 20% на сегодняшний день для них не обуза, а скорее, наоборот, преимущество. Например, IPO «Разведка Добыча КазМунайГаз» показало, что когда компания хотела обозначить квоту в 50% от размещения для Казахстана, тогда реально через наш рынок было куплено более 60% «бумаг». Купили бы и больше, если бы английская сторона не сказала: и нам что-нибудь оставьте. По Вашему мнению, стоит ли ждать бума IPO казахстанских компаний по примеру российских? - Стоит. Причем если брать относительные цифры, то бум IPO отечественных эмитентов будет даже круче, чем в России. Когда сравниваешь Россию с Казахстаном, либо нашу статистику надо умножать на десять, либо российскую делить на десять. Если все цифры свести к единому относительному параметру, то Казахстан будет выглядеть лучше и по количеству компаний, и по объему привлечений. Что нужно сделать, чтобы казахстанские эмитенты более активно выходили на отечественный фондовый рынок? - Ждать. В этом вопросе мы намерены кооперироваться с брокерами и ассоциацией финансистов. У нас была идея провести несколько выездных семинаров в регионах. С алматинскими и астанинскими эмитентами все понятно. Тех, кого могут привлечь, брокеры привлекают: иногда со «скрипом», но все же привлекают. С региональными компаниями нам нужно работать в рамках разъяснительной программы. В регионах мало банков, практически нет страховых организаций, инвестиционных фондов, в которые можно вкладываться, нет брокеров и управляющих компаний. Мы все привыкли судить по меркам жизни Алматы и Астаны, а попробуйте съездить, например, в Аркалык, тогда поймете, что это совсем другой мир. Как Вы относитесь к идее премьер-министра о необходимости стимулировать рост фондового рынка путем продажи части пакетов акций экономически привлекательных компаний населению? Насколько она осуществима? - Это реализуемая, хорошая и здравая идея, о чем мы говорили начиная с 1997 года. Слава богу, начали продавать. А пакеты акций каких именно компаний, Вы считаете, можно продать населению? - Население должно покупать акции тех компаний, которые оно хорошо знает и услугами которых оно постоянно пользуется. Пользуетесь услугами «Казахтелекома» - покупаете ее акции. Вы можете оценить эту компании с точки зрения развития рынка, ее цен, позиционирования на нем. Во всем мире люди покупают бумаги тех компаний, которые работают на потребительском рынке.
А нам все равно!..
По Вашему мнению, отразились ли известные события на Шанхайской фондовой бирже на казахстанском рынке? - На нашем рынке они практически не отразились. У нас совсем разные структуры рынков. В Китае он больше розничный, население воспринимает фондовую биржу как казино. Китайцам запрещено играть в казино, и они играют на фондовой площадке, там открыто около 80 млн. счетов. В результате у них возникают ажиотажные ситуации на рынке ценных бумаг, и государство решило навести порядок. Китайцы начали сжимать рынок, среди участников появилась паника, так как они решили, что лишаются контрпартнеров со стороны китайских инвесторов. А поскольку в Казахстане рынок целевой, то есть полностью выстроен под пенсионные фонды, банки и в целом под институциональных инвесторов, и на нем доминируют местные игроки, то по большому счету нас особо не волнует, что происходит на других рынках. Казахстан волнуют цены на нефть, золото и зерно, а цены на фондовом рынке нас не интересуют.
Сергей Зелепухин, 23.03.2007
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |