|
|
|
15.05.2007 Преодолеть предубеждения
Совершенствование судебно-правовой системы в Послании народу Казахстана определено Главой государства одним из важнейших направлений проводимых в стране реформ. Процесс трансформации судов в суверенной республике проходил непрерывно, под знаками их отделения от исполнительной власти, назначения судей Президентом, принятия законодательных актов о статусе служителей Фемиды, последовательно приближаясь к мировым стандартам правосудия. Свидетельством тому может служить также мораторий на смертную казнь и введение суда присяжных. Эти и многие другие шаги, предпринимаемые государством, дали положительные результаты в плане доступа граждан и организаций к правосудию, значительно сократив время прохождения дел в судебных инстанциях, считает председатель Акмолинского областного суда Омирсерик КОЖАБАЕВ, которого мы попросили поделиться своими мыслями о дальнейшем развитии судебной системы. — Омирсерик Сагындыкович, не секрет, что многие эксперты называют судебную систему республики сложившейся и стабильной. Означает ли это, что она миновала полосу кардинальных реформ и не нуждается в дальнейшем совершенствовании? — Действительно, на данный момент в Казахстане в целом создана сбалансированная система позитивного права, интегрированного в структуру интенсивно развивающегося государства. Вместе с тем, несмотря на положительные отзывы зарубежных наблюдателей о темпах и качестве судебно-правового строительства, у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать: состояние судопроизводства в республике до конца удовлетворяет современным международным требованиям в области защиты прав человека. Подчас факты непрофессионализма и злоупотреблений в судейской среде ставят под угрозу экономическую и личную безопасность граждан, о чем в последнее время не раз указывалось на официальном уровне. — В связи с этим в каком направлении, на ваш взгляд, должно развиваться правосудие в Казахстане? Какие действия по его дальнейшему реформированию следует предпринять? — Руководство судебной системы прилагает усилия к поиску и внедрению новых организационно-правовых форм укрепления эффективности и публичных начал правосудия, для воплощения которых необходимо заинтересованное участие всех ветвей власти и активных слоев общества. Ориентиром в реализации этой важной задачи могла бы служить Европейская хартия о статусе судей, устанавливающая краеугольные принципы формирования беспристрастного и компетентного суда, которые определяют порядок назначения и освобождения от должности, организации деятельности и гарантии независимости и ответственности судей. В недалеком будущем Казахстану предстоит присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и вступить под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Поэтому уже сейчас следует всерьез задуматься о соответствии казахстанской правовой системы требованиям международных стандартов. И здесь наша практика применительно к мировому опыту дает обширный повод для размышлений. Проблемы, связанные с защитой прав человека и гражданина, неотъемлемы от квалификации судей, совершенствования судоустройства и судопроизводства. Между тем в прениях по такому ключевому вопросу обеспечения защиты гражданских прав и свобод, как материальные условия независимого статуса судьи, у нас нередко преобладают популистские настроения. Эти предубеждения необходимо преодолевать, если мы строим правовое государство. — Какие, на ваш взгляд, есть в Казахстане новые возможности для реформирования судебной системы с использованием передового зарубежного опыта? — Целесообразно рассмотрение новых возможностей для упрощения и рационализации судопроизводства с использованием передового зарубежного опыта. Так, в США только пять процентов дел проходят процедуру судебного разбирательства. Остальные 95 завершаются благодаря альтернативным способам разрешения споров (переговоры, посредничество и другое). В Словении стороны выбирают посредников из предложенного списка и их функции исполняют действующие судьи, а также представители омбудсмена. Осуществление примирительных процедур предполагает пересмотр в известной степени устоявшегося у нас запрета для судьи открыто выражать свое мнение в отношении субъективных прав и обязанностей участников процесса. Другим перспективным средством совершенствования правосудия может служить внедрение досудебных процедур урегулирования конфликтов граждан с государством. К примеру, в Германии установлен порядок обязательного досудебного обжалования незаконных актов и действий должностных лиц в вышестоящие органы управления и специальные учреждения административной юстиции, в результате чего происходит более быстрая защита нарушенных прав, нежели с использованием судебного разбирательства. Вместе с тем Европейский суд считает недопустимыми споры между госорганами и служащими в сфере публичного права. Последовательно критикуя национальные законодательства, предоставляющие прокуратуре право обжалования судебных актов по частным делам, Европейский суд справедливо полагает, что такое право принадлежит только лицам, заинтересованным в судебной защите. Вобрав в себя основные черты и достижения западной правовой культуры, наша судебно-правовая система продолжает испытывать на себе ее влияние. Вместе с тем следует осмотрительно примерять европейские правовые традиции к нашей действительности, поскольку не всякое заимствование приводит к положительным эффектам. Только после всестороннего изучения вопроса и обширных дискуссий Казахстаном была принята отличная от зарубежных образцов модель судоустройства с участием присяжных заседателей, удовлетворяющая нашим общественным интересам. Такого же осторожного рассмотрения требуют рекомендации о введении института частных судебных исполнителей, ювенальной юстиции и других новаций. К примеру, немцы отрицают французскую идею альтернативного исполнения судебных актов, считая невозможным возложение государственных функций на частных лиц. Учреждению же новых специализированных судов, требующих дополнительного штатного и материально-технического обеспечения, целесообразно противопоставить углубленную специализацию в действующих судах. Центральной задачей, от решения которой напрямую зависит устойчивость общественно-экономического развития и снятие социального напряжения, продолжает оставаться качество отправления правосудия, определяемое сегодня статистическими показателями, не вполне раскрывающими реальное положение дел. Время предъявляет к служителям Фемиды повышенные требования в плане квалификации и профессионального мышления, для чего самообразования уже недостаточно. Необходимо всемерное укрепление связи с правовой наукой. С другой стороны, презумпция добросовестности судьи должна подкрепляться механизмом его безусловной ответственности за заведомо незаконные решения и безнравственное поведение. Учитывая, что лица, претендующие на судейскую должность, не всегда имеют всестороннее представление о характере предстоящих обязанностей, действующий порядок тестирования кандидатов в судьи на общее знание законодательства, не гарантирующий необходимых деловых и личных качеств, нуждается в пересмотре. Без создания эффективного режима исполнения судебных актов государство не в состоянии выполнять свои обязанности по обеспечению прав граждан на судебную защиту и права на собственность, являющихся фундаментальными в международной и конституционной правовой квалификации. Поэтому концепция и программы совершенствования судебной системы должны содержать предложения по безусловному обеспечению исполнения судебных решений. Только таким образом можно добиться укрепления общественного порядка и доверия граждан к правосудию.
Чингиз ТАШЕНОВ
г. Кокшетау
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |