|
|
|
23.06.2007 Система верных управленческих решений
Нарастающие изменения в глобальной экономике, усилившаяся межстрановая конкуренция за рынки сбыта товаров и услуг, необходимость диверсификации экономики Казахстана потребовали новых подходов, методов и принципов построения управленческой системы в нашем государстве, соответствующей современным вызовам. Для углубления административной реформы Президент страны в январе нынешнего года подписал Указ «О мерах по модернизации системы государственного управления в РК», в котором определены основные принципы реформирования, а также критерии эффективности данной системы. Качественное содержание будущего этапа реформы заключается во внедрении принципов и основ корпоративного управления в госорганах, разработке стандартов государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, применении новых подходов в бюджетном процессе, ориентированных на качество управления расходами, а также снижении коррупции и повышении эффективности взаимодействия между разными уровнями госуправления. В этой статье хотелось бы обратить внимание на ряд следующих аспектов при осуществлении административной реформы. Несмотря на то что в Казахстане проделана значительная работа по разграничению полномочий, продолжают иметь место избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти. Так, в феврале и марте прошлого года проведены выездные заседания Комитета Сената по экономике, финансам и бюджету в четырех областях республики. Депутаты на местах изучили проблемы, связанные с передачей расходных полномочий из центра на нижний уровень, поскольку от избирателей поступало много вопросов по данной проблематике. Большие нарекания в регионах вызвало наличие территориальных подразделений центральных уполномоченных органов в сфере сельского хозяйства, земельных отношений, антимонопольного регулирования, по чрезвычайным ситуациям, которые, по существу, дублируют деятельность соответствующих служб акима области. Например, Министерство сельского хозяйства в рамках разграничения полномочий передало на места 13 функций, связанных с вопросами семеноводства, и соответствующую штатную численность. Между тем области сетуют на то, что выполнение этих функций требует больших людских ресурсов и затрат рабочего времени. В Минсельхозе же утверждают, что в центральном аппарате подобную работу выполняли всего два специалиста. Это указывает на то, что в будущем, при даче большей самостоятельности регионам, существует серьезная вероятность разрастания местного государственного аппарата, что априори приведет к избыточному регулированию деятельности субъектов предпринимательства. По всему Казахстану созданы центры обслуживания населения, работающие по принципу «одного окна». Сейчас в Парламенте рассматривается законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам административных процедур. Основной целью документа является внедрение госорганами и организациями, оказывающими услуги непосредственно населению, стандартов государственных услуг. Реализация положений законопроекта, несомненно, повысит эффективность работы ЦОНов. Еще одно препятствие на пути административной реформы выявилось в ходе недавнего выездного заседания нашего комитета в Кызылординской области. Как вы знаете, с января текущего года в Налоговый кодекс внесены изменения, направленные на противодействие незаконному предпринимательству, связанному с деятельностью лжепредприятий, поскольку посредством фирм-однодневок до сих пор осуществляются значительные хищения бюджетных средств в виде возврата НДС по нулевой ставке. Кроме того, законодательно ужесточена система государственной регистрации юридических лиц с целью недопущения открытия лжепредприятий. Одним из критериев качества государственных услуг, оказываемых через центры обслуживания населения, является сокращение сроков их предоставления. Поэтому ЦОН при получении заявления от лица о регистрации нового предприятия стремится в максимально сжатое время выдать регистрационные документы. А налоговым органам остается лишь оформить РНН новому юридическому лицу, хотя состав его учредителей уже вызывает у них сомнение. Таким образом, отсутствие взаимодействия в этой части между органами юстиции и налоговой службой нивелирует все законодательные преграды для регистрации фирм-однодневок, что существенно снижает эффективность налогового администрирования. К чему может привести реализация бюджетной программы без ориентации на достижение конечной цели и отсутствие взаимодействия между разными уровнями госуправления, можно наглядно продемонстрировать на примере реализации первого этапа программы «Питьевые воды». Так, при ее выполнении изначально отсутствовала координация между центральным органом и местными исполнительными органами, на территории которых возводились или реконструировались объекты водоснабжения. На практике это приводило к тому, что конкурсы на строительство и реконструкцию упомянутых сооружений проводил центральный орган — администратор бюджетных программ, соответственно, и контроль за своевременностью, а также качеством проведения указанных работ вел он, хотя сами объекты порой находились за тысячи километров от Астаны. А местный акимат безучастно наблюдал за происходящим. В конце концов на всех уровнях бодро отрапортовано о завершении указанных программ, а результат остался тот же — население как не имело доступа к чистой питьевой воде, так и не имеет. Важным элементом административной реформы должно стать улучшение качества, оперативности и прозрачности процедур управления и администрирования. По данным Всемирного банка, более 80 процентов всех бизнес-проектов в Казахстане остаются нереализованными из-за излишней волокиты и усложненной схемы оформления экспортно-импортной документации. Длительность согласования процедур получения внешних займов, их использование со стороны соответствующих госорганов — администраторов программ, а также уже ставшее правилом создание новых предприятий для реализации данных проектов подтверждают обеспокоенность экспертов банка. Действительно, трудно объяснить иностранному специалисту, для чего при реализации инвестпроекта создавать новый хозяйствующий субъект, когда на рынке труда уже присутствует целая когорта сложившихся специализированных предприятий. Конечно, как бы не модернизировалась система государственного управления, без наличия качественного кадрового состава чиновников шаги по ее реформированию не увенчаются успехом. Логика дальнейшего развития экономики государства выдвигает перед госслужащими, в дополнение к их профессиональным навыкам, такие неотъемлемые требования, как обучаемость, мобильность, высокий уровень информационного образования, умение анализировать и обрабатывать большие объемы информации, высокий уровень коммуникабельности, стрессоустойчивость. Для привлечения наиболее талантливых кадров на государственную службу и снижения коррупции в данной сфере ничего лучшего в мире не придумано, кроме как стимулирование их высокой заработной платой и значительным социальным пакетом. Между тем в Казахстане наблюдается тенденция ежегодного снижения заработной платы работников органов госуправления относительно среднего ее уровня по республике. В прошлом году этот показатель составил 87,2 процента (в 2005-м — 91 и в 2004-м — 92 процента). Подводя итоги, стоит отметить, что успех в реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом ее целей и задач, заинтересованности гражданского общества в ее результатах, а также активной позиции госслужащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Мусиралы УТЕБАЕВ,
председатель Комитета Сената Парламента РК по экономике, финансам и бюджету
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |