|
|
|
22.05.2007 Настоящее и предстоящее
Процессы демократизации, происходящие в казахстанском обществе, требуют дальнейшего совершенствования избирательной системы — важного института развития демократии. Прошедшие за годы суверенитета электоральные кампании показали, что действующее выборное законодательство республики обеспечивает достаточную правовую базу для проведения выборов, соответствующих общепризнанным международным нормам и демократическим стандартам. Однако в системе подготовки и проведения выборов имеется и ряд недостатков, над устранением которых постоянно работает Центральная избирательная комиссия РК. Голосование — это процедура, лежащая в фундаменте всей демократической политической системы. Поэтому обеспечение «прозрачности» и честности подведения итогов голосования — задача политической важности. Как показывает мировая практика, одним из путей устранения проблем в данной сфере является внедрение автоматизированных информационных систем, позволяющих решать задачи организации избирательного процесса на всех этапах, включая планирование, подготовку и проведение выборов, а также учет избирателей. АИС также предоставляют возможности оптимальной организации работы избирательных комиссий разных уровней, подведения в режиме реального времени итогов голосования и доведения их с помощью средств отображения информации и электронных СМИ до каждого гражданина страны. Исходя из объективной необходимости совершенствования избирательной системы, в нашей республике была создана государственная автоматизированная информационная система «Сайлау» (АИС «Сайлау»). Введенная в эксплуатацию в 2004 году, она позволила автоматизировать процесс организации и проведения выборов, достижения их прозрачности путем максимального исключения из технологического цикла негативного воздействия так называемого человеческого фактора. Введение электронной системы голосования стало важным событием в политической жизни государства. Как и всякое новшество, оно вызвало большой общественный резонанс. Следует заметить, что наша страна приступила к разработке и внедрению электронной избирательной системы с учетом мирового опыта, доказывающего, что обширное использование в избирательном процессе современных информационных технологий становится естественной необходимостью. Начало этому процессу было положено поручением Главы государства Нурсултана Назарбаева о внедрении автоматизированной системы составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения итогов выборов, озвученным в Послании народу Казахстана 2004 года. В том же году были внесены дополнения в Закон «О выборах в Республике Казахстан», регламентирующие особенности проведения выборов с использованием электронной избирательной системы. В основу концепции «Сайлау» положены такие основные задачи: повышение эффективности сбора, обработки, хранения и передачи информации, используемой в ходе подготовки выборов; повышение уровня информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий всех уровней, их оперативного взаимодействия в ходе организации и проведения выборов; автоматизация избирательных процедур по подсчету голосов и определению результатов выборов. В соответствии с выводами экспертной группы Государственной комиссией по приемке электронной избирательной системы 15 сентября 2004 года был подписан акт о приемке АИС «Сайлау» в эксплуатацию. Для обеспечения ее сервисного системно-технического обслуживания, сопровождения и администрирования было создано республиканское государственное предприятие «Инженерно-технический центр Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан». А начиная с 2004 года система начала поэтапно использоваться в выборных мероприятиях. В сентябре 2004 года в качестве эксперимента система была применена на четырех избирательных участках Астаны при проведении довыборов депутатов маслихатов вместо выбывших. 19 сентября того же года АИС «Сайлау» использовалась на 961 (10 процентах) избирательном участке при проведении очередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, а четвертого декабря 2005 года уже на 1 447 (15 процентах) избирательных участках при проведении очередных выборов Президента Республики Казахстан. Количество участков, на которых применялась АИС «Сайлау», определялось с учетом технического состояния каналов связи, а также рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ о постепенности ее внедрения. Кроме того, избирателям предоставлялась возможность выбора способа голосования — с использованием электронной избирательной системы или бумажными бюллетенями. В результате проведенной в течение 2003—2005 годов работы Центризбиркомом была создана территориально-распределенная автоматизированная информационная система, оперативно реализующая задачи по сбору информации, подсчету голосов и передаче результатов выборов в условиях открытости и гласности. На всех выборных мероприятиях АИС «Сайлау» работала достаточно надежно и получила многочисленные положительные оценки со стороны иностранных наблюдателей. Система обеспечивает прозрачность, открытость и информативность всех процедур избирательного процесса, полностью защищена от несанкционированного проникновения, дает большую экономию времени и материальных ресурсов при проведении выборов. Любая информационная система должна развиваться в соответствии с современными тенденциями в сфере информационных технологий. После парламентских выборов 2004 года АИС «Сайлау» была усовершенствована с учетом пожеланий избирателей об упрощении процедуры голосования. Во время выборов Президента страны в декабре 2005 года избиратели уже имели возможность вместо мобильного терминала использовать электронную карточку избирателя, которая напоминает обыкновенную смарт-карту, хорошо знакомую всем, кто пользуется банкоматом или таксофоном. Причем избирателю можно было выбрать любую из нескольких карточек, что гарантировало соблюдение тайны голосования. Работа по усовершенствованию автоматизированной информационной системы «Сайлау» продолжается и в настоящее время. В ней учитываются пожелания избирателей, политических партий, НПО и специалистов международных организаций. В частности, экспертами БДИПЧ/ОБСЕ были даны рекомендации по изменению интерфейса системы таким образом, чтобы при голосовании «ни за одного из кандидатов» система запрашивала подтверждение. Также было предложено предусмотреть возможность дублирования учета голосов на бумажном носителе, что позволит в случае необходимости пересчитать голоса вручную. Все выявленные недостатки планируется устранить в процессе дальнейшего совершенствования и развития системы, в рамках разработанной концепции развития электронной избирательной системы на 2009—2011 годы. В этот период будут дорабатываться существующие и разрабатываться новые образцы специализированного оборудования и программного обеспечения системы, совершенствоваться ее нормативно-правовая и методологическая база. В случае возникновения спорной ситуации с помощью распечаток на бумажной ленте может быть проведена проверка правильности итогов голосования. Кроме этого, предусматривается присутствие аппаратной функции печати всех результатов голосования по участку, сохраненных в энергонезависимой памяти считывателя. Кроме этих новшеств, планируется создание системы контроля и управления доступом, сетевой безопасности, единого центра управления. Большое внимание будет уделено исследованию возможностей использования в выборных мероприятиях новейших информационных технологий (глобальная сеть Интернет, мобильная связь, беспроводной доступ в пределах одного города). Одной из ключевых задач является проведение мероприятий по внедрению стандартов качества ISO 9000 и соответствующей сертификации аппаратно-программных систем, что позволит поднять уровень используемой системы электронного голосования до уровня международных требований. Немаловажным аспектом развития электронной избирательной системы является продолжение в стране политических реформ, направленных на демократизацию нашего общества, введение выборности руководителей местных исполнительных органов различного уровня. При этом количество избирательных участков, в которых будет применяться электронная избирательная система, необходимо планомерно увеличивать, постепенно приобщая к ней все большую часть населения страны. Автоматизированная информационная система «Сайлау», являющаяся частью крупных достижений в области информационных технологий, призвана служить целям дальнейшего развития и укрепления демократии, обеспечению избирательных прав граждан в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством РК, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации избирательного процесса путем широкого применения новых информационных технологий.
Серик ЕСЛЯМОВ, кандидат технических наук, директор РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК»
Канат АРСАКБАЕВ, начальник отдела сервисного системно-технического обслуживания РГП «Инженерно-технический центр ЦИК РК»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |