|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
07.06.2007 БЕСграмотность за рулем. Хамство на казахстанских дорогах становится настоящим бедствием
Вместе с ростом благосостояния казахстанцев растет и количество автомобилей. А также… количество аварий. И дело не только в так называемом человеческом факторе. Периодически совершая поездку по городу, чувствуешь, что буквально весь мегаполис на колесах. Городские дороги катастрофически перегружены транспортом. Шутка ли - около полумиллиона авто рассекает по улицам одного только Алматы! И как бы ни ужасно это звучало, больше половины алматинских водителей не знает элементарных правил дорожного движения. Отсюда и отсутствие культуры на алматинских дорогах. Там, где исчезает здравый смысл, появляется хамство. Согласитесь, что в нормальной обстановке хочется быть дружелюбным. А у нас каждый день игра в охотников и зайцев. Каждый день война. Гаишников с водителями. Водителей с пешеходами. Пешеходов с водителями. Хамов со всеми нами.
«Осторожно, за рулем хам!»
Сегодня практически нет ни одной машины, не облепленной какими-либо наклейками и отделанной тюнинговой атрибутикой. Добрые соседи-китайцы позаботились о наших водителях, чтобы те могли предупреждать коллег о личности, сидящей за рулем (ну например, «туфелька» - дама за рулем или же значок, предупреждающий, что за «штурвалом» инвалид). Однако самой востребованной в настоящее время была бы наклейка, которая предупреждала бы участников движения, что по соседству едет хам. Откровенное хамство за рулем сегодня стало привычным явлением. Причем это хамство сплошь и рядом связано с недостаточной водительской подготовкой, неумением предвидеть аварийную ситуацию и неспособностью предпринять единственно верные и быстрые действия, чтобы этой ситуации избежать. Ежегодно на дорогах Алматы десятки тысяч автомобилей попадают в дорожно-транспортные происшествия, сотнями гибнут люди и тысячи получают серьезные увечья. Ну чем не война? Правда, статистика всегда воспринимается человеком абстрактно. Для каждого в отдельности только личная беда вполне конкретна. Но вся штука в том, что чем хуже статистика, тем ближе всякому из нас до беды. В складывающейся ситуации решительно никто не может быть застрахован от ДТП, как бы он ни осторожничал, как бы ловко ни управлял автомобилем, потому как на дороге он не один. - Прошлой зимой я убедился в том, что ни один водитель не застрахован от ДТП, как бы он аккуратно ни ездил и ни соблюдал все правила, - рассказывает водитель со стажем Сергей Бурулько. - В тот день был сильный снегопад и гололед. Машины под управлением вменяемых водителей буквально плелись со скоростью не больше 30-40 километров в час. На перекрестке затормозил на красный сигнал светофора. И по привычке посмотрел в зеркало заднего вида. С трудом разглядел метрах в пятидесяти приближающуюся машину. Водитель в ней, я был уверен, успевает остановиться или, на худой конец, объехать мою машину. Ошибся. Через мгновение я увидел, что иномарка катится точно мне в левый задний фонарь. Потом последовал удар и звон разбитого стекла. За рулем иномарки, заметьте, с летней резиной - парень, купивший автомобиль неделю назад. Но зачем же без опыта зимнего вождения да еще на летней резине, которая, как известно, в мороз превращается в скользкий пластик, выезжать на дорогу? Возможно, не ведал парнишка, что этого делать не следует? Ан нет! Как оказалось, ведал, да понадеялся на извечное «авось». Хамство этого водителя в том, что он не только себя подвергает опасности на дороге, но и других участников движения, создавая аварийные ситуации.
Движение просит «кирпича»
Ежедневно прорываясь через километровые автомобильные пробки, не раз задаешься одним и тем же вопросом: «Кто же на дороге хозяин?». Машин стало больше. Они стали резвей, мощней, следовательно - опасней. А вот культура участников дорожного движения - и водителей, и пешеходов - осталась такой, будто мы живем не в современном мире сверхскоростей, а в колхозе времен коллективизации. Каковы причины ДТП? Все те же, что и в прошлом и позапрошлом годах: наглость и безграмотность водителей. Сегодня многие могут купить права, абсолютно не заботясь об изучении правил дорожного движения, и выйти сухими из любой ситуации. Они без страха перед дорожными полицейскими совершают грубейшие нарушения: выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, игнорирование дорожных знаков, нарушение правил маневрирования. Как известно, еще в прошлом году в Алматы проводилась проверка автошкол. Особое внимание проверяющая комиссия уделила подготовленности учебных организаций к процессу обучения, соответствию материально-технической базы и документации. Всего в Алматы было зарегистрировано 63 автошколы. После проверки их стало в два раза меньше. Одни учебные организации на время лишили лицензий, другие вовсе закрыли. Как выяснилось после проверок, во многих школах не велась должная документация либо велась с ошибками. Вот и их выпускники, нынешние водители - ошибка на дороге! Таковые предпочитают парковать транспорт либо на тротуаре — был бы низкий бордюр, чтобы на него заехать, а порой и прямо на проезжей части. Конечно, можно и нужно писать и говорить о культуре вождения. К сожалению, в нашем городе подобная пропаганда редко себя оправдывает: сколько ни разоряется дорожная полиция, убеждая тех же пешеходов переходить улицу в положенных местах, все переходят там, где им удобно, и тогда, когда им удобно. Дорожный террор был бы, несомненно, эффективным выходом: расколотили бы анонимные пешеходы пару-тройку таких авто громко и показательно, написали бы об этом происшествии газеты, возможно, и поостереглись бы тогда водители гонять по тротуару и загораживать проезд. Но это вроде как нецивилизованный способ, и призывать к такому не очень прилично. Да и нарваться на «блатного» проще простого.
Против шерсти
Выезд на полосу встречного движения сегодня становится нормой среди современных водителей. Практически везде, где происходит скопление машин, это нарушение имеет место быть. Наглые водители, не желая простаивать в пробке, выезжают на встречную. В результате не только раздражают порядочных коллег, но и создают более серьезный затор, перекрывая движение противоположной полосы. - Мне каждый день приходится выстаивать огромную пробку по улице Бокейжанова, возвращаясь с работы домой, - говорит водитель Елена Колесникова. - Несмотря на то что на перекрестке практически постоянно дежурят дорожные полицейские, движение здесь не простое. Вся сложность не в пробке, а в поведении тех водителей, которые, видимо, считают, что только им необходимо как можно быстрее добраться до места. Нарушая правила, они выезжают на встречную полосу и буквально перед самым перекрестком нагло протискиваются в «правильный» ряд. Спрашивается, где справедливость и уважение? Если бы дорожные полицейские хоть иногда проезжали вдоль этой улицы и наказывали «ушлых» водителей, возможно, меньше хамства было бы на дорогах.
Хамы атакуют!
Слова «хам» нет в ПДД, но оно есть в словаре Ожегова. Означает «наглый и грубый человек». В том же словаре наглость объясняется как беззастенчивость и бесстыдство, а грубость - как недостаточная культура. В том, что культура на алматинских дорогах отсутствует, можно убедиться, проехав всего пару сотен метров. Кажется, что каждый третий автомобиль управляется хамом. Кто они, эти автохамы? Они считают козлами всех участников дорожного движения, кроме себя. Они едут по лужам, не снижая скорости, пропускают пешеходов только в присутствии инспектора. Они считают, что можно успеть проскочить на только что включившийся красный. Им некогда пропускать тех, кто справа. По отношению к другим участникам движения они имеют только матерные слова и мысли. После автошколы они ни разу не открывали Правила дорожного движения. Они паркуются, перекрывая выезд другим, меняют масло на детской площадке и бросают окурки в окно. Они не переключают дальний свет, сигналят замешкавшейся на дороге женщине за рулем. Заезжая во двор многоэтажного жилого дома, врубают музыку на всю громкость. Они не включают «поворотники» при совершении поворота или обгона. Вот коллективная характеристика алматинских хамов за рулем. Кроме видимого автохамства, существует его скрытая разновидность. Она проявляется в лысых покрышках, неотрегулированных тормозах, в дымящем двигателе, в немытом автомобиле. Говоря проще - в непочтении к другим и желании вовлечь других в опасные авантюры. Статистика аварий на казахстанских дорогах хорошо известна - количество погибших в год можно сравнить с населением небольшого города. Впрочем, такой факт не притормаживает лихих автомобилистов. Хамство за рулем по-прежнему остается нормой дорожного движения. А беспредел, который творят водители общественного транспорта, вообще не поддается анализу. Говорить о европейской культуре вождения у нас пока не приходится. За границей, например, выделены полосы для пассажирского транспорта. Идея сделать подобные полосы на алматинских дорогах далека от воплощения. В Казахстане надо будет отделять полосы пассажирского транспорта от автомобильного потока какими-нибудь чугунно-бетонными заграждениями, потому что казахстанский водитель сразу окажется на автобусной полосе или наоборот. Бесшабашное поведение за рулем большинства автолюбителей порой не поддается никаким объяснениям. Причем с каждым днем ситуация на дорогах все хуже. Выезжая на улицы города, люди ни в грош не ставят ни собственную безопасность, ни благополучие окружающих. Ситуация в крупных городах Казахстана, и особенно в Алматы, действительно катастрофическая. И об этом пора всерьез задуматься не только дорожной полиции, но и прежде всего, нам, водителям, ведь мы сами и создаем эти невыносимые условия на улицах города.
Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |