|
|
|
25.05.2007 Новые рубежи демократии
Казахстан сделал важный шаг в сторону создания открытой, сбалансированной демократической политической системы. Разъяснить основные положения конституционной реформы мы попросили заместителя руководителя Администрации Президента РК Маулена АШИМБАЕВА — Маулен Сагатханович, в чем суть данной реформы? Что дают изменения? — В рамках данных конституционных изменений решаются несколько стратегических задач по демократизации политической системы. Во-первых, формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов между ветвями власти. А оптимальные взаимоотношения и противовесы внутри власти необходимы для обеспечения ее открытости, прозрачности и демократичности. Это — один из ключевых принципов демократии. С этой целью часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, а сам высший представительный орган получает возможность формировать Правительство, две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и, соответственно, контролировать их работу. Устанавливается ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности. По сути, это начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления, которое является очередным шагом на пути к сильному демократическому государству. Во-вторых, обеспечивается более широкое участие общества в управлеческих процессах, что является одним из важнейших элементов подлинной демократической политической системы. Это будет осуществляться путем укрепления роли политических партий, которые являются одними из ключевых институтов выражения, защиты и представления интересов определенных общественных групп. Политические партии будут конкурировать за места в Мажилисе, в дальнейшем, если пройдут в Парламент, станут участниками формирования Правительства. Премьер-Министр будет представителем партии парламентского большинства. Партии получат государственную поддержку для организации своей деятельности, а также укрепят свою независимость от лоббистского влияния крупных финансово-промышленных групп. В-третьих, создаются новые возможности для формирования демократических институтов и новой демократической культуры на местах. Местное самоуправление — это и есть непосредственная, живая, народная демократия. Это — базис, фундамент демократии. Все последние годы было много дискуссий, споров вокруг данной системы. Но сам вопрос не решался. Не продвигался соответствующий законопроект, так как не было концептуальной определенности по вопросу, какими должны быть органы местного самоуправления. Теперь маслихаты станут основой местного самоуправления в нашей стране. И это правильное, логичное решение, поскольку маслихаты — это представительные органы, избираемые местным населением и предназначенные для решения задач местного значения. Маслихаты наделяются новыми полномочиями. Вводятся такие прогрессивные нормы, как назначение акимов с согласия маслихатов, упрощенная процедура выражения с их стороны вотума недоверия акиму. Укрепляя маслихаты, мы укрепляем основы демократического порядка в самой гуще народной жизни. В-четвертых, усиливается независимость и эффективность судебной системы. Без этого не может быть и речи о нормальной демократической системе. Новый реформистский шаг поможет дальнейшему развитию судебно-правовой системы страны. Усиливается роль Высшего судебного совета, к которому переходят функции упраздняемой квалификационной коллегии юстиции. Как и все демократические государства, Казахстан переходит к судебному санкционированию ареста. В результате конституционных новшеств мы получим более эффективную политическую систему, которая будет обеспечивать повышенную ответственность власти перед обществом. — Почему масштабные политические преобразования начинаются уже сейчас, ведь по итогам работы Госкомиссии это планировалось сделать гораздо позже? — Все необходимо делать в свое время. Мы всегда делали ставку на эволюционный путь модернизации политической системы. Но нельзя и отставать. Именно сейчас наступил момент для серьезнейших политических трансформаций. В стране созданы все необходимые предпосылки для политической реформы. Мы имеем динамично развивающуюся экономику, постоянный рост благосостояния населения, благоприятную внешнюю обстановку. Активно формируется средний класс. Внутри страны все стабильно. В этих условиях затягивание с политической реформой привело бы к снижению темпов модернизации нашей страны. Демократические реформы — важнейшее условие дальнейшего повышения конкурентоспособности страны. В течение последних четырех лет большая подготовительная работа была проведена. Работали три комиссии, в рамках которых депутаты, представители партий и общественных объединений совместно обсуждали вопросы политического реформирования. Итогом деятельности Постоянно действующего совещания, Национальной комиссии по вопросам демократизации и госкомиссии стала Общенациональная программа политических реформ, которая легла в основу внесенных в Конституцию изменений. — Многие эксперты, в том числе зарубежные, уже называют предстоящую реформу Конституции «революцией сверху». Так ли это, и если да, то в чем ее революционность? — Внешне текущие события в стране могут казаться революционными, поскольку существенно затрагивают архитектуру государственного устройства. Однако если их рассматривать в едином контексте с учетом предыдущих этапов развития, то они предстают как логическое продолжение общей стратегии первого Президента страны, суть которой заключается во взвешенности и последовательности всех политических изменений. Казахстан не стал механически следовать западным рецептам экономической либерализации и осуществлять форсированную демократизацию. Мы пошли собственным путем, руководствуясь принципом: «сначала экономика, потом политика». Без сильной экономики и постоянного роста благосостояния граждан любые поспешные преобразования в политической сфере могут дестабилизировать ситуацию в стране. Таким образом, мы не попали в «либеральную ловушку», которой, к сожалению, не удалось избежать некоторым странам СНГ. Сегодня политическая система готова к дальнейшей модернизации, и мы приступаем к реформированию всех ее основных элементов. Тем не менее революционность действительно присутствует. Такого прецедента на постсоветском пространстве еще не было, чтобы Президент, имеющий практически полную поддержку населения у себя в стране и пользующийся огромным авторитетом за рубежом, по собственной инициативе передавал часть своих полномочий Парламенту. — Что вы можете сказать о введении пропорциональной системы выборов депутатов? Не слишком ли это кардинальное изменение? — Я думаю, что переход к пропорциональной системе является правильным и своевременным. Если мы хотим создать в Казахстане развитую демократическую систему, нужно укреплять и повышать роль политических партий. Введение пропорциональной системы как раз и направлено на то, чтобы придать мощный импульс их развитию. Избиратели будут голосовать прежде всего за партии и их политические программы. Пропорциональная система постепенно будет формировать партийную культуру в Казахстане. При мажоритарной системе могут не учитываться интересы больших групп избирателей. В Парламент способны попасть депутаты, которые реально имеют совсем небольшую поддержку населения. Это, в частности, может иметь место в случае баллотирования множества кандидатов в одном округе. Мажоритарная система также объективно ограничивает развитие подлинной многопартийности в стране. Будучи более гибкой, пропорциональная система дает практически полный срез потребностей и интересов общества. Она способствует тому, чтобы в Парламенте были представлены все основные политические силы, имеющие определенный уровень поддержки избирателей, или, как его еще называют, проходной барьер. Поэтому на данном историческом отрезке пропорциональная система является наиболее оптимальной для Казахстана в контексте решения задач политической модернизации. — Изменения в Основной закон предполагают две нормы в отношении Президента. С одной стороны, сокращение срока президентского правления до пяти лет начиная с 2012 года, с другой — отмена ограничений по количеству сроков для первого Президента. Как вы можете их прокомментировать? — Предложение сократить президентский срок с семи до пяти лет логично вписывается в основные параметры казахстанского пути демократизации. В целом, с точки зрения демократии, нет принциальной разницы между длительностью этих двух сроков, хотя в президентских республиках чаще встречается пятилетний срок. Пример Франции показывает, что данная норма определяется в соответствии с текущими условиями и по необходимости может меняться. В 90-е годы, когда страна переживала нелегкие времена, в том числе экономический кризис, семилетний период был более для нас подходящим. Тогда стабильность власти была подчас единственным залогом успешной реализации экономических реформ, а частая смена руководства могла привести к размытости курса и потере темпа. Теперь же наша экономика демонстрирует стабильный рост, доходы населения растут, социальное положение казахстанцев постоянно улучшается. Поэтому Президент создает условия для будущей активизации политической конкуренции, в том числе в рамках борьбы за президентский пост. Что касается снятия ограничения по срокам, то эта инициатива, предложенная большой группой депутатов, встретила единодушную поддержку и мажилисменов, и сенаторов. Этим решением депутаты выразили не только свою оценку, но и отношение всего народа, признание многочисленных заслуг Главы государства. Таким образом, они дали понять, что казахстанцы верят первому Президенту, сделавшему так много для Казахстана. Вообще, подобная практика не является редкостью в мире. Такого рода поддержка оказывалась лидерам ряда европейских и азиатских стран в самые важные, судьбоносные моменты истории. Как раз такие, какие сейчас переживает Казахстан. Воспользуется ли первый Президент этой прерогативой — решать будет он сам. В любом случае нет сомнений, что это решение будет на пользу стране. Кроме того, нужно иметь в виду, что речь идет только о потенциальной возможности участвовать в альтернативных выборах. Решение, кто будет Президентом, принимает только народ. — Конституционные поправки предполагают существенное изменение системы взаимодействия между Парламентом и Правительством. Как вы их оцениваете? — Новые нормы предполагают создание качественно иной системы сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властью. Принцип, по которому Парламент принимает участие в утверждении Премьер-Министра и формировании Правительства, направлен на то, чтобы объединить обе ветви заинтересованностью в эффективной и продуктивной работе. Если же Премьер-Министр и Правительство будут представлять партию парламентского большинства, депутаты станут делить ответственность с ними. Таким образом, Парламент и Правительство должны изначально работать в тесной связи, поддерживать друг друга, быть членами одной команды, которая заинтересована в успешном выполнении поставленных задач и исполнений обещаний народу. Конечно, не исключено, что между Мажилисом и Правительством будут возникать различные противоречия, в том числе ставящие под сомнение всю их дальнейшую эффективность. В этом случае слово за Главой государства, который по Конституции имеет право распустить Парламент или оправить в отставку Правительство. — Какие цели имеет усиление Ассамблеи народов Казахстана? — Казахстан представляет собой уникальное государство, в котором проживает более ста этносов и национальностей. Поэтому перед нами всегда стояла задача по поддержанию межнационального мира и согласия в обществе. И такая, причем весьма эффективная модель была создана. Благодаря Ассамблее народов Казахстана удалось превратить многонациональность в наше стратегическое преимущество, которое позволило избежать радикализации межэтнических отношений и роста ксенофобии. Ассамблея, доказавшая свою нужность и свое влияние в вопросах поддержки и защиты прав этносов, по-прежнему имеет большой потенциал, который следует максимально использовать. Кроме того, для дальнейшего развития общественного консенсуса необходимо обеспечить представленность этнических групп в высшем законодательном органе страны. Как раз на это и направлены конституционные поправки. Сегодня организация находится на пороге нового этапа своего развития. Во-первых, теперь она будет называться Ассамблея народа Казахстана. Это изменение дает понять, что защита интересов всех национальностей, проживающих в нашем государстве, будет дополнена еще одним приоритетом — консолидацией многонационального народа и формированием единой гражданской общности, единой казахстанской нации. Во-вторых, ассамблея получает статус конституционного органа, состав которого формируется Президентом. И, наконец, в-третьих, АНК будет представлена в Парламенте и таким образом получит реальные рычаги влияния на законодательную деятельность. Теперь любой законопроект будет неизбежно, в силу институционального фактора, проходить в Парламенте дополнительную экспертизу на предмет соответствия интересам межнационального согласия и этнической толерантности. В целом же в заключение хочу сказать, что весь пакет предложений представляет собой единый комплекс мер, направленных на демократизацию страны. Уверен, что в результате их реализации произойдет значительное укрепление политической системы нашей страны, и мы сделаем еще один большой шаг к созданию открытой демократической системы.
Беседовал
Сергей НЕСТЕРЕНКО
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |