|
|
|
26.06.2007 От степени свободы выражения...
Наше время — это время свободы, время, когда повсюду на планете люди стремятся участвовать в формировании представительных органов власти и отвечающего их запросам правительства. В процессе своего исторического развития человечество не изобрело другого эффективного регулятора общественных отношений и создания нормальных условий жизни граждан, чем право. Богатейшая мировая история сохранила для нас ценное наследие о развитии общества и государства, которое неразрывно связано с развитием правового государства. После распада Римской империи нарождающийся ранний конституционализм создал важные предпосылки к обоснованию такого государства в современном понимании. Переход в ХIХ веке европейских стран к индустриализации обусловил их быстрое развитие, а это, в свою очередь, способствовало проведению глубоких социальных и экономических перемен, осуществлению правовых реформ, развитию законодательства, а также внедрению в практику государственного строительства нормативных нововведений. Укрепление мысли о необходимости управления государством на основе закона послужило предпосылкой превращения тоталитарного государства в буржуазное правовое. Необходимой его основой стало конституционное государство, в котором народное представительство при осуществлении государственной власти участвует в законотворчестве и над всякой государственной деятельностью должен стоять закон. Заметным явлением в становлении современного правового государства стало принятие конституций США, Франции, Германии и других держав. Эти документы явились действенным средством поддержания национального единства и сплоченности, подчиняющим единым нормам поведения и контроля все структурные единицы общества. Система госуправления на постсоветском пространстве складывалась на протяжении довольно длительного времени. Как отмечалось в Национальном докладе о развитии государственного управления, подготовленном к 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, этот процесс был нарушен социальными потрясениями 1917 года, в результате которых возникла система управления, основанная на идеологическом и политическом диктате. Политическая система тоталитарного типа не оставляла места для других партий. Все конституции советского периода основывались на принципе демократического централизма, то есть законодательная и исполнительная власти фактически лишались самостоятельности, и принцип разделения власти был отвергнут. История показала неэффективность и недемократичность подобной формы. Парламентаризм является одной из неотъемлемых составляющих демократии. Как известно, впервые Верховный Совет Казахской ССР был созван в 1938 году. Однако, как и последующие, он ограничился повторением в основном решений союзного Верховного Совета. В начале 90-х началось построение подлинно демократических государств на всем постсоветском пространстве, в том числе и в нашей республике. На начальном этапе независимости Казахстана законодательство подвергалось серьезному реформированию, и это потребовало дальнейшего укрепления режима законности в стране. Принятые в те годы решения явились основой демократических реформ. Конструктивно преобразуемое казахстанское общество нуждалось в адекватном новым потребностям законодательстве. Однако правовой статус верховных советов тогда не способствовал оперативному решению этих злободневных вопросов. В то время многие страны СНГ столкнулись с противоборством между президентами и правительствами с одной стороны и верховными советами — с другой. В те времена некоторые государства решили начать преобразования с политической сферы. Время показало ошибочность подобного шага. Таким образом, напрашивается вывод, что право не может быть выше экономики, ведь именно последняя диктует, какие законы необходимы на данный момент. С этой точки зрения выбор Казахстана, отдавшего приоритет экономическим реформам, вполне оправдан. Сегодня можно уверенно сказать, что в республике создана успешно работающая рыночная экономика. Принятие в 1995 году Конституции РК положило начало развитию новой системы государственного управления дальнейшей демократизации общества. Она отличалась от прежнего Основного закона 1993 года полнотой закрепления современных либерально-демократических ценностей, включая установление пределов власти государственных органов. Как известно, эффективность и демократизм государственной деятельности достигались посредством принципа разделения властей, который сегодня является основным конституционным принципом всех демократических государств. Кроме того, Конституция 1995 года заложила надежную основу двухпалатного Парламента, четко определив его функции, предполагающие сосредоточение на законодательной деятельности. В настоящее время мы приступили к следующему этапу укрепления Казахстана как современного демократического и правового государства. Принятые по инициативе Главы государства Нурсултана Назарбаева изменения и дополнения в Основной закон положили начало дальнейшему политическому и демократическому преобразованию общества, и это является ярким свидетельством закономерного эволюционного развития государственности, а также углубления демократических процессов в обществе. Необходимость политической модернизации в нынешних условиях потребовала усиления роли Парламента. По Конституции органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и не должны подменять друг друга. В то же время самостоятельность исполнительной ветви власти не исключает подотчетности в известных пределах представительным органам. Новые полномочия палат Парламента, установленные Конституцией, несомненно, выведут на новый уровень степень влияния и контроля представительных органов за исполнительными. Полнокровность демократии зависит прежде всего от степени свободы выражения групповых общественных интересов. С политико-организационной точки зрения эти интересы выражаются путем объединения граждан в региональные, профессиональные, религиозные, общественные и другие организации, в том числе и в партии. В основе образования политических партий лежат интересы разных слоев населения. Политические партии призваны выделить, сформировать их интересы и вывести их на уровень политики, оказывающей важнейшее влияние на практическую государственную управленческую работу. В данном случае речь идет о влиянии политических партий на выработку стратегии, тактики и практики управленческой государственной деятельности. Завоевывая места в Парламенте и маслихатах, политические партии оказывают реальное воздействие на формирование органов исполнительной власти на республиканском и региональном уровне. Участие партий в принятии важнейших практических решений в области государственного управления является важным демократическим принципом современного правового государства. Местное самоуправление представляет собой одну из форм демократии, то есть способ формирования власти в государстве путем народного волеизъявления. МСУ, признаваемое и гарантируемое Конституцией, определяется как самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов локального значения, исходя из интересов народа, его исторических и иных традиций. Мы долгое время не могли концептуально определить, какими должны быть органы местного самоуправления. Теперь основой МСУ станут местные представительные органы, избираемые народом и нацеленные на выполнение задач в регионах. Наделение полномочиями маслихатов по даче согласия на назначения акимов еще глубже укрепляет основы демократии в нашей стране. Подводя итоги, стоит отметить, что Казахстан в нынешних условиях сделал важный шаг на пути к созданию свободного терпимого общества, общества максимальных возможностей с высокой моралью.
Мухамбет КОПЕЕВ,
заместитель председателя Сената Парламента РК
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |