|
|
|
19.04.2007 Казахстанские масс-медиа - новый этап развития. Гость программы «Бетпе Бет» - Ермухамет Ертысбаев - министр культуры и информации РК
Программа «Бетпе Бет» 17 апреля 2007г. Гость: Ермухамет Ертысбаев - министр культуры и информации РК Тема: «Казахстанские масс-медиа - новый этап развития». Журналист: Данил Москаленко Вед.: Добрый вечер. На канале «Хабар» время программы «Бетпе Бет». Я, ведущий Данил Москаленко вас приветствую. Сразу хочу представить своего собеседника. Сегодня я пригласил в студию министра культуры и информации Ермухамета Ертысбаева. Ермухамет Кабидинович, добрый вечер. Гость: Добрый вечер. Вед.: Спасибо, что пришли, о теме коротко. Казахстанские масс-медиа - новый этап развития. Вокруг этой темы мы будем сегодня строить наш диалог. Обсудим, я также думаю, и перспективы внедрения в Казахстане цифрового телевидения. Новые креативные подходы в изучении языков. Я имею в виду государственный язык и английский. Об этом говорил Президент в своем Послании. Ну и конечно, если успеем, поговорим о программе «Культурное наследие», которая продолжается. Второй этап будет обязательно. В общем, не так часто вы у нас бываете в эфире. Поэтому, я думаю, надо в наше время, хронометраж 20 минут прямого эфира использовать по максимуму и обсудить максимальное количество вопросов. Я напомню, что диалог открыт. Можно позвонить, можно направить свое письмо на электронную почту. Мы будем рады выслушать вашу точку зрения. Ермухамет Кабидинович, я обозначил тему Ермухамет Кабидинович, но все-таки позвольте я начну немножко с другого вопроса. Вчера на совместном заседании палат парламента во втором чтении был принят проект новой редакции конституционного закона о государственных символах Республики Казахстан, ваше министерство инициировало этот законопроект, разработало. Коротко - в чем его суть? Гость: Данил, здесь немножко неточность. 26 апреля будет 3 чтение закона о государственных символах. Это конституционный закон и в моем представлении по своей значимости, актуальности этот закон он стоит на 2 месте после Конституции. Потому что именно через призму этого закона, во всяком случае в 50 конкурентоспособных странах мира подобные законы выражают концентрировано национальную идею. Внутреннюю зрелость каждого гражданина в отдельности и нации в целом. Поэтому депутаты очень ответственно подошли к этому закону. Депутаты мажилиса и сената 118 поправок внесли в этот законопроект. Поэтому возникли споры и необходимость третьего чтения. Это беспрецедентный случай. Конституционный закон, тем не менее 26 апреля будет 3 чтение. И очень хотелось бы конечно, чтобы этот закон был принят. Потому что за последние 10 лет очень много накопилось вопросов в плане регламентации вообще гимна, герба, флага национального и очень много писем приходит в Министерство культуры и информации - как вот сейчас действовать в этом направлении. Поэтому я очень надеюсь, что в 3 чтении 26 апреля этот закон будет принят. Тем более, что глава государства, когда на совместном заседании палат выступал, он обозначил этот закон как один из приоритетных законов. Вед.: 3 чтение не так часто в парламенте встретишь. Последний раз было, если я не ошибаюсь по закону о выборах, еще в 2004 году. Возникли серьезные разногласия, или что? Гость: Мне кажется, если бы строго шли по регламенту, а регламент - это основной документ жизнедеятельности парламента, он бы был принят, этот закон. Вот я бы не хотел останавливаться на деталях этого закона. Просто когда «с голоса» некоторые депутаты во втором чтении дают новые абсолютно поправки, что противоречит регламенту, для этого существуют парламентские комитеты, согласительная комиссия. Собственно говоря, все парламенты мира именно работают в таком ключе. Основная работа до заседания проводятся, и основная масса депутатов была настроена на это, но уважая мнение других депутатов и придавая значимость конституционному закону, было принято мудрое соломоново решение - лучше отложить на 3 чтение. Я надеюсь, 26 апреля этот закон будет принят. Вед.: И проработать все детали получается. Если позволите, есть вопрос, который уже поступил по электронной почте. Ермухамет Кабидинович, в Астане готовится конференция «Читающая страна». Я думаю, вовремя сегодня молодые люди все больше увлекаются не чтением, а виртуальными, технологичными носителями информации. Верите ли вы в то, что в сегодняшнем технологичном мире есть возможность учить детей на лучших образцах литературы, а молодежь не на глянцевых журналах и таблоидах, а на произведениях Пушкина, Абая, Достоевского, Драйзера? Без подписи. Гость: Ну конечно хотелось бы верить, что наш современник «с базара Белинского и Гоголя понесет». Но на самом деле мы вступили в эпоху глобального информационного общества, когда современные новейшие технологии начинают на наших глазах вытеснять книгу и то, что среднестатистический казахстанец читает гораздо меньше, чем 30-40 лет назад - это очевидно для всех. И я бы не стал вот жесткую границу между Абаем и Интернетом проводить. Потому что любой интеллектуальный казахстанец, мыслящий гражданин нашей страны «Слова назидания» Абая, бессмертную поэзию Пушкина периодически читает, обращается к ней. Интересуется беллетристикой, новейшими литературными изданиями. Но в то же время порыться в Интернете - это тоже достаточно большое удовольствие. Вед.: Там собственно, можно все это найти. Гость: Конечно. Тем более там есть всемирные электронные библиотеки и т.д. Вот поэтому я бы не стал так разделять, но мы очень озабочены тем, что подрастающее поколение, молодежь стала гораздо меньше читать, чем наше поколение. Я не сторонник вот таких фраз, что молодежь нынче пошла не та. Но я еще раз говорю: научно-техническая революция и новейшие информационные технологии начали вытеснять книгу. А между тем все великие личности сформировались через книгу. Как источник знаний, как формирование индивидуума. Мы можем множество примеров привести. Вот даже возьмем Японию. Стран одна из самых продвинутых с точки зрения информационного общества. Тем не менее, средний статистический японец ежедневно два, два с половиной часа посвящает чтению книги. Потому что никакой Интернет никогда не сможет вытеснить книгу. И вот наша инициатива, которая, кстати, под эгидой ЮНЕСКО проводится - завтра открывается конгресс чтения. Чтение как основа конкурентоспособного общества. И международная федерация библиотечных ассоциаций принимает участие в этом крупнейшем культурном мероприятии. И блестящая плеяда писателей, издателей из многих стран Европы, Америки приехали к нам в Астану. Поэтому, пользуясь, случаем, Данил, я вас приглашаю и всех желающих завтра во Дворец мира и согласия. В 10 часов открытие. Там будет очень интересно. Поэтому эта инициатива, кстати, идет в контексте Послания главы государства которое обозначил проблему умной экономики. А как создать умную экономику? Только библиотеки, на мой взгляд, а их в Казахстане одиннадцать с половиной тысяч. И только читающий казахстанец может стать опорой этой умной экономики. Вед.: Если позволите, Ермухамет Кабидинович, давайте теперь непосредственно коснемся той темы, о которой я заявил. А именно поговорим о программе модернизации государственных СМИ. Масштабная программа. Вот какие у нее цели и задачи? И сразу несколько вопросов, чтобы вы ответили масштабно. Проводится ли сейчас единая техническая политика, мне интересно, перевооружение средств массовой информации? И какими вы видите отечественные газеты и журналы. И смогут ли в будущем, естественно, смогут ли они конкурировать с самыми известными зарубежными изданиями? Гость: Начну с самого последнего вопроса. Конечно, положа руку на сердце, я отвечу искренно и объективно. Пока мы не в состоянии конкурировать с американскими, с западноевропейскими и даже российскими журналами, и крупными печатными изданиями, газетами. Альберт Эйнштейн как-то сказал: «рубка дров популярна потому, что результат очевиден сразу». Мы рубкой дров не занимаемся, но основные направления деятельности министерства как раз направлены на это, чтобы сделать казахстанское информационное пространство, наши электронные СМИ, наши газеты, журналы конкурентоспособными. Во-первых, 18 августа прошлого года Президент подписал концепцию конкурентоспособности информационного пространства и там обозначил несколько стратегических направлений, одним из которого является то, о чем мы, Данил, в начале сказали - это модернизация государственных средств массовой информации. Конечно, для западноевропейского слушателя это может быть дико звучит. Как это так - отдавать государству приоритет? Для Казахстана, который находится на территории два миллиона семьсот сорок четыре тысячи квадратных километра, наличие сильных государственных телеканалов, которые одновременно должны стать и общественным телевидением. На базе государственной собственности. Приобретает большое значение техническая модернизация. Вот в этом году в бюджете министерства заложена три миллиарда сто миллионов тенге. Эти деньги пойдут на модернизацию технических СМИ. И речь ведь идет не только о том, чтобы закупить новое оборудование. Речь идет о том, чтобы внедрить корпоративный менеджмент, новые методы управления. С учетом общемировых стандартов. Что касается технических стандартов, возьмем такую проблему спутника «Казсат». Это крупнейшее было событие в прошлом году, когда Казахстан запустил этот спутник. И мы сейчас ведем работу, чтобы в этом году все наземные, так сказать, радиотелестанции перестроить со спутника «Интелсат 904» на «Казсат». С точки зрения информационной безопасности Казахстана - это просто беспрецедентное будет событие, поэтому в этом направлении тоже ведется работа. Вед.: Мы сейчас начали говорить о технических параметрах. Мне бы хотелось выслушать ваше мнение по поводу цифрового телевидения. На Западе это уже день сегодняшний, у нас пока будущее все-таки. Мне интересно - каков вклад государства в процесс внедрения системных, передовых технологий в электронные СМИ. И готова ли база отечественного телевидения к переходу на международные стандарты? Гость: Цифровое телевидение имеет неоспоримый ряд очень больших преимуществ перед аналоговым телевидением, которым мы пользуемся. С точки зрения качества картинки, звукового сопровождения и отсутствия помех вообще в телеэфире. Вот к 2010 году, насколько мне известно, где-то 75 процентов европейских стран полностью перейдет на цифровое телевидение. Соединенные Штаты Америки где-то на 85-90 процентов уже перешли. И согласно Женевской конвенции 2004 года страны СНГ, те которые имеют возможность, во всяком случае Российская Федерация и Казахстан. Насколько мне известно, Россия уже приняла программу до 2015 года полностью перейти. И мы сейчас заканчиваем разработку государственной программы перехода на цифровое телевидение. Полностью глава государства на Совете безопасности поддержал ее. Правительство тоже поддерживает эту программу, и не в обиду «Хабару», на ТРК «Казахстан» все-таки 100 процентов акций принадлежит государству. Как бы это будет телеплощадка для того, чтобы перейти на цифру, на цифровое телевидение. Я считаю, это будет крупнейший, во-первых, инновационный проект для Казахстана. И мы можем даже ускорить, даже раньше, чем Россия перейти к 2012 году. Для этого у нас есть в принципе все финансовые, организационные, технические возможности. А помимо инновационного проекта здесь еще мощный социальный пакет. В Соединенных Штатах Америки, например, для уязвимых слоев, для бедных слоев населения государство бесплатно выделяло цифровые телевизоры. С тем, чтобы все население было охвачено. Я думаю, что у Казахстана тоже найдутся такие возможности, чтобы наших пенсионеров обеспечить реверсорами, которые помогут аналоговым телевизорам принимать спутниковый сигнал. Вед.: Это вопрос, конечно, о доступности этих новых технологий, и телевизоры специальные нужны. Гость: Т.е. это на самом деле не только техническая программа и громадный социальный пакет. А главное это один из критериев будет конкурентоспособной страны. Потому, что в 50 развитых странах интенсивно сейчас идет масштабный переход от аналогового телевидения к цифровому телевидению. Это поручение главы государства на Совете безопасности и в прошлом году и в этом году. И правительство, еще раз подчеркиваю, полностью поддерживает вот эту программу. Вед.: Давайте послушаем нашего телезрителя. Есть у нас звонок. Добрый вечер. Представьтесь и говорите. Здравствуйте. Аслан Акылбеков, город Астана. Уважаемый министр, у меня такой вопрос. Вот вы постоянно говорите везде о либерализации законодательства. А как же тогда закон об издательской деятельности, закон об Интернете? Я вот, например, юрист, вот этими законами вы собираетесь ввести лицензирование издательства и фактически ограничить сам Интернет. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо. Вед.: Спасибо за вопрос. Гость: Спасибо за интересный вопрос. Что касается издательской деятельности. Немногие знают, что в прошлом году я провел 2 большие встречи с крупнейшими издательствами Казахстана - это требование вообще самих издателей было вести лицензирование. Потому что издателей сейчас беспокоят вопросы сертификации, вопросы качества. Опять же, Данил, мы постоянно возвращаемся к критериям конкурентоспособной страны. Один из главных критериев - это качество полиграфической продукции вообще в стране. По полиграфической продукции можно судить, где ты находишься - в Судане, в Эфиопии, или в Германии, или в Англии. Это совершенно один из мощных критериев. Вы когда бываете за границей, видели газету «Таймс». Ее просто приятно держать в руках и листать. Поэтому издатели выдвинули требование лицензирования. Но поскольку эта мера непопулярная, и с точки зрения диалогового режима очень трудно объяснить, мы вчера на межведомственной комиссии отозвали закон об издательской деятельности. Вед.: Это новость. Гость: Мы отозвали, многие могут сказать - вот из-за того, что Казахстан хочет председательствовать в ОБСЕ, но эта грандиозная задача. Это престиж не только всей страны, а каждого казахстанца. Это позволит Казахстану интегрироваться в Европейский Союз. Имидж Казахстана еще раз поднять на международной арене. Увеличить количество туристов в нашу страну. Вызвать новый, жадный интерес к нашей стране. Поэтому с учетом этого мы пойдем на то, чтобы эти законопроекты пока не будировать. Я говорю пока. Почему? Потому что все равно, когда Казахстан будет вступать в Всемирную Торговую Организацию. А я убежден - это будет скоро. Одно из требований Всемирной Торговой Организации - это вопросы о сертификации качества полиграфической продукции. Поэтому закон об издательской деятельности, он не предназначен для того, чтобы там зажимать оппозиционные издания. Они как выходили и будут выходить, ради Бога, как говорится. Но нельзя все сводить к политизации, или возьмем Интернет. Да, мы законопроект по Интернету, тоже разработали, но он направлен также как и в Соединенных Штатах Америки и в странах Западной Европы против киберпреступности, против террористических информационных сайтов. В Америке не только закон приняли, а еще очень жесткие такие требования, они огласили, вернее опубликовали список категорического запрета въезда на территорию Соединенных Штатов Америки владельцев таких-то, таких-то сайтов. Пофамильно обозначили их, чтобы никогда им виз не выдавать въезда в эту страну. И любые граждане, организации, которые поддерживают какие-то контакты с этими сайтами тоже самое. Вы понимаете, т.е. речь идет о том, чтобы не регулировать в политическом плане Интернет. Об этом вообще речи быть не может. Это просто не возможно в эпоху Интернета. Вот поэтому, мне кажется, может быть нам надо было почаще действительно с журналистскими организациями встречаться, с общественностью, со всеми, которые интересуются этими вопросами, чтобы элементарно вот эти вещи объяснить. И тем не менее, Данил, еще раз вам говорю - мы временно отозвали. Вед.: Мы к этому придем. Гость: Эти законопроекты, но если будет продолжаться тенденция использования Интернет-сайтов, как это было недавно там с попыткой межнациональную вражду разжечь и т.д. Мы внепланово всегда сможем внести этот закон на межведомственную комиссию. Но с учетом интересов нашей страны. С учетом интересов найти общественное согласие, престижа страны, ее демократической составляющей, мы пока пошли на такие шаги. Вед.: Мы сейчас говорим о законодательстве. Давайте, наверно, немножко расширим эту тему. Мне бы хотелось выслушать вашу оценку. Вообще как вы оцениваете законодательную базу, которая регулирует все отношения в области СМИ? И сразу вопрос: есть ли перспективы сотрудничества министерства с общественными журналистскими организациями по дальнейшему совершенствованию законодательного поля и совместному продвижению - это главное нового законопроекта о СМИ. Гость: У нас достаточно хорошая законодательная база по средствам массовой информации. Я имею в виду сам закон о СМИ, Конституция, административный, налоговый, гражданский кодексы. Есть 30 нормативно-правовых актов, утвержденных правительством, которые регулируют, допустим, регистрацию иностранных СМИ на территории Казахстана. И вот весь этот пакет законодательных и нормативно-правовых документов, он позволил сделать так, чтоб на территории Казахстана несколько тысяч печатных изданий распространялось свободно. 83 зарубежных телеканала открыто вещают на Казахстан - это реалии демократически открытого общества. Поэтому с точки зрения законодательства мы открыты, мы готовы любые предложения выслушать, но это не означает, что любые предложения могут пройти. Не министерство же принимает закон о СМИ. Это здесь нужно решение большинства, имеется в виду двухпалатного парламента. Я слышал, недавно группа депутатов опять выступила с инициативой законопроекта. Пожалуйста, я не могу сейчас говорить о том, что 100 процентов поддержим, но все, что касается дальнейшей демократизации и той политической модернизации, которую Президент обозначил на последнем заседании госкомиссии, мы всегда готовы поддержать. Сейчас у нас очень хорошие контакты с ОБСЕ. Осенью прошлого года в Варшаве мы выступили с инициативой провести семинар по вопросам саморегуляции СМИ. Ведь на Западе на самом деле закон о СМИ не Конституция регулирует. Там журналистская этика первична, и самоконтроль журналистов, и саморегуляция. Поэтому там крайне редко случаются конфликты скандальные, с судебными наездами, с преследованиями, которые, к сожалению, я буду открыто говорить, имеют место. Мы, министерство, готовы рассмотреть даже вопрос прекращения уголовного преследования журналистов за искажение правды. Вед.: За клевету вы имеете в виду. Гость: Да, почему? Потому что в ряде европейских стран приняты подобные законы, но это же не означает, что журналисты теперь должны свободно заниматься клеветой, оскорблением и т.д. Здесь сразу первичный вопрос саморегуляции, самоконтроля. Вед.: Вкупе с системой, которые вы предлагаете, конечно, это будет очень актуально. Гость: Вот поэтому я еще раз говорю: с точки зрения либерализации законодательства у нас сейчас тесные контакты с ОБСЕ. Завтра я выезжаю вечером в Алматы, там крупнейшее событие - Евразийский медиа-форум. И в рамках форума мы договорились встретиться с председателем ОБСЕ. Затем с рядом журналистских организаций. И будем, как говорится, активно сотрудничать в этом направлении. Вед.: Если позволите, я вас перебью. Потому что у нас время кончается, есть у нас звонок. Давайте послушаем, потом продолжим. Добрый вечер. Мы вас слушаем. Телезритель: Здравствуйте. Гость: Добрый вечер. Телезритель: Я не хотел бы представляться по некоторым обстоятельствам. Вед.: Говорите, говорите. Телезритель: Господин министр, у меня один конкретный вопрос к вам. Почему вы не регистрируете оппозиционную прессу? Спасибо за ответ. Гость: За последние полгода около 250 газет мы зарегистрировали новых. Я сейчас все их перечислять не буду, потому что у нас времени не хватит. Я назову оппозиционные газеты, которые мне запомнились. «Социал-демократ» - это газета общенациональная социал-демократической партии. Потом «Уш-Тағын» на казахском языке, газета тоже социал-демократов. Прошла перерегистрацию газета «Коммунист Казахстана». Несколько других оппозиционных изданий мы зарегистрировали. Вообще, когда документы приносят на регистрацию, мы не спрашиваем: вы оппозиционная газета, или «Нур Отановская» газета. Если не регистрируются некоторые газеты, как правило - это из-за нарушения. Вед.: Кстати, таких фактов много? Гость: Нет, есть такие факты, когда не регистрируются, когда идет название, уже зарегистрировано и повторяется, либо там часть названия повторяется. Согласно поправкам в закон о СМИ. И вообще когда люди «педалируют» эту тему, что вот мы намерено хотим зажать оппозиционную прессу, не регистрировать ее - это все «от лукавого». Я приведу один пример. Уважаемые казахстанцы, если вы помните, 4 декабря 2004 года Президент победил на выборах. Набрал 91 процент. Так вот в 2005 году до и во время электорального сезона в Казахстане выходило свыше 60 оппозиционных газет. Общим тиражом еженедельным 960 тысяч тираж, почти миллион. Ни в одной стране СНГ такого не было. А результат какой? 6, 64 процента получил лидер от оппозиции. Вот эффект, так сказать, оппозиционной прессы. Я не хочу сейчас обижать газету «Республика», или «Свободу слова», но мы мониторим прессу, наблюдаем такую тенденцию, что интерес к оппозиционной прессе постоянно падает. Потому что когда газета из номера в номер печатает одни и те же материалы, и одну и ту же линию проводят. Главное предназначение газеты - это совершенно новые материалы, новые подходы, новые факты. А когда газета превращается в революционную прокламацию, то она имеет какой-то кратковременный успех во время электорального сезона, и так далее. Поэтому нет такой проблемы вообще на самом деле - оппозиционная газета, или нет. Мы регистрируем все газеты, которые строго соблюдают закон и нормативно-правовые инструкции. Если позволите, давайте обсудим тогда другую проблему во время событий в Маловодном и Казаткоме, в средствах массовой информации различные были комментарии. И Генеральная прокуратура довольно резко высказалась в адрес электронных СМИ. Вот не могли бы вы подробнее рассказать о том, как вам представляются основные принципы урегулирования подобных проблем, которые, возможно, в будущем возникнут? Гость: Тема межнациональных отношений, вообще национальный вопрос - это фундамент, каркас и стержень вообще всей политики Президента. И я не хочу сказать, что никто не имеет права касаться этой темы, но что касается оценки, вообще межнациональных отношений, глава государства ежегодно на Ассамблеи Народов Казахстана дает оценку текущей ситуации. И то, что именно позитивные межнациональные отношения - это один из факторов - позволили Казахстану провести самую успешную реформу в СНГ. Это очевидно для всех. Поэтому, когда некоторые интернет-сайты и некоторые газеты попытались эксплуатировать эту тему, глава государства достаточно жестко отреагировал на это в интервью средствам массовой информации. Что касается министерства, мы просто посоветовали всем газетам строго в рамках пресс-релиза МВД давать, и газеты откликнулись на это. Спасибо им за это. Вед.: К сожалению, вышло время, хотя в принципе вопросов еще много. Есть вопросы, которые поступили на электронную почту. Я вам их передам, если можно, ответите нашим телезрителям. Гость: Обязательно ответим. Вед.: Спасибо большое, что пришли к нам в эфир. Гость: Спасибо вам за приглашение. Вед.: Мы сегодня говорили о казахстанских масс-медиа. О новом этапе развития. В гостях у нас был министр культуры и информации РК Ермухамет Кабидинович Ертысбаев. До встречи завтра. Спасибо еще раз.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |