|
|
|
07.05.2007 Наталья КОРЖОВА: Учитесь правильно рисковать!
Ваучеры, ПИФы, фонды — несмотря на то что страна больше 15 лет живет в рынке, большей части ее населения эти слова ни о чем не говорят. Между тем уровень вкладов граждан на депозитах банков год от года неуклонно растет. Как сделать так, чтобы эти деньги не лежали «мертвым грузом», а были вовлечены в экономику? Об этом мы беседуем с министром финансов РК Натальей Коржовой. — Наталья Артемовна, что побудило вас заняться этой проблемой? — Давайте будем откровенны: деньги — это не только эквивалент труда. Это еще и мощный финансовый инструмент. Как сделать его работу эффективной? Как их уберечь от обесценивания? Как вовлечь тенге в экономический оборот? Сегодня мы живем в условиях финансовой стабильности. Мы имеем большой объем сбережений населения, который в основной массе сконцентрирован на депозитах банков второго уровня. Приведу такие данные: на первое января 2007 года общая сумма вкладов физических и юридических лиц на депозитах в банках второго уровня составила 4 триллиона 714 миллиардов 900 миллионов тенге, а накопления в пенсионных фондах — более 909 миллиардов тенге. Что мы видим? На каждом углу рядовому казахстанцу делают весьма заманчивые финансовые предложения «приумножить» капитал. Но рядовому обывателю, сохранившему советский стиль мышления, до сих пор, ввиду незначительности его личных активов, не требовалось заботиться о том, куда и как выгодно вложить свои деньги, как их не потерять, а увеличить. С построением открытой рыночной экономической системы появилось немало возможностей преуспеть, умножить начальный капитал, улучшить свое благосостояние. Но возрос и риск потерять свои накопления, и из преуспевающего кредитора превратиться в должника или банкрота. Значительная часть населения не имеет базового финансового образования. И это реально ограничивает возможность людей принимать правильные решения в сфере кредитно-денежных отношений для обеспечения своего финансового благополучия. Более того, это создает опасность стать жертвой различных финансовых махинаций и уловок. Отсутствие элементарных знаний в области инвестирования препятствует вовлечению значительных активов населения в развитие экономики, а неэффективное управление гражданами своими растущими накоплениями делает их уязвимыми перед лицом финансовых кризисов, что может создать угрозу стабильности финансовой системы в целом. — Простите, но ведь деньги можно вложить в недвижимость, в банк положить, наконец... — Вложить — это значит инвестировать. Но будем откровенны: недвижимость и депозиты не обеспечивают стопроцентную гарантию от рыночных рисков. Хотя есть средство — диверсифицированный портфель. Иными словами, это распределение денег или инвестиции в разные активы с целью минимизации своих рисков. Статистика показывает, что казахстанцы скопили в депозитах более одного триллиона тенге на банковских счетах, где годовая ставка вознаграждения по депозитам в тенге составляет порядка 10—11 процентов годовых. Но при этом граждане практически не вовлечены в работу рынка ценных бумаг, где доходность может быть не менее привлекательной. — Иными словами, нужен масштабный «экономический ликбез»? Опыт Запада нам может чем-то помочь? — Надо сказать, что вопрос обучения рядовых граждан базовым знаниям в области финансов озаботил в последнее время многие страны с развитой рыночной экономикой. За последние пять лет в США сформировалась группа федеральных министерств и неправительственных организаций, основной целью которых является помощь в формировании базовых финансовых знаний населения. Активно действуют программы содействия финансовой грамотности детей дошкольного и школьного возраста, проекты формирования базовых финансовых компетенций у взрослых. В Великобритании с 2000 года ликвидация пробелов базовых финансовых знаний населения стала финансироваться из бюджета. Здесь функционирует специальное агентство, реализующее проект «Финансовая грамотность», широко используются IT-технологии. В Австралии в 2005 году одобрена национальная концепция и утвержден специальный фонд финансовой грамотности. В Германии вопросами базовых финансовых знаний граждан занимается министерство семьи и молодежи совместно с несколькими ассоциациями (финансовых консультантов, кредитных товариществ и даже немецкий Красный Крест). Функционирует специальный интернет-портал, издается учебно-методическая литература. — Что в этом направлении можно предпринять в Казахстане? — Забегая вперед, скажу: уже предпринимаем. Государство должно обеспечить финансовую грамотность населения, построить систему финансового образования граждан. И сегодня Казахстану нужно решать эту задачу. В Послании Президента «Новый Казахстан в новом мире» достижение нового уровня устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы страны в условиях либерализации предусматривается также с помощью привлечения населения к активному инвестированию своих средств. Для этого нужно провести масштабную работу по обучению населения азам инвестиционной грамотности. Правительство приступило к решению этой задачи. Нам предстоит поднять уровень знаний и умений каждого члена нашего общества до самостоятельности. Что включает в себя «джентльменский набор» современного внутреннего инвестора? В первую очередь умение оценить риск своих инвестиций. Понимание эффективной ставки процента за кредит, то есть что вы реально платите, а не видите в рекламе. Умение оценивать и выбирать банковские продукты. Умение оценивать и использовать основные инструменты фондового рынка — акции, облигации, паи. — Что конкретно планируется сделать? — Для решения этой задачи Правительством будет реализована Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения. Программой предусматривается широкое информирование и обучение населения финансовой грамоте. Так, ведется подготовительная работа по выпуску финансовой литературы для населения. Ведется издание пособий и разъяснений для акционерных обществ, эмитирующих ценные бумаги. Публикуются статьи и обзоры в журналах и газетах, интервью и беседы на телевидении со специалистами и руководителями организаций — профессиональными участниками финансового рынка, а также с людьми, освоившими технологии управления своими финансами и имеющими опыт. Ведется разработка обучающих программ и компьютерных игр, их распространение на CD, DVD, е-mail, создание web-сайтов, электронных справочников, электронных конференций для пользователей финансовыми инструментами. Планируется создание сети бесплатных информационно-консультационных центров и другое. Кроме того, будут дополнены и адаптированы к новым требованиям учебные программы профессиональных учебных заведений, вузов и колледжей, курсов повышения квалификации. — Сегодня очень много и часто говорится об IPO. В последнее время это стало популярным словом в лексиконе «продвинутых» чиновников и бизнесменов. Часто оно упоминается на совещаниях в Правительстве... — Прежде всего IPO — это первичная публичная продажа акций акционерного общества его учредителями, когда существующие акционеры продают свои акции на рынке либо для получения одномоментной прибыли, либо для привлечения инвестиций в компанию для дальнейшего ее развития. Как правило, проведение IPO состоит из трех стадий: предподготовительной, подготовительной и непосредственно проведения IPO. На самой первой стадии банк-организатор (консультант) помогает эмитенту, желающему продать свои акции, проводить необходимую реструктуризацию бизнеса для повышения его эффективности и прозрачности, что по сути является внедрением лучшей практики корпоративного управления. Эмитент — это тот, кто продает акции. Такое «приведение компании в порядок» занимает обычно от полугода до года. Вторая стадия — непосредственная подготовка размещения акций. Банк-организатор или синдикат банков работает с юристами и другими консультантами, готовит документы по сделке. Как правило, эта работа делится между несколькими участниками синдиката, где каждый отвечает за свое направление — финансы, корпоративное управление, юридические вопросы. За день до выпуска аналитического отчета эмитент публикует сообщение о намерении провести сделку. К этой дате должно быть принято и решение по объему размещения — количеству акций, выпускаемых в публичное обращение. — А как определяется цена акций? — Банки-организаторы формируют свое мнение о реальной цене акций еще до их выхода к инвесторам. Однако понимание оптимальной цены размещения у банков может расходиться с представлениями инвесторов. Поэтому и необходима стадия маркетинга. По ее завершении консультанты вместе с акционерами формируют диапазон цены, с которым уже выходят к инвесторам в рамках road show (рекламы и предложения). — Что собой представляет road show? — Если речь идет о глобальном размещении акций, то это сотни встреч эмитента с инвесторами в разных городах по всему миру. Формат встреч может быть различным: один на один или с группой. На основании общения с менеджментом эмитента инвестор формирует мнение, по какой цене и хочет ли он вообще покупать акции. Если решение положительное, то через банк-организатор он ставит свою заявку в общую книгу заявок, на основании которой эмитент и банки-андеррайтеры принимают решение, кому и по какой цене продавать акции. Момент закрытия книги заявок заранее оговаривается с точностью до часа. До этого времени в течение всего road show у инвесторов есть возможность свою заявку изменить. После этого приходит время процесса settlement: совет директоров эмитента принимает решение по цене размещения, начинается технический процесс поставки и оплаты ценных бумаг. Средняя продолжительность road show — две недели. — Кто принимает окончательное решение о том, кому достанутся акции? Банк? — Непосредственный процесс распределения бумаг зависит от эмитента или продающего акционера. Банки-организаторы лишь дают рекомендации. — Сейчас много говорят о «народном» IPO. Есть опасения, не превратится ли это в очередную кампанию, подобно той, что была у нас с ПИКами? — Скажем так, опасения имеют под собой почву. При проведении «народных» IPO нужно быть крайне осторожными. Тот, кто продает бумаги непрофессиональным инвесторам, берет на себя большую ответственность, поскольку граждане не могут воспользоваться услугами аналитиков для оценки привлекательности инвестиций. Поэтому мы и хотим реализовать программу по повышению финансовой грамотности, чтобы граждане — инвесторы знали куда, когда, сколько вкладывать и были полностью информированы о своих правах как будущего акционера. — Может ли физическое лицо, рядовой гражданин купить акции в ходе IPO, если оно не объявлено «народным»? — Здесь ограничений нет. Но лучше всего — послушайте совета — лучше это делать через профессиональных управляющих и инвестировать деньги в ПИФы или другие структуры, где аккумулируются средства граждан для инвестиций в рынок. Еще лучше — подписать договор с брокером, который от имени физического лица будет выставлять котировки. Принятие инвестиционного решения — это самый принципиальный момент в покупке акций. Лучше довериться профессионалу, нежели играть как в казино. — Какая работа сейчас проводится по размещению акций ENRC среди населения нашей страны? — В соответствии с постановлением Правительства нами интенсивно проводятся переговоры с другими акционерами ENRC по реализации акций для населения. Предварительно можно сказать, что мы планируем размещение 0,8 процента в июне текущего года. При этом для достижения поставленной задачи мы должны провести все необходимые согласования и утверждения с участием внешних консультантов. Хотела бы подчеркнуть: предполагаемое размещение будет только для физических лиц — граждан Казахстана, и в целях исключения спекуляций мы рассматриваем возможность лимитирования количества акций на человека. — Новации — дело, конечно, хорошее, но кто будет отвечать в случае обвала рынка? — Прежде всего, необходимо отметить, что гражданин, как и любой другой инвестор, инвестируя свои деньги в любой инструмент, несет риск их потери. Это горькая истина рынка! Более того, необходимо разделять и выявлять причины того или иного краха финансового рынка. Условно мы можем их разделить на кризисы внешнего и внутреннего воздействия. Не секрет, что при возникновении кризиса внешнего воздействия все участники рынка понесут потери, как, впрочем, при любом форс-мажоре. Другое дело, если рынок потерпел крах ввиду внутреннего кризиса. В идеале Агентство по финансовому надзору должно провести тщательное расследование и выявить точку кризиса, то есть найти причину его возникновения. Если рассматривать ситуацию, когда акции одной компании падают в цене в недопустимом коридоре цены, то ответственность за ущерб, нанесенный инвесторам и вызванный таким падением, несет совет директоров компании в полном составе. При этом опять-таки должно быть проведено тщательное расследование, с инициативой которого могут выступить как сами акционеры так и государство. — Будем откровенны, у нас разные финансовые возможности с бароном Ротшильдом, и я вряд ли когда-нибудь смогу купить акции алмазных приисков. Может быть, стоило бы предусмотреть различные механизмы инвестирования собственных сбережений для различных слоев населения, в зависимости от уровня доходов? — На самом деле стоимость акций может варьироваться от одного тиына до сотен тысяч тенге. Это зависит от политики самой компании-эмитента. В нашем случае, если будут выводиться акции компаний, где государство прямо имеет возможность влиять на принимаемые решения, то есть участвовать в совете директоров, мы соответственно будем рекомендовать устанавливать низкую стоимость номинала акции. Замечу, что в некоторых странах при продаже акций государственных компаний применялся метод так называемых скидок, когда для граждан делалась скидка от одного до десяти процентов от реальной рыночной стоимости. При этом с целью недопущения моментальных спекуляций вводилось временное ограничение по их дальнейшей продаже. — Что гарантирует государство начинающему инвестору? — Во-первых, государство гарантирует неукоснительное исполнение законодательства Республики Казахстан всеми участниками рынка. У нас подготовлена и внедрена одна из передовых в странах СНГ и Восточной Европы законодательная база, и на должном уровне осуществляется финансовый мониторинг Агентства финансового надзора. Однако нам нужно усовершенствовать законодательство в области защиты интересов миноритарных инвесторов, в том числе рядовых граждан, тем самым минимизировать их риски. Во-вторых, государство гарантирует соответствующую макроэкономическую и фискальную политику стабильного развития экономики и, соответственно, финансового сектора как его неотъемлемой части. Проводимая сегодня взвешенная экономическая политика Правительства направлена на постоянный и сбалансированный рост экономики. При этом учитываются все факторы воздействия тех или иных мер, в том числе и на финансовый сектор. Во главу угла ставится вопрос минимизации риска финансового кризиса в стране. В-третьих, государство гарантирует создание условий, направленных на установление прозрачности компаний, таких, к примеру, как внедрение международных финансовых стандартов отчетности на всех предприятиях Казахстана. По этому вопросу у нас есть программа действий, которая в том числе предусматривает создание финансовой академии при Министерстве финансов. Само единообразие в отчетности должно сыграть свою роль. Но... Надо четко понимать: государство не выступало и не будет выступать гарантом по доходности и тем более сохранности инвестиций в акциях. Еще раз повторяю. Риск — это неотъемлемый элемент любой коммерции. Важно научиться правильно рисковать.
Болат СУЛЕЙМЕНОВ,
г. Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |