23.06.2007
Больше продукции - меньше цена
Только за счет снижения себестоимости и взвешенной господдержки можно добиться рентабельности сельхозпроизводства
Кадыржан АРЫСТАНОВ, 22.06.2007
Недавно в газете «Республика» была опубликована статья «Хорошая цена - половина дела», смысл которой сводится к тому, что содержание большого поголовья скота пока невыгодно сельчанам, лучше выгодно продать за хорошую цену. В статье подняты многие актуальные вопросы, и мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями на этот счет.
Современные экономические условия не только внесли свои коррективы в отрасль сельского хозяйства, но и коренным образом изменили форму собственности, мышление и сознание собственников, способов и методов ведения хозяйства. Именно жители села наиболее остро ощутили на себе переходный период. В годы приватизации разукомплектовывались и продавались случайным собственникам перерабатывающие предприятия, расформировывались крупные советские хозяйства. Высокий уровень безработицы и неудовлетворительное обеспечение занятости сельского населения, разбросанность населенных пунктов и слабая развитость транспортных коммуникаций, проблемы сбыта произведенной продукции и многое другое оказывали самое отрицательное влияние на доходы и обустроенность жизни сельчан.
Сельчане оказались не готовы
В годы реформы, в условиях недоступности кредитных ресурсов и острого дефицита финансовых средств, скот повсеместно стал выполнять роль платежных и оборотных средств, в результате резко сократилось поголовье скота и, соответственно, объемы производства животноводческой продукции. Так, если в Атырауской области в 1991 году во всех категориях хозяйств имелось 135,7 тысяч голов КРС, 1320,8 тысяч голов овец, 78,1 тысяч голов лошадей и 26,8 тысяч голов верблюдов, то на 1 января 1998 года они составили соответственно, 89,1, 381,0, 37,7 и 19,7 тысяч голов.
Пик убыли поголовья животных в основном приходится на годы приватизации в сельском хозяйстве: если в 1991-1994 годах сокращение поголовья КРС составило 8,2%, овец - 21,6%, лошадей - 7,6%, а верблюдов - 4,2%, то в 1995-1997 годах поголовье КРС сократилось уже на 28,5%, овец в 2,7 раза, лошадей - в 1,9 раза, а верблюдов - на 24,4%.
Среди причин столь резкого сокращения поголовья сельхозживотных было не только то, что сельчане не были готовы к таким переменам психологически, но и практически содержать такое достаточно большое количество скота, выделенное им в качестве пая, оказалось нелегко. Во многих районах приватизация была проведена в конце зимы, когда у частников на исходе оказались сено и корма, рассчитанные только на собственное поголовье, а это привело к необоснованным и нередко большим падежам скота.
Процесс стабилизации в отрасли наступил в конце 90-х и в начале 2000 годов. Огромный толчок дало отрасли объявление президентом страны 2003-2005 годов Годами аула. Сейчас много можно услышать, что Годы аула не привели к какому-нибудь улучшению, но это не так. За последние десять лет впервые на государственном уровне была разработана программа развития отрасли в новых условиях, увязанная с Бюджетным кодексом страны, Государственная агропродовольственная программа. Были приняты новые бюджетные программы, как республиканского, так и местного уровней, созданы различные институты развития отрасли. Были утверждены Земельный, Лесной и Водный кодексы. Приняты также ряд законов в сфере налогообложения, благодаря которым на основе патента или единого земельного налога сложились облегченные варианты бюджетных платежей.
Как известно, большой проблемой было для сельчан получение доступных кредитов. Нам, в частности, удалось решить эту проблему. По области, если в 2001 году сельхозтоваропроизводителям через банки второго уровня было выдано всего 17,6 млн тенге, то в 2003-2005 годах объем выданных кредитов из областного бюджета достиг 263,7 млн тенге. Также в эти годы субъектам племенного животноводства из областного бюджета ежегодно выделялись от 35 до 58 млн тенге на безвозмездной основе. Это не говоря о целевых бюджетных средствах по различным направлениям отрасли.
Я эти строки пишу не для того, чтобы отметить свою работу в те годы, когда возглавлял сельское хозяйство области, а просто хочу на примерах показать, настолько важными были Годы аула для сельчан. Под тем, что эти средства отнюдь не пропадали даром, могут подписаться многие селхозсубъекты области, которым в те времена была оказана конкретная помощь в получении ссуд и субсидий.
Не хватает рычага
Всем известно, что в области немало крупных нефтегазовых предприятий с иностранным участием. Чтобы участвовать в конкурсах по обеспечению их продуктами питания, качество этих продуктов и условия их производства должны соответствовать мировым стандартам.
Однако внедрение таких технологий - задача не из легких. А каким бы привлекательным ни был проект, решить вопросы финансирования через имеющиеся в области филиалы институтов развития, такие как «Казагрофинанс», «Агрокредитная корпорация» или «Мал онімдері», не представляется возможным (нет у филиалов такой самостоятельности), а решить их на уровне головного предприятия, скажем так, дело очень хлопотное, если не безнадежное.
С другой стороны, у сельхозсубъекта нет ясного видения того, какая технология лучше подойдет для данного вида деятельности, какую технологию следует покупать, нет и ориентиров по стоимости такого оборудования. Ведь рынок так разнообразен. К тому же нет на республиканском уровне методическо-консультативного органа, который оказал бы помощь в выборе технологии и оборудования. А организовать такие производства, основываясь только на теоретических знаниях, невозможно. И здесь в полной мере ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов, действенной помощи регионам.
Некоторые могут возразить: а что делают, почему не занимаются этим местные власти? Действительно, в акиматы поступает много писем от центральных органов по сотрудничеству с другими странами, однако я считаю, здесь не хватает координирующей роли Министерства сельского хозяйства как центрального органа (формировать группы, решить вопрос с визой, сроки поездки и др.). По крайней мере к нам за последние шесть лет не поступило ни одного такого обоснованного предложения. Нельзя считать, что местные власти с большой охотой будут поощрять, финансировать поездки своих работников (считайте, госслужащих) за пределы страны, ведь это связано с бюджетом. А поездки отдельных частных заинтересованных лиц из числа сельхозсубъектов не всегда могут внести ясность в вопросах применения тех или иных технологий.
Так как внедрение дорогостоящих технологий и обеспечение сырьем не под силу отдельному товаропроизводителю, необходимо создать объединение или союз средних и крупных производителей продукции, где и сосредоточить их финансовые (материальные) ресурсы. Однако, хотя много говорится об этом, на сегодня нет стимулирующего стержня (или, скажем так, экономического рычага), который подталкивал бы товаропроизводителей к объединению. А время, когда действовали только методом убеждения, как знаете, прошло. Даже пресловутые сельские потребительские кооперативы не имеют юридической закрепленной организационно-правовой формы.
Мощным стимулом к объединению производителей могло бы быть создание перерабатывающего предприятия, которое работало бы на произведенном участниками объединения сырье. Может быть, есть смысл создавать в регионах рабочие группы, которые занимались бы разработкой таких проектов, сопровождением их на всех этапах его реализации? При наличии экономически обоснованных расчетов, проектно-сметной документации можно было бы построить такие предприятия на бюджетные или иные инвестиционные средства, а потом передать в частную собственность путем размещения их акций между участниками объединения.
В области были предприняты первые попытки в этом направлении. В 2005-2006 годах именно на средства «Агросервис-Атырау» были приобретены израильская технология капельного орошения на открытом грунте, оборудование для мясокомбината и колбасного цеха, цеха по консервированию томатов и переданы в лизинг сельхозсубъектам. Сейчас все эти технологические линии успешно работают. Неплохо было бы в дальнейшем расширить диапазон применения такого подхода.
Свою маржу никто не упустит
Важной задачей остается сдерживание уровня инфляции, недопущение необоснованного роста цен на продукты питания, сезонную продукцию. Хотя товаропроизводителям выделяются специальные торговые места на рынках, чтобы они сами продавали свою продукцию, не все они охотно пользуются представленной возможностью.
Во-первых, это сопряжено для производителя с дополнительными затратами (наем работника для торговли, аренда склада или холодильника и др.), во-вторых, реализация продукции занимает значительно больше времени, поэтому лучше продавать ее оптовикам, в-третьих, нездоровая конкуренция со стороны других торговцев.
Как признался мне один из руководителей городских рынков, обычно торговый зал под сельхозпродукцию сдается в аренду одному человеку, а он на все торговые места в этом зале расставляет своих людей и сделает все для того, чтобы не допустить «чужаков» в свой ряд.
Этим и объясняется высокий уровень розничных цен на сельхозпродукцию на рынке при сравнительно низкой оптовой цене. Есть основание считать, что такое же положение на всех рынках. Поэтому, думаю, что одним только созданием коммунальных рынков проблему не решить, так как любой рынок в конце концов монополизируется.
Стремление продать продукцию по более высокой цене оптовикам вызывает такую же цепную реакцию у тех, кто занимается розничной торговлей, - законы рынка таковы, что никто свою маржу просто так не упустит. Поэтому нужно стремиться производить больше продукции, максимально снизить издержки, внедрить технологии не только переработки, но и производства. Только за счет снижения себестоимости продукции наряду с взвешенными, глубоко продуманными мерами государственной поддержки можно будет добиться высокой эффективности сельхозпроизводства и рентабельности отрасли. Только в таком случае мы можем насытить рынок, удовлетворить потребности населения в продукции животноводства и растениеводства.
Если за основу брать фактические объемы производства и нормы потребления основных продуктов питания на одного человека, то по расчетам получается, что в области уровень обеспечения населения основными продуктами питания составляет: по мясу - 106,0%, молоку - 57,3%, картофелю - 36,7%, а по овощебахчевой продукции - 167,0%.
Однако, по другим достоверным данным, большой объем именно мясной и овощебахчевой продукции завозится в область извне. Если такую потребность по мясной продукции можно еще объяснить тем, что в области основная отрасль животноводства - овцеводство, а спрос идет на говядину (в условиях области развивать скотоводство не позволяет недостаточная кормовая база), то по овощебахчевой продукции - трудно объяснить однозначно: расчеты сильно отличаются от реальности.
Здесь невольно возникает вопрос о соответствии существующих норм потребления (на человека по мясным продуктам - 41,6 кг, а по овощебахчевой продукции - 55,1 кг в год) с реальными потребностями человеческого организма. И думаю, на сегодняшний день нам еще рано говорить о том, что невыгодно содержать большое количества поголовья скота или же о перепроизводстве продукции. Содержание большого количества поголовья скота может быть невыгодным только в том случае, если скот малопродуктивный или воспроизводительная часть стада недостаточна. Но вряд ли частник, знающий свое дело, допустит такое!
Ситуация не под контролем
И в заключение хотелось бы остановиться на таком важном вопросе, как ветеринарная работа на местах. В функциональные обязанности ветеринарных инспекторов, состоящих в штатах городских и районных инспекций Министерства сельского хозяйства, входит только инспектирование, контроль за достоверностью и своевременностью проведения санитарно-ветеринарных мероприятий. Они не имеют права заниматься ветеринарным обслуживанием скота, так как являются госслужащими.
Ветеринарное обслуживание скота, проведение санитарно-ветеринарных мероприятий, в том числе обязательных, передано в конкурентную среду, ими занимаются лицензированные ветврачи. При этом основными источниками дохода лицензированных ветврачей являются платные услуги (клинический осмотр, лечение по вызову, выдача ветеринарных документов и др.) и выигранные на конкурсной основе (в тендерах) средства, выделенные по республиканской бюджетной программе «Противоэпизоотия». Однако закрепить за ними определенные территории для обслуживания скота, а также вменять им в обязанность обязательное проведение тех или иных ветмероприятий не имеет права ни ветинспекция, ни местные исполнительные органы.
Таким образом, получается, что проведением необходимых санитарно-ветеринарных мероприятий, в том числе обязательных, никто систематически не занимается. Ввиду этого в 2002-2004 годах, учитывая низкую платежеспособность населения, такие наиболее важные виды работ, как вызов ветврача на дом, пред- и послеубойный осмотр и другие, в области были осуществлены бесплатно, за счет местного бюджета. При этом финансирование велось через «Агросервис-Атырау», и на эти средства в каждом сельском округе содержались ветеринарные врачи, которые отвечали за проведение санитарно-ветеринарных мероприятий на территории своего округа, и, таким образом, ситуация была под контролем.
Однако в дальнейшем эта программа была сокращена, и сейчас на местах ветеринарно-профилактическая работа по профилактике и предупреждению особо опасных заболеваний значительно ослаблена. И сегодня ни один населенный пункт, в том числе и город, не застрахован от случаев возникновения инфекционных болезней, особо опасных для скота и для жизни людей. Напрашивается вопрос: не потому ли в регионах в последнее время участились случаи заболевания скота такими особо опасными видами болезни, как ящур и другие инфекционные заболевания?
Сегодня президентом страны, правительством много делается для обустройства сельского быта, улучшения условий труда тружеников села. Очень многое зависит от того, настолько мы, специалисты, эффективно будем вести сельское хозяйство и решать проблемные вопросы.
Кадыржан АРЫСТАНОВ,
директор департамента сельского хозяйства Атырауской области в 2001-2006 гг.