|
|
|
22.06.2007 Выявление ограничений конкуренции
Приказом председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 164-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 2 июня 2007 года под № 4697) утверждена Инструкция по выявлению соглашений (согласованных действий) субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию (далее — Инструкция, в соответствующих падежах). Инструкция разработана в соответствии с законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции», от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее — Закон). Под субъектами рынка в Инструкции понимаются физические и (или) юридические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), осуществляющие предпринимательскую деятельность, а под соглашениями (согласованными действиями) (далее — Соглашения) — любые договорные отношения сторон, направленные на ограничение или устранение конкуренции, получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. Инструкция не распространяется на Соглашения между субъектами рынка и (или) государственными органами, не предусматривающие цель ограничения или устранения конкуренции, получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. Согласно Инструкции, проведение анализа по выявлению признаков антиконкурентных Соглашений осуществляется поэтапно. При этом на заключительном этапе выясняется, признаются ли Соглашения ограничивающими конкуренцию, в частности, ограничивающие независимость принятия экономических решений субъектами рынка, участвующими в Соглашении или оказывающие влияние на соотношение спроса и предложения товаров на соответствующем рынке. При обнаружении одного из этих случаев, Соглашение рассматривается как ограничивающее конкуренцию. Для доказательства выявленных Соглашений, в соответствии с Инструкцией, необходимо документальное их подтверждение. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, накладных документов, прейскурантов, платежных поручений, документов, принятых на съездах, конгрессах и других собраниях представителей субъектов рынка и (или) государственных органов, в том числе в виде свидетельских показаний, объяснений лиц, участвующих в Соглашении, и иных документов, подтверждающих факт Соглашения. Доказательства могут быть в виде документов по обмену информацией между представителями субъектов рынка или государственными органами посредством телексов и факсимильной связи, публичного объявления цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят субъекты рынка. Для выявления и доказывания Соглашений антимонопольный орган, в рамках своих полномочий, осуществляет и иные действия, проводит мероприятия как самостоятельно, так и совместно с другими государственными и негосударственными структурами. Доказательства Соглашений можно получить также на основании анализа финансовых документов субъектов рынка. В случаях заключения и исполнения любых Соглашений между субъектами рынка и (или) государственными органами о ценах, согласно Инструкции, доказательством может являться одно из следующих условий: одновременное или в течение 10 дней повышение (понижение) цен; установление одинаковых цен при различных размерах затрат на приобретение и реализацию товара; дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке; согласование изменения цен и объемов поставки товара; договоренность об искусственном повышении или понижении цен; одновременная дифференциация цен или установление скидок с цены; при дефиците товаров на рынке и высоких ценах на них наличие больших товарных запасов на складах у двух и более субъектов рынка; отсутствие у субъектов рынка счетов-фактур, калькуляций, расчетов, экономических обоснований, объясняющих повышение (понижение) цен, поддержание единых цен; применение единообразного прейскуранта цены или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждается цена; искусственное поддержание высоких цен на товары, услуги, предоставляемые различными поставщиками; установление ограничений (квот) на объемы производства или реализации товаров (работ, услуг); отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких он был заключен с другими покупателями или продавцами; реализация товаров (работ, услуг) в определенных регионах; прекращение снабжения определенных регионов. При наличии Соглашений между субъектами рынка и (или) государственными органами, антимонопольный орган проводит анализ с целью установления факта наличия Соглашения за период, не превышающий три года со дня совершения Соглашений. Антимонопольным органом анализ должен быть проведен в течение одного года со дня установления факта наличия Соглашений. Лица, виновные в нарушениях антимонопольного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Игорь ЛОСКУТОВ,
начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |