|
|
|
23.07.2007 Разъяснение сути законов - важная задача
20.07.2007
УзА - Основной целью проводимых в нашей стране под руководством Президента Ислама Каримова реформ по демократизации судебно-правовой сферы является обеспечение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан и общепринятых международных нормах, формирование эффективных механизмов по защите их жизни, неприкосновенности, достоинства и других законных интересов. В частности, важное значение приобретает работа по либерализации уголовного, уголовно-процессуального законодательства, поэтапной либерализации системы уголовных наказаний. Проводимая за годы независимости поэтапная либерализация уголовных наказаний служит важным фактором оздоровления общественной среды. Например, в прошлом году количество убийств в стране по сравнению с 2000 годом сократилось на 20 процентов, случаев хулиганства - на 6 процентов. Учрежден институт примирения, воплотивший в себе такие присущие нашему народу благородные качества, как толерантность и гуманизм. Находящееся сегодня в центре внимания узбекистанцев и всей мировой общественности событие - исключение в Узбекистане смертной казни из системы уголовных наказаний и передача права выдачи санкции на заключение под стражу судам имеет важное общественно-политическое значение. В нашей стране, где особое внимание уделяется обеспечению верховенства закона, отмена смертной казни на основе принципов гуманизма и применение меры наказания в виде пожизненного заключения, а также передача права выдачи санкции на заключение под стражу судам служат обеспечению конституционных прав и свобод человека, повышает ответственность судей, всех участников уголовного процесса за выполнение своих обязанностей по обеспечению справедливости, законности при рассмотрении уголовных дел. На десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан были одобрены законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу», подготовленные в соответствии с указами Президента страны «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан» и «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу» и определение вступления их в силу с 1 января 2008 года, является еще одним практическим подтверждением политики гуманизма, проводимой в нашей стране. В Узбекистане продолжается последовательная работа по вступлению в силу этих законов, пронизанных идеями гуманизма. Она ведется судебными, правоохранительными органами в сотрудничестве с другими институтами государственной власти, специалистами судебно-правовой сферы, широкой общественности, которые будут обеспечивать их исполнение. В частности, на местах в период с 14 по 20 июля проведены зональные совещания, встречи с участием членов Сената Олий Мажлиса, депутатов Законодательной палаты, руководителей правоохранительных органов, судебных, следственных, прокурорских работников, ученых и специалистов, посвященные разъяснению этих законов, порядку их применения и исполнения. В заседании Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, посвященном этим вопросам, приняли участие председатели городских и районных судов по уголовным делам, сотрудники органов прокуратуры и внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства юстиции, средств массовой информации. Выступившие на заседании министр юстиции Республики Узбекистан Ф.Отахонов, ректор Ташкентского государственного юридического института, член Сената Олий Мажлиса М.Рустамбаев, член Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты А.Тухташев, заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан А.Шарофутдинов и другие подробно остановились на широкомасштабных результатах реформ в судебно-правовой сфере. Как отмечалось, эффективность любого закона, прежде всего, зависит от того, насколько верно и полно понимают их нормы сотрудники правоприменительных органов. Поэтому важное значение имеет доведение сущности этих законов до исполнителей и населения, а также проведение широкомасштабной разъяснительной работы. В частности, основной задачей министерств и ведомств является обеспечение проведения единой государственной политики в правоприменительной практике, координация деятельности государственных органов по правовой пропаганде, направленной на повышение правового сознания людей, правовой культуры и укрепление законности в обществе. Отмечалась необходимость эффективного использования национальной базы законодательства, созданной министерством юстиции, издания «Сборник законодательных актов Республики Узбекистан» и возможностей средств массовой информации. Сотрудники судебно-правовой сферы, руководствующиеся этими законами, проходят обучение на курсах Республиканского центра повышения квалификации юристов. Кроме того, предусматривается издание различных книг, брошюр и пособий, целью которых будет информирование широкой общественности, мирового сообщества об общественно-политическом, правовом значении вышеупомянутых законов и результатах осуществляемых в нашей стране демократических реформ. На заседании были даны подробные ответы на вопросы о порядке выдачи санкции на заключение под стражу и условиях его применения, а также вопросы, связанные с практикой реализации положений законодательства, связанных с исключением из системы наказаний смертной казни. Зональные семинары-совещания на эту же тему также состоялись в Джизакской, Самаркандской и Навоийской областях. Принимавшие в них участие председатель Верховного суда Республики Узбекистан Б.Мустафаев, председатели комитетов по законодательству и судебно-правовым вопросам Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса М.Раджабова и Н.Исмаилов отметили, что одобрение на десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» явилось результатом проводимой в нашей стране гуманной демократической политики, они подчеркнули практическое значение этих исторических законов. Особо отмечалось, что процесс, связанный с отменой смертной казни, проводился поэтапно. Постепенное сокращение применения этого вида наказания и в конечном итоге полный отказ от него характеризуют важную направленность всего процесса либерализации уголовных наказаний. Если в первые годы независимости в уголовном законодательстве наказание в виде смертной казни предусматривалось за 33 вида особо тяжких преступлений, то в течение ряда лет достигнуто снижение количества данных статей, и теперь остались лишь две статьи, предусматривающие смертную казнь. С 1 января 2008 года этот вид наказания будет полностью исключен и заменен на пожизненный или длительный срок лишения свободы. Установлен запрет на применение этих наказаний в отношении женщин, несовершеннолетних и мужчин старше шестидесяти лет. Передача прав заключения под стражу судам является важным фактором формирования в судебном процессе атмосферы состязательности, создания условий для участия в нем адвоката и возможности права подачи иска в апелляционном порядке. Ибо суть реформ, направленных на либерализацию судебно-правовой системы, заключается в обеспечении реализации конституционных прав и свобод человека, его защиты от необоснованного уголовного преследования, личной неприкосновенности и справедливого судейства. На семинарах-совещаниях отмечалось, что полное исполнение этих законов требует от работников судебно-правовых органов особой ответственности, прочных знаний и высокой квалификации. Были подробно рассмотрены практические вопросы, связанные с реализацией положений принятых законов. Аналогичный семинар-совещание, состоявшийся в Сурхандарьинской области, вел Генеральный прокурор республики Р.Кадыров. На этом мероприятии, в котором участвовали представители правоохранительных органов и общественных организаций, речь шла о проводимых реформах в судебно-правовой системе, широкомасштабных мероприятиях по защите прав человека, в частности, о значении и содержании вышеназванных законов. При этом было отмечено, что данные законы являются органическим и логическим продолжением судебно-правовых реформ, осуществляемых по инициативе и при непосредственном руководстве Президента республики Ислама Каримова, и направлены на дальнейшее усиление обеспечения прав и свобод граждан. На совещании было уделено внимание вопросам, возникающим в процессе применения на практике этих законов, были даны подробные ответы на вопросы участников. В этой связи следует особо отметить, что сегодня свои результаты дают широкомасштабные реформы, направленные на обеспечение служения уголовного законодательства интересам человека. Отмена смертной казни также является еще одним практическим результатом судебно-правовых реформ. Теперь в число 122 государств мира, в которых отменена смертная казнь, входит и Узбекистан. Проведенное недавно Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» социологическое исследование показало, что уровень осведомленности наших сограждан в вопросах реформ, проводимых в судебно-правовой системе страны, постоянно повышается. 90 процентов участвовавших в опросе респондентов одобрили решение главы государства об изменении уголовно-процессуального законодательства. Это свидетельствует о поддержке обществом смягчения системы уголовного наказания и усиления ее гуманного характера. Словом, осуществляемые в судебно-правовой системе Узбекистана под руководством Президента Ислама Каримова реформы, в частности, политика исключения из уголовного законодательства смертной казни, полностью соответствуют происходящим в мире процессам, способствуют реализации на практике принципов гуманизма, вытекающих из сути Конституции Республики Узбекистан. Ведь все это продиктовано также и духовно-нравственными ценностями нашего народа, почитающего жизнь человека как величайшее благо.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |