|
|
|
Источник: Прочие
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
29.05.2007 Банкротство как основание ликвидации юридического лица
«Банкротство» с французского - «сломанная скамья». Институт, регулирующий отношения несостоятельного должника с кредиторами. Анализ действующего казахстанского законодательства о банкротстве позволяет уловить основной мотив, направленный на защиту кредиторов, очищение их от воздушных долгов фактически бездействующих и отсутствующих должников. В то же время ст. 29 Закона «О банкротстве», предусматривающая обязательность отзыва, направлена на защиту должника. Банкротство является самым распространенным и чаще всего применяемым институтом. Институт банкротства имеет законодательную базу - Закон «О банкротстве» и специальный уполномоченный орган, определенный Правительством, - Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов. Есть, кроме того, армия специально подготовленных, имеющих специальную лицензию лиц, осуществляющих процедуру ликвидации. После усвоения темы банкротства легче осмыслить законодательство, регламентирующее ликвидацию юридических лиц по другим основаниям. Ст. 49 Гражданского кодекса предусматривает основания ликвидации юридического лица. Пп. 1 п. 2 указанной статьи устанавливает, что по решению суда оно может быть ликвидировано в случае банкротства. Такие дела ст. 289 ГПК отнесены к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства. Поэтому наличие или отсутствие оснований для признания должника несостоятельным устанавливается на момент обращения в суд. Ст. 313 гл. 35 ГПК отсылает к законодательству о банкротстве. Закон «О банкротстве» является как процессуальным, так и материальным законом, регулирующим банкротство. Этот закон применяется к делам о банкротстве юридических лиц, кроме казенных предприятий и учреждений. По заявлению каких органов и лиц может быть рассмотрено дело о банкротстве юридического лица? Заявление, а не исковое заявление о ликвидации юридического лица путем признания его банкротом может быть подано в суд: самим должником (заявление должника), кредиторами по гражданско-правовым обязательствам должника, в том числе налоговым органом по налоговым обязательствам. Может ли прокурор подать такое заявление? Может. Когда кредитором выступают Республика Казахстан или государственные органы; когда прокурором отмечены признаки преднамеренного банкротства в интересах кредиторов отсутствующего должника. Имеет ли размер задолженности значение для признания должника банкротом? Размер совокупности задолженности должника перед кредиторами должен быть не менее 150 МРП. Если размер задолженности менее установленной законом суммы, заявление о признании должника банкротом не может быть принято в производство суда, а задолженность подлежит взысканию с должника в порядке искового производства. Сумма требований кредитора при подаче заявления определяется из суммы денежных обязательств без учета санкций за их неисполнение - штрафа, пени, убытков. Кроме права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, ст. 17 Закона «О банкротстве» также предусматривает обязанность должника обратиться в суд о признании его банкротом. Это в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным органом, учредителями или компетентным органом юридического лица принято решение о его ликвидации, а имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Должник обязан подать в суд заявление о признании его банкротом. А суд обязан принять заявление в свое производство, истребовать недостающие документы от заявителя в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Хотя во всех остальных случаях суд возвращает заявление без рассмотрения, если недостает какого-либо документа. Заявления налоговых органов имеют отличия от заявлений коммерческих организаций? Особенность заявлений налоговых органов о признании неплатежеспособного юридического лица банкротом определена Налоговым кодексом, который предусматривает обязанность налогового органа принимать меры по взысканию задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет во внесудебном порядке. Налоговые органы обязаны предоставлять суду сведения о принятии мер, предусмотренных ст. 49-55 НК (списание денег с банковских счетов должника и его дебиторов, взыскание за счет наличных денег, взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества). Предъявление в суд заявления возможно только после проведения всех принудительных мер взимания налоговой задолженности. А непредставление документов является основанием для возврата заявления без рассмотрения в порядке ст. 22 закона. Основанием для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом является его неплатежеспособность, которая возникает при неисполнении должником обязательства в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения. Предусмотрена ли ответственность должностных лиц должника-банкрота? Собственник имущества, учредитель и должностные лица юридического лица должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности. Должны быть подвержены тщательному анализу все сделки, совершенные должником в период, непосредственно предшествовавший банкротству (в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве), касающиеся отчуждения имущества безвозмездно или по ценам, значительно ниже рыночных. Либо без достаточных оснований в ущерб интересам кредиторов, в том числе передачи имущества в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам. В ходе ликвидационной процедуры могут быть признаны недействительными сделки, совершенные с отдельными учредителями и должностными лицами должника, а также с родственниками. В случае невозможности истребования имущества в натуре в связи с его утерей, порчей либо последующим его добросовестным приобретением третьими лицами первоначальные приобретатели истребуемого имущества несут ответственность перед должником по возмещению возникших в связи с этим убытков в пределах стоимости приобретенного ими имущества. Форма заявления о признании должника банкротом должна соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 150 ГПК, а также ст. ст. 18, 19 и 22, 23 Закона «О банкротстве». Подлежат ли заявления о признании должника банкротом оплате госпошлиной? Согласно ст. 496 Налогового кодекса с заявлений о признании юридических лиц банкротами госпошлина взимается в размере 500 процентов МРП. Никаких освобождений, отсрочек уплаты госпошлины закон не предусматривает. Бенефициаром является Налоговый комитет по месту регистрации налогоплательщика. При принятии решения о признании должника банкротом расходы по оплате госпошлины относятся на имущество должника и возмещаются вне очереди. До подачи заявления в суд заявитель самостоятельно должен направить копии заявления со всеми приложенными документами в адрес должника и УКНД. Это обязанность заявителя. И только при наличии документа, подтверждающего вручение заявления должнику, его можно отправлять в канцелярию суда. Зачем законодатель предусмотрел эту обязанность? Прежде всего, необходимо помнить, что это - дела особого производства, то есть устанавливается факт. А факт - это не спор, он либо есть и известен широкому кругу лиц, либо его нет. Возможно, должник просто забыл об обязательствах перед кредитором или вообще не считает себя должником, а УКНД должен решить вопрос возможности применения к должнику досудебной реабилитационной процедуры. До возбуждения дела о банкротстве при наличии возможности восстановления своей платежеспособности несостоятельный должник может обратиться в уполномоченный орган о применении в отношении него реабилитационной процедуры, еще это важно потому, что по делам о признании должника банкротом не может быть вынесено заочное решение. В этой связи факт вручения или невручения должнику копии заявления важен как для суда, так и для заявителя в разрешении вопроса, в каком именно порядке - общем для присутствующего должника или в упрощенном порядке для отсутствующего должника должно быть возбуждено производство по делу и подано заявление. Какому суду подсудны дела о признании должника банкротом? Закон определяет подсудность рассмотрения дел о банкротстве по месту нахождения должника. Местом нахождения юридического лица в соответствии со ст. 39 ГК признается местонахождение его постоянного действующего органа, на практике это юридический адрес. С момента возбуждения дела о банкротстве собственник имущества должника, учредители, все органы юридического лица лишаются права распоряжаться имуществом, исполнение ранее принятых решений судов, налоговых органов, собственников или органов должника приостанавливается. Взыскание или списание денег со счетов должника, отчуждение имущества ни в каком виде не допускается. В это же время за счет средств заявителя публикуются объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве. Закон возлагает эту обязанность на суд, однако механизм движения денежных средств от заявителя в суд и дальше печатному органу законодательно не урегулирован. Поэтому на практике суд возлагает эту обязанность на заявителя, выдав на руки копию определения о возбуждении производства по делу. В случае, когда заявитель отказывается терять время на походы по редакциям, самостоятельно оплачивать публикации, суд вынужден вернуть заявление без рассмотрения в порядке ст. ст. 21 и 22 Закона «О банкротстве», мотивируя тем, что к «заявлению не приложены необходимые документы». Так же суд поступает, если газеты с объявлениями не предоставляются суду в сроки, установленные для рассмотрения дела. После вручения копий определений о возбуждении и назначении подготовки всем лицам, участвующим в деле (должник, кредиторы, представитель кредиторов по оплате труда, прокурор, собственник имущества или уполномоченный им орган, УКНД), и выхода в свет четырех объявлений (в газетах общереспубликанского значения и распространяемых на соответствующей административно-территориальной единице на государственном и русском языках), в суд могут поступить заявления других кредиторов. В этом случае суд объединяет все требования для рассмотрения в одном производстве. Также подлежат соединению в одно производство все возбужденные судом дела о признании одного и того же должника банкротом. Может ли один кредитор предъявить заявление о признании должника банкротом, объединив несколько своих требований? Конечно, может. Размер задолженности должника перед кредиторами должен быть не менее 150 МРП - это не сумма одного требования, а совокупность требований, причем всех кредиторов. Если судом должник уже признан банкротом, то все последующие заявления в производство суда не принимаются в порядке ст. 153 ГПК. Кроме того, что закон предусматривает запрет на распоряжение имуществом должника после возбуждения производства по делу о банкротстве, Закон содержит и специальную статью по обеспечению требований кредиторов. Однако она (ст. 30), фактически дублирующая ст. 28 Закона, практического применения не имеет. И только после получения всех газет с объявлениями, отзыва или после истечения 10-дневного срока для предоставления отзыва, но не позднее одного месяца после возбуждения дела, оно назначается к слушанию. Дело о банкротстве рассматривается судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, в отличие от срока, предусмотренного ГПК, где двухмесячный срок исчисляется со дня окончания подготовки. Процесс проводится в общем порядке, предусмотренном ГПК. Применяется ли Закон «О банкротстве» к юридическим лицам в организационно-правых формах - МЧП, ЧП? Ст. 33 ГК не предусматривает организационно-правовой формы юридических лиц - МЧП, ЧП, и такие предприятия действительно не зарегистрированы в едином государственном регистре юридических лиц. Однако многие юридические лица, созданные до введения в действие Гражданского кодекса (Общая часть) в марте 1995 года, фактически прекратили свою деятельность. Но по настоящее время остаются зарегистрированными в налоговых органах в качестве налогоплательщиков и имеют задолженность, в том числе по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. Хотелось бы напомнить общие начала теории права о возникновении правоспособности. Юридическое лицо, приобретя правоспособность с момента создания предприятия, пусть даже в форме МЧП, ЧП, в последующем никем не было ликвидировано. То есть эти предприятия имеют место быть, следовательно, могут быть ликвидированы, признаны банкротом в соответствии с действующим законодательством. Основанием для признания должника банкротом является его несостоятельность, установленная судом. А критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность в течение трех месяцев. Таким образом, если имеется задолженность, вне зависимости от состояния структуры баланса должника, кредитор либо сам должник имеют право обратиться в суд с заявлением о признании хозяйствующего субъекта несостоятельным без предварительного судебного урегулирования вопроса о взыскании задолженности. То есть сравнение «пассивы-активы» правового значения не имеет. СМЭС г. Алматы в 2002 году выносилось решение о признании банкротом должника, активы которого более чем в 150 раз превышали его пассивы, но в течение трех месяцев со дня наступления денежного обязательства он проявлял неплатежеспособность. Со дня получения определения в возбуждении дела о банкротстве должник в 10-дневный срок обязан представить в суд отзыв на заявление кредитора. Отсутствие отзыва или его предоставление с нарушением срока без уважительной причины рассматривается как признание должником своей несостоятельности и является основанием для вынесения судом решения о признании должника банкротом. Отказ суда в признании должника банкротом либо прекращение производства по делу о банкротстве (кроме прекращения производства по делу в связи с ликвидацией) не является основанием для отказа в приеме заявлений о признании того же должника банкротом. Любой кредитор и даже тот, которому ранее было отказано в признании должника банкротом, вправе вновь обраться в суд за признанием должника несостоятельным (в связи с увеличением объема обязательств, изменением финансово-хозяйственного положения, изменением законодательства и др.). Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц, а также к ликвидации юридического лица на основании того, что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью, запрещенной законодательством, а также к учреждениям и казенным предприятиям. Банкротство - признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. При признании должника банкротом суд постановляет возбудить конкурсное производство и ликвидировать должника-банкрота. Согласно ст. 66 Закона «О банкротстве» участниками конкурсного производства являются суд, комитет кредиторов, банкрот, конкурсный управляющий, уполномоченный орган и другие заинтересованные лица. УКНД назначает конкурсного управляющего, утверждает реестр требований кредиторов, согласовывает планы продаж активов банкрота и заключительные отчеты конкурсных управляющих, осуществляет контроль за проведением процедуры банкротства. С момента принятия судом решения о признании должника банкротом прекращаются все споры имущественного характера с участием банкрота в качестве ответчика, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу. Все имущественные требования к должнику-банкроту могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства и рассматриваются судом, принявшим решение о признании его банкротом. Что значит «в рамках конкурсного производства»? Это значит, что участниками гражданского дела должны быть участники конкурсного производства. Лицо, требования которого еще не включены в реестр, не является участником конкурсного производства. А потому по этим требованиям может быть возбуждено самостоятельное дело и в самостоятельном процессе выносится самостоятельное решение. В случаях, когда спор касается проведения конкурсного производства, например, оспаривание размера задолженности отдельного кредитора, проведенных торгов, очередности, распределения конкурсной массы, суд выносит определения в рамках дела о банкротстве. После продажи имущества и распределения вырученных денег между кредиторами должник-банкрот освобождается от исполнения оставшихся обязательств и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании юридического лица банкротом. В случае сокрытия имущества в течение трех лет, непосредственно предшествующих банкротству, или фальсификации отчетной информации должник не получает освобождения от долгов. При признании должника банкротом в конкурсную массу включается все имущество должника, в том числе то, на которое судебным исполнителем либо другим имеющим соответствующие полномочия лицом или органом наложен арест. Дополнительно к требованию о признании должника банкротом следует добавить требование о снятии с учетной регистрации всех филиалов должника. В практике были случаи, когда уже после издания департаментом юстиции приказа о ликвидации юридического лица объявлялись кредиторы его филиалов, которым органы юстиции отказывали в снятии филиала с учетной регистрации. Это бездействие некоторых департаментов юстиции неправомерно, однако, лучше при подготовке заявлений сразу же ставить этот вопрос перед судом. После завершения конкурсного производства и согласования заключительного отчета конкурсного управляющего и ликвидационного баланса должника-банкрота суд выносит определение об их утверждении и органы юстиции регистрируют ликвидацию. В отношении отсутствующего должника применяется упрощенная процедура банкротства, предусмотренная ст. 94 Закона. Дело должно быть рассмотрено в пятидневный срок со дня возбуждения производства. На практике по делам о банкротстве отсутствующих должников не проводится подготовка, не публикуются объявления. Заявитель до подачи заявления в суд должен определиться, в каком порядке подавать заявление. Если при направлении заявления и материалов дела должнику по его юридическому адресу заявитель получит уведомление почтового агента об отсутствии юридического лица, ему следует сохранить возвратное уведомление почты, обратиться в органы юстиции за получением сведений об учредителях должника и запросить их данные в адресном бюро. В случае выписки за пределы административно-территориальной единицы или отсутствия регистрации разыскиваемых лиц следует повторить процедуру 2-3 раза в течение шести месяцев. Если результат останется прежним, можно обращаться в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом. Установив из адресной справки, что руководитель, учредители, бухгалтер, любое должностное лицо должника значатся проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, следует вручить кому-либо из них заявление. Но, обнаружив, что по месту регистрации эти лица не проживают, следует получить от участковых инспекторов или КСК заявления (расписки, справки о непроживании) и также повторить эти действия 2-3 раза в течение шести месяцев либо сразу же обратиться в органы внутренних дел с заявлением о розыске физических лиц. И только после сбора информации об отсутствии лиц, указанных в п. 18 ст. 1 Закона «О банкротстве», можно обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом в упрощенном порядке. Особенностью заявлений о банкротстве отсутствующего должника является то, что ограничение по сумме требований кредиторов к должнику не менее 150 МРП в отношении отсутствующего должника не применяется. Заявление судом принимается, независимо от суммы задолженности. Также заявление о банкротстве отсутствующего должника предполагает выбор способа ликвидации: с возбуждением конкурсного производства либо без его возбуждения. В случае если ставится вопрос о ликвидации без возбуждения конкурсного производства, необходимо заручиться письменным согласием УКНД и представить доказательства отсутствия у должника какого-либо имущества. При наличии требования возбудить конкурсное производство, представление сведений об имуществе должника не обязательно. Если учредителями должника являлись другие юридические лица, и они ликвидированы в установленном законом порядке, то это обстоятельство является доказательством отсутствия учредителя юридического лица. Документы о смерти, осуждении на срок свыше одного года, признании физических лиц недееспособными также признаются доказательствами отсутствия должника. В этих случаях требование о банкротстве может быть заявлено и до истечения шести месяцев со дня указанных событий. Если уполномоченный представитель должника явится в судебное заседание по делу о признании отсутствующего должника банкротом, суд по письменному заявлению обратившегося в суд с заявлением кредитора должен рассмотреть вопрос об изменении оснований заявленного требования и перейти к рассмотрению дела в общем порядке. Применение закона о банкротстве весьма специфично по субъектному составу, так: закон не применяется в отношении казенных предприятий и учреждений; существуют специальные правовые нормы для организаций: - с непрерывным циклом производства, - являющихся субъектами, естественных монополий, - являющихся субъектами занимающими доминирующее положение на товарном рынке, - имеющих важное стратегическое значение для экономики республики, способных оказать влияние на жизнь и здоровье граждан, национальную безопасность либо окружающую среду. Существуют, специальные нормы для применения процедур банкротства в отношении пенсионных фондов. Ликвидация банков осуществляется в соответствии с банковским законодательством. Кроме того, основанием для признания банка банкротом служит как его неплатежеспособность, так и несостоятельность. Банкротство индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских и фермерских хозяйств, регулируется ГК и законодательными актами, регулирующими данные формы хозяйствования. При признании банкротом страховой организации ее ликвидация осуществляется в соответствии с законодательством о страховании и страховой деятельности.
На вопросы отвечала Гульнар Меиржанова, судья Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |