23.06.2007
Семь раз отмерь, один раз отрежь
НПФ ратуют за сохранность пенсионных активов и призывают провести более тщательный анализ предлагаемых новшеств
Сергей ЗЕЛЕПУХИН, 22.06.2007
В прошлом номере инициативы правительства по использованию пенсионных активов в ипотечном кредитовании и созданию фонда гарантирования пенсионных активов прокомментировал председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар АЛИБАЕВ, а сегодня мы предлагаем вниманию читателей точку зрения по этим вопросам непосредственных участников рынка - АО «НПФ Народного банка Казахстана» и недавно созданного НПФ «Республика».
Мнения разные, но от этого не менее интересные. Тем более что наши собеседники сходятся в одном - в первую очередь необходимо обеспечить сохранность пенсионных накоплений.
Думать и еще раз думать
На вопросы, можно ли разрешить использовать пенсионные накопления в ипотечном кредитовании и нужно ли создавать фонд гарантирования пенсионных активов, из пресс-службы НПФ НБК пришли следующие ответы:
1. Несомненно, идея использования части пенсионных накоплений на приобретение жилья через ипотечные программы заслуживает внимания. Однако, исследуя международную практику, в частности сингапурский и малайзийский опыт, следует отметить принципиально иные методологические основы системы пенсионного обеспечения.
Во-первых, в данных странах существует единый государственный фонд - Центральный фонд сбережений, который обеспечивает и солидарную, и накопительную пенсионные системы. При этом государства озабочены отсутствием конкуренции и стремлением фонда повышать качество инвестирования и обслуживания.
Во-вторых, обязательные отчисления производятся в размере 20% от суммы заработной платы, из которых 9% удерживаются непосредственно из заработной платы, а 11% перечисляются за счет средств работодателя. Таким образом, система сбережений в данных странах изначально отличается от казахстанской накопительной системы пенсионного обеспечения, прежде всего назначением сбережений. Объем сбережений как минимум в два раза превышает пенсионные накопления наших граждан.
В-третьих, 20% отчислений распределяются на два пенсионных счета вкладчика: основной, на который зачисляется 70% от суммы поступлений, и дополнительный, на который зачисляется 30% от суммы поступлений. Все виды досрочного использования пенсионных накоплений производятся только с дополнительного пенсионного счета. Фондом строго контролируется целевое назначение, суммы могут использоваться только на лечение, ипотеку и инвестирование, причем использование сумм с данного счета возможно только при условии превышения уровня накоплений, определенного отдельно для каждой возрастной группы (таблица сверхдоходности для каждого возраста). Несмотря на высокий уровень взносов, ставка замещения составляет всего 20%, что, безусловно, беспокоит государства, и в этой связи возможны дополнительные реформы и усовершенствования пенсионной системы.
Отличительной особенностью системы являются отношения с гражданами, выезжающими за пределы государства: в случае выезда сумма накоплений единовременно выдается, однако в случае возвращения в страну гражданина он обязан внести ранее полученную сумму накоплений на свои пенсионные счета. Всеми привилегиями получения сверхдоходов такой гражданин воспользоваться уже не вправе.
Таким образом, для дальнейшей проработки механизма использования пенсионных накоплений и оценки последствий его реализации необходимо проведение дополнительных и более тщательных актуарных расчетов, необходимых для определения достаточности пенсионных накоплений для получения регулярной пенсии.
2. Как известно, создание системы страхования пенсионных активов как меры сохранности пенсионных накоплений предусмотрено Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В разное время были попытки разобраться в этом вопросе, однако ясности в принципиальной необходимости и форме реализации данной системы нет ни у государственных органов, ни у накопительных пенсионных фондов.
Основная причина заключается в абсолютном объеме пенсионных накоплений вкладчиков, которые за первое десятилетие превышают 1 трлн тенге, или $8,3 млрд, и высоких темпах их прироста. Таким образом, для создания эффективной системы страхования пенсионных активов формирование фонда страхования должно идти опережающими темпами. Учитывая небольшую доходность финансовых инструментов с низким риском, добиться таких темпов можно, лишь существенно увеличив ставку отчислений в фонд страхования.
В условиях, когда 10% обязательных пенсионных взносов недостаточно для обеспечения ставки замещения при выходе на пенсию выше 40%, отвлечение денег для формирования действительно эффективного фонда страхования приведет к удорожанию системы для вкладчиков.
Еще не время
Аналогичные вопросы мы задали и председателю правления НПФ «Республика» Нурлану БАТЫРГОЖИНУ, и вот что он нам ответил:
- Здесь надо выделить два аспекта. Первый - целевое предназначение пенсионных накоплений. Прежде всего, мы должны позаботиться об их сохранности до периода достижения пенсионного возраста вкладчиков и чтобы до конца жизни человек не испытывал трудности с деньгами. Второй аспект заключается в том, что есть люди, которые предпочли бы использовать пенсионные накопления в качестве первоначального взноса. Но если обратиться к статистике, то получается, что на сегодняшний день средняя сумма накоплений одного вкладчика составляет чуть больше 100 тысяч тенге. Этой суммы абсолютно недостаточно, чтобы сделать даже первоначальный взнос, не говоря уже о том, чтобы использовать эти деньги в качестве обеспечения.
Если речь идет о том, чтобы использовать пенсионные накопления в ипотеке после заключения договора страхового аннуитета, то по расчетам экспертов для заключения такого соглашения сумма пенсионных накоплений должна составлять не меньше 2-2,5 млн тенге. На сегодняшний день такими накоплениями может похвастаться небольшая часть вкладчиков. Поэтому, думаю, что к этой идее можно будет вернуться через некоторое время. А пока, на мой взгляд, это преждевременно.
Что касается обязательных пенсионных накоплений, то по законодательству их сохранность гарантируется государством и должна оставаться таковой. Фонд гарантирования пенсионных вкладов имеет смысл создавать тогда, когда активно начнут формироваться добровольные пенсионные отчисления. И на эти средства, по аналогии с фондом гарантирования банковских вкладов, имело бы смысл создавать фонд страхования пенсионных вкладов. Каким образом и на каких условиях, сейчас трудно говорить. Но мне кажется, прежде чем говорить о таком фонде, надо решить вопрос формирования добровольных пенсионных отчислений.