|
|
|
26.06.2007 Столица в контексте реформ
Президент страны Нурсултан Назарбаев 16 мая 2007 года на совместном заседании палат Парламента представил законодателям предложения по конституционной реформе. Сегодня соответствующие изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан уже внесены. И это определяет новый этап демократизации государства и общества, характеризующийся повышением роли политических партий, общественных объединений, других институтов гражданского общества в политической системе страны. Конституционная реформа обеспечивает дальнейшее развитие местного самоуправления и расширение общественного доступа к процессу выработки государственных решений на региональном уровне. Как известно, на практике уже в течение ряда лет обеспечивается внедрение системы подотчетности и выборности акимов районов и городов. В прошлом году были проведены выборы акимов в трети регионов и городов страны. Этот процесс показал, что через представительные органы — маслихаты — уже реализуется широкий спектр реальных полномочий по формированию исполнительных органов. Они наделены полномочиями по осуществлению контроля за разработкой и исполнением местного бюджета в сфере управления коммунальной собственностью, совершенствования земельных отношений и механизма предоставления земельных участков, утверждают общеобязательные требования и нормативы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Увеличение сроков полномочий депутатов маслихатов до пяти лет, расширение сферы их компетенции в части согласования назначения акимов всех уровней создает дополнительные возможности обеспечения баланса ветвей власти и стабильности в реализации приоритетов регионального развития. Также в Конституции страны определены статус и особое значение Астаны как административного центра государства. У столицы сегодня огромный инвестиционный ресурс. Созданы прекрасные возможности для ее развития как регионального центра экономического роста и конкурентоспособности. Все это предполагает одновременно и дополнительные возможности для развития местного самоуправления в Астане, что позволит нам эффективно решать приоритеты устойчивого развития столицы. В Парламенте страны рассматривается законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон «О статусе столицы Республики Казахстан». В условиях интенсивного развития города это объективно назревшая необходимость. Ведь мы хотим сформировать столицу как город, современный по архитектурному облику, комфортный и удобный для жителей и гостей, отвечающий международным стандартам и требованиям по экологии и общественной безопасности. В связи с этим целесообразно передать на местный уровень решение вопросов в сфере планирования социально-экономического развития города, обеспечения общественной безопасности, регулирования архитектурной и градостроительной деятельности, благоустройства и соблюдения санитарно-экологических требований. Следует отметить, что акимат и маслихат города уже имеют опыт работы по совершенствованию местной нормативной базы в этом направлении. В целях соблюдения установленных требований в жилищно-коммунальной сфере, по благоустройству и озеленению решением гормаслихата утвержден ряд обязательных правил по содержанию жилья и придомовых территорий, обеспечению сохранности объектов городской инфраструктуры. Надо сказать, что в течение ряда лет в столице реализуется программа «Окраины», которая выполняется с непосредственным участием КСК, обеспечивается также эффективный контроль самих жителей по использованию собранных средств для благоустройства и подготовки жилого фонда к осенне-зимнему сезону. Говоря о демократизации государства и общества, нельзя не отметить, что приоритеты местного самоуправления обеспечиваются не только в сфере институционального развития, важной составляющей является укрепление взаимодействия и конструктивного сотрудничества власти и бизнеса в экономике и в социальной сфере. В настоящее время мы определили как первоочередную задачу и последовательно занимаемся вопросами повышения корпоративной социальной ответственности бизнеса, совершенствуется практика реализации трехсторонних соглашений между исполнительной властью, профсоюзами и работодателями. В этом году результатом такой совместной работы с общественными объединениями предпринимателей стала реализация соглашений о стабилизации цен на основные продовольственные товары, ведется работа по переносу из центра города девяти рынков, которые не отвечают санитарно-экологическим требованиям. В настоящее время мы завершаем работы по комплексному благоустройству 330 дворов, где с привлечением спонсорских средств устанавливается 400 комплектов детских игровых площадок, оборудуется 75 футбольных полей и спортплощадок с искусственным покрытием. Проводится реконструкция 17 фасадов жилых домов по проспекту Республики, эти работы близки к окончанию, к празднованию Дня столицы жители и гости столицы увидят обновленный проспект, который станет примером создания современного дизайна городской среды. С учетом опыта совместной работы акимата, маслихата и бизнес-структур сейчас мы определили новые направления по использованию механизма государственно-частного партнерства в решении проблем благоустройства, комплексной жилой застройки с развитием социально-обслуживающей инфраструктуры. Намечена и реализуется программа строительства сети доступных для населения автопаркингов, на период до 2009 года предусмотрено построить 55 паркингов и подземных гаражей на 20 тысяч автомобилей. Недавно на сессии маслихата утверждена среднесрочная программа по реконструкции сложившейся части города. В период до 2011 года мы предусматриваем провести комплексную жилую застройку с предоставлением жителям этих районов за счет инвесторов адекватных по площади новых квартир взамен сносимых домов. В этом году нами совместно с общественными объединениями предпринимателей столицы впервые была организована ярмарка социальных проектов, на которой были представлены программы, затрагивающие сферы здравоохранения, экологии, поддержки культуры и спорта, медицинской и трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Всего предусмотрено реализовать с участием частных инвесторов 45 проектов на сумму более одного миллиарда тенге, в том числе открыть комбинат детского питания, диализный центр, направить дополнительные средства для укрепления материальной базы реабилитационных центров. В рамках конституционной реформы определен правовой статус уникального общественного формирования, которым является Ассамблея народа Казахстана. За период с 1995 года этот институт гражданского общества накопил огромный опыт укрепления межнационального согласия и обеспечения внутриполитической стабильности в обществе. В Астане сегодня работают 25 национально-культурных центров, регулярно проводятся общественно-политические и культурные мероприятия, способствующие консолидации, развитию и взаимообогащению культур и языков народов, укрепления духовного согласия среди национальных диаспор города. Одним из главных факторов демократизации, развития системы местного самоуправления мы рассматриваем меры по повышению эффективности и прозрачности работы госорганов. В рамках проводимой административной реформы занимаемся совершенствованием структуры исполнительной власти, осуществляем деятельность по улучшению качества государственных услуг, в том числе через реализацию программы «электронный город». Новый этап конституционной реформы налагает большую ответственность на местные исполнительные органы, а потому акимат столицы будет максимально стремиться обеспечивать их успешную практическую реализацию.
Аскар МАМИН,
аким города Астаны
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |