|
|
|
02.04.2007 К вопросу о национальной идее и конкурентоспособности
Сакен ЖУНУСОВ, главный редактор журнала “Индустрия Казахстана” Озiн озi бiлген ер бакытты Счастлив человек, себя познавший В газете “Казахстанская правда” от 10.02.06 г. опубликована статья академика Оразалы Сабдена “Национальная идея и стратегия конкурентоспособности”. Статья симптоматична. Я воспринял ее как глубокую рефлексию казахского интеллигента-патриота над судьбами своей родины. Глубина рефлексии заключается в том, что он ясно и просто видит жесткую детерминированность национальной идеи и конкурентоспособности. Трактовка его статьи дает возможность понять, что “обоснованная” и “точно выверенная” национальная идея позволяет ясно определить единство научно - обоснованных целей, в т.ч. и экономических.. На данной им самим дефиниции национальной идеи Сабден выводит принципы построения государства. Затем на основе этих принципов строит схему конкурентоспособной экономики. Но правильно ли Сабден определяет национальную идею? Давайте разбираться. Что такое национальная идея? Автор определяет ее как вхождение РК в ряды демократических и развитых стран мира. Это в корне не верное определение. Национальная идея - это выражение способа редуцирования национальной особенности на современность. То есть, национальная идея - это определение этносом своего места под солнцем без потери национальной самобытности. Идеолог русских царей, министр просвещения Уваров определил русскую национальную идею так: “Православие. Самодержавие. Народность”. В этой триаде “православие” выражало формулу духовного общежития, “самодержавие” - формулу власти, “народность” - этническую компоненту, а в совокупности из этой триады складывался неповторимый феномен русскости, того, что мы называем национальной особенностью. Значит, в основе национальной идеи лежит национальная особенность. Чем причинно обусловлена национальная особенность? Принципами природопользования, которые использует этнос в своих взаимоотношениях с Природой. Способ же редуцирования национальной особенности на современность есть выражение конкурентоспособности нации, т.е. способа выживания нации в мире. Как же выразить нашу национальную особенность, казахскость? Так вот, казахскость, наша национальная особенность, заключается в непрерывном обозрении - освоении социализированного мирового пространства через призму неподвижности социального времени. Это пространственно-временное соотношение было обусловлено принципом природопользования, выраженного в пастбищеобороте, который обусловил и кочевой образ жизни наших предков. Пастбищеоборот обусловил и кочевой образ жизни наших предков. Кочевки длинною в 10 000 лет ничего не меняли в жизни номадов: ни в укладе жизни, ни в языке, ни в культуре, за исключением социализированного пространства Биосферы. И в течение этих долгих тысячелетий, еще и в силу того, что кочевое скотоводство в тот исторический период было более эффективным производством, нежели доплужное земледелие и доминировало над земледельческими цивилизациями, казахи смогли вплоть до 20 столетия сохранить пастбищеоборот, выражавшего 1-й принцип природопользования (принцип, когда Человек приспосабливает себя к Природе, в отличие от 2-го принципа, когда Человек приспосабливает Природу к себе и для этого изобретает земледелие и на его основе - промышленность) и позволявшего сохранить Природу в относительно первозданном виде. И это была самая замечательная экологическая природоохранная составляющая нашей национальной особенности, одновременно начисто лишавшая нас возможностей прогрессивного развития. Прогресс-это движение исторического времени, а у казахов оно почти не шло, теперь уже известно почему. И это обстоятельство неподвижного исторического времени при перманентном изменении пространственных характеристик кочевого бытия и обусловили нашу национальную особенность и начала казахской философии - номадизм. И даже в новом историческом времени, когда казахи полностью перешли к оседлому земледелию и умеют одеваться по самой последней моде, в их душах, также как и тысячу лет назад, живет неподвижное безмолвие времени и бесконечные смены мирового пространства. Мы, казахи, только внешне делаем вид, что строим современное демократическое государство. В деле демократии мы уже впереди планеты всей. Мы за один день можем внедрить у себя любые достижения, на что западные цивилизации тратят столетия, но на самом деле казахское государство, по своему глубокому существу, есть все та же кочевая Орда, одетая в модные галстуки а ля Карим Масимов и это все, на что мы пока способны. Вот почему мы так стойко, как ни один народ, держимся своей родовой памяти. И это нас характеризует, являясь нашей национальной особенностью. И как во всем в жизни, в этом есть хорошее и плохое. Осознание этого позволит правильно выстроить нашу национальную идею и найти свое место под солнцем, а не ломится без памяти в число 50 конкурентоспособных государств. Нужно ли нам ставить задачу вхождения в число 50? Это вопрос, который требует ответа. Одно ясно, что наша национальная особенность, наш номадизм в этом точно не нуждается. А что отвечает нашей национальной особенности? Это тоже вопрос, требующий ответа и на который я тоже попытаюсь ответить. Такое определение национальной особенности, наверное, трудное для понимания, не правда ли? Но ведь понятие национальной идеи всегда извлекается из глубин народного бытия, а не из его поверхности. Почему национальную особенность необходимо определять через соотношение пространства и времени? Причем, казалось бы, здесь физические понятия? Логика здесь такова. Этнос - это единица материального мира, имеющая социальную природу. Социальная природа, как и материальный мир, имеет те же редуцированные через социальность атрибуты: социальные пространство и время. Соотношением социального пространства и социального времени определяются особенности того или иного этноса и характеристики цивилизаций. У земледельческих народов характеристики пространственного бытия неизменны, но интенсивно движение исторического времени. У кочевых народов, наоборот, постоянно меняются пространственные характеристики социального бытия, но социальное время практически неподвижно. Такой континуальный результат цивилизации номадов был следствием кочевого скотоводства: чтобы сохранять способность пастбищ к воспроизводству, необходимо было дозировать нагрузку на пастбища регулированием поголовья скота и вводить пастбищеоборот; чтобы соблюдать железный принцип пастбищеоборота, необходимо было кочевать, но чтобы кочевать нужно было создать принципиально иную систему этнокультуры: философию, которая бы теоретически обосновывала бытие наших предков на 1-м принципе природопользования и исключавший экологические катастрофы; религию тенгрианства и аруахские верования, которые бы превращали этнические особенности в константные величины; язык, который и тысячу лет назад практически был таким же как и в наше время и тем самым отразивший неподвижность исторического времени номадов; быт, который был приспособлен к бесконечным кочевьям; и т.д. Так вызрел номадизм. Но я не придумал свой метод анализа казахскости как проявления номадизма. Я извлек его из теории Олжаса Сулейменова, изложенной в его гениальной “Аз и Я” и которую я называю теорией этнолингвистической относительности. Теория Сулейменова революционирует, на мой взгляд, теорию лингвистической относительности Сепфира Уолша. Метод, имманентно содержавшийся в сулейменовской теории, я называю методом социального континуума, а свою эманацию я называю теорией этносоциальной относительности. И она точно увязывает характеристики социального пространства и социального времени конкретного этноса. Имя Олжаса Сулейменова переживет века, как и имя Альберта Эйнштейна, чьи релятивистские представления он редуцировал в теорию лингвистики, я же лишь пытаюсь вскарабкаться на плечи великого О.Сулейменова. Таким образом, мы поняли, что нашей национальной особенностью, казахскостью, является номадизм как философская квинтэссенция особенностей кочевого бытия, в которой перманентные смены социального пространства компенсируются неподвижностью социального времени, вызванные необходимостью жесточайшего соблюдения пастбищеоборота во имя сохранения первозданности преумноженной живой Природы для последующих Поколений. Именно сохранение Природы в первозданности и было Великой истиной номадизма и основанием для раскола и вековечной конкуренции между земледельческой, природоразрушающей и скотоводческой, природоохранной цивилизациями. Значит, в основании национальной идеи должен лежать номадизм как форма национальной особенности казахов. Но какими способами редуцировать номадизм на современность, чтобы сложилась национальная идея казахов? Для этого нужен экскурс в нашу недавнюю историю и точная оценка настоящего. К 19 веку кочевые цивилизации окончательно проигрывают историческую битву с земледельческими и в Степь началась великая экспансия Земледелия. Этому немало содействовал возникший в более поздние эпохи кочевой феодализм, начавший ломать основы первобытнообщинного пастбищеоборота. Тогда же алчные степные феодалы-баи, начали организовывать кочевые Орды-протогосударства и совершать набеги на ограниченные пространством земледельческие цивилизации. Земледельцы, использовав движение исторического времени, подвергли Сознание величайшей вербальной формализации, на этой основе создали выдающиеся изобретения, в том числе и в военной области и нанесли поражение Скотоводам. К середине 20 века казахи стали оседлым народом, заплатив за это миллионы жизней. Степь была заселена представителями 130 народов, большинство из которых не были номадами и нужно было искать новые способы общежития. Царизм не ставил задачи обеспечения конвергентного сосуществования номадов и мигрантов, а просто сгонял коренное население в глубь степей, вдаль от плодородных равнин и пойм рек, мест зимних тебенёвок скота, ставя их в положение американских индейцев. Советы альтернативой общежития народов РК предложили интернационализм, который был мотивирован отсутствием рынка. Сейчас мы живем в условиях рыночной экономики, а значит, и необходимости национальной самоидентификации каждой нации, живущей в лоне тех, кто тысячелетиями жил в условиях номадической культуры. Следовательно, нам нужно искать новые способы общежития и соответствующего ему формы государственного устройства. И по моему, формы общежития народов нашей страны уже найдены самими народами и имя этой форме общежития - толерантность, позволяющая самоидентифицироваться каждому народу в условиях тесного взаимодействия во всех сферах общественной жизни до степени образования нового суперэтноса. Значит, толерантность является одним из способов редуцирования номадизма на современность. Вторым способом редуцирования номадизма на современность является демократия, как форма государственного устройства, реально создающего условия для редуцирования номадизма на современность в суперполиэтнической обстановке. Причем демократии не фарсовой, а классической, модифицированной под этническое своеобразие наших народов, с реальным разделением властей, с выборностью и сменяемостью всех органов власти снизу доверху, с развитым местным самоуправлением, с уважением права меньшинства и т.д. Резюмирую. Мы определили, что способами редуцирования казахскости, номадизма на современность является толерантность, как форма общежития казахстанского этноса и демократия, как форма государственного устройства казахстанцев. Значит, казахской национальной идеей должна быть триада: “Толерантность. Демократия. Номадизм”. Эта же триада должна быть основанием и началом современной казахской философии. А как быть с конкурентоспособностью? Как ее обеспечить? Как войти в число 50 развитых стран мира? Никак. Нам не нужно этого делать вообще. Почему? Потому что это путь в никуда. Потому что номадизм исключает конкурентоспособность в западном понимании этого слова. Конкурентоспособность в контексте номадизма должна проявляться не в гонках по уничтожению Природы промышленностью и земледелием во имя удовлетворения низменного в “Человеке”, а в объемах увеличения информационной емкости Биосферы после каждого акта взаимодействии Человека с Природой. Номадизм отложился и в плохо осознаваемой природоохранной психологии казахов: даже при Советах казахские пастухи старались чередовать выпасы и не допускать чрезмерной потравы пастбищ. Конкурентоспособность - это свойство рыночной экономики и следствие ее начала - земледельческой цивилизации. Нам не нужно ни с кем конкурировать и со всем Человечеством нестись в тартарары. Конкуренция экономик привела человечество к вселенской экологической катастрофе, в которой потепление климата является лишь одним из элементов этого экологического явления. Добиваясь заветной цифры 50, мы, казахи, лишь внесем свой вклад в ускорение гибели человеческой цивилизации. Поэтому нам нужно стать вне по западному пониманию конкуренции и дать всем пример принципиально иного взаимоотношения с Природой. Как? Правильно сформулированная национальная идея позволяет правильно поставить цели. Что нам подсказывает наша национальная идея, в основе которой лежит номадизм? 1. Нам нужно встать на путь реализации 3-го принципа природопользования, который является естественной пролонгацией 1-го принципа природопользования, лежавшего в основании принципа пастбищеоборота, принципа, в процессе реализации которого Человек приспосабливал себя к Природе и который сформировал нашу национальную особенность-номадизм, обеспечившую сохранение природы Степи в первозданном виде. 3-й принцип природопользования гласит: Человек приспосабливает себя к Природе посредством вербально формализованного Сознания. Когда Человечество изобрело Земледелие, то какая-то ее часть была против такого радикального природопользования и ушла в Вечное кочевье, в Скотоводство, дабы законсервировать 1-й принцип природопользования в форме пастбищеоборота, позволявшего Человеку в своей практике природопользования точно следовать течению биосферных процессов и избегать экологических катастроф. Началась Великая конкуренция двух цивилизаций: земледельческой и скотоводческой. Земледелие, основанное на 2-м принципе природопользования, позволило Человеку формализовать Сознание до степени, когда оно было способно изобрести Промышленность и развить ее до уровня глобализации и делалось это во имя обогащения. Но говорят же, не было бы счастья… Благодаря этому к ХХ веку Земледельцы одолели Номадов. Но одолев Номадов, Земледельцы с их Промышленностью привели Человечество уже не к локальным, наподобие Сахары, а уже к глобальной экологической катастрофе: потепление климата лишь один из ее сценариев. Когда мы, казахи, ставим себе цель вырваться в число 50 конкурентоспособных государств мира, мы тем самым ставим задачу войти в престижный клуб самоубийц человеческой цивилизации. 2. Нам нужно встать над беспросветностью номадической и бесперспективностью земледельческой культур. Нам, казахам, нужно взять у Земледельцев их достижения в развитии вербально формализованного Сознании, а у Номадов, т.е. у себя, извлечь из глубин номадической психологии способность относится к Природе, как к родной Матери. Затем на этих двух основах необходимо построить новую экологическую психологию модифицированного номадизма, которая как на уровне ясного научного сознания, так и на уровне интуиции позволяла бы вписать Человека в естественное течение развития Биосферы без потери способности Человека к динамическому Прогрессу. Для этого уже сейчас вообще не нужно строить и развивать промышленность 1-го и 2-го переделов. Нужно внедрять практики абсолютно безотходных производств. Не нужно жадно и лихорадочно разрабатывать нефтяные месторождения и минеральные ресурсы, попутно добивая остатки живой Природы. Сельское хозяйство нужно развивать только в биологическом контексте, а в перспективе вообще оказаться от практики земледелия: уже есть практики, исключающие земледелие. Это позволит совершить тотальный ремонт механизмов естественного круговорота веществ в природе, сломанных земледелием. 3. Нам нужно на 3-м принципе природопользования и на психологии модифицированного номадизма создать принципиально новые схемы цивилизации, схемы Бытия Человека, которые будут точно следовать естественному течению развития Биосферы. Если мы, казахи, сможем это сделать, то Биосфера, с органично встроенной в нее механизмом Разума Человеческой цивилизацией, превратится в Ноосферу, предсказанную великим В.И. Вернадским: Человека с его Культурой будет ровно столько, сколько необходимо для прогрессивного, эмерджентного развития Биосферы. В Ноосфере величина информационных отчуждений из нее Человеком будет покрываться более значительными компенсациями, так как это было во времена первых тысячелетий Великих Кочевок наших предков и когда не было еще алчного кочевого байства, подготовившего предпосылки для гибели номадизма бесконечными набегами на земледельческие цивилизации. Современный уровень формализации Сознания позволяет создать такие схемы Цивилизации, которые полностью вмонтируют Человека в объективное течение биосферных процессов: нанотехнологии, водородная и альтернативные энергетики, биотехнологии, генная инженерия, хайтек и т.д. Такие схемы цивилизации позволят: отменить земледелие как практику; включить Скотоводство в естественные трофические цепи; подготовить переход Человечества к Автотрофности; не нарушать целостность Биосферы, подняв в воздух города, инфраструктуру; информационно точно соотнести совокупного Человека и Биосферу. Сознание, как и во времена действия 1-го принципа природопользования, вновь станет регулятором соотношения Человека и Природы. “Человек” действительно станет Человеком, достойным себя и избежит участи “цивилизации” мамонтов, пожравших самих себя. P.S. У Евгения Евтушенко в одном из его стихотворений есть такие строки: Под шелест листьев обветшалых, Под паровозный, хриплый крик, Пойми, забегавшийся жалок, Остановившийся велик! Казахи! Давайте остановимся. Остановимся так, как 10 000 лет назад остановились наши великие предки, и не будем лезть в 50 конкурентоспособных стран. Если бы они не остановились тогда, то уже давным-давно Земледельцы уничтожили бы наши Степи, как уничтожают их сейчас. С нашей помощью. Остановимся и подумаем в духе Омара Хайяма: кто мы, где мы, и куда мы потом. И только после этого тронемся в Путь. И тогда мы опять станем Великими и вне конкуренции. И тогда мы станем первыми, как и во времена Великих кочевок, но уже со стремительно бегущим и прекрасным социальным временем. И в этом нам поможет наша национальная идея: толерантность, демократия, номадизм.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |