|
|
|
26.07.2007 Пить или не пить
Как известно, летом у человека проявляются три страсти: к отдыху, к прохладе и к леденящим напиткам. Рекой, а порой и океанами льются газированные и негазированные, сладкие и не очень, красные и желтые напитки. Потребителю остается только выбрать и наслаждаться. И чтобы выбор ваш был верен, а употребление напитка привело только к утолению жажды, советуем ознакомиться с нашей экспертизой. В дегустации безалкогольных газированных напитков, которая прошла в Прикаспийском центре сертификации, принимали участие эксперты-аудиторы, санитарные врачи и юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей. На суд экспертов было представлено 8 образцов безалкогольных напитков. Оценка проводилась по нескольким показателям: вкусу, запаху, внешнему виду, цвету. Учитывались также содержание в напитке углекислого газа и маркировка продукта. Дегустация проводилась анонимно, то есть эксперты не знали продукцию какого производителя они пробуют. И только после выставления оценок за вкусовые показатели они смогли ознакомиться с информацией на этикетках. Образец под номером один. «Буратино» торговой марки «Натура» от «Либелла Боттлерс», 36 тенге за полулитровую бутылочку. Цвет и запах - свойственные этому виду напитков. Вкус - слаженный. Но к маркировке у экспертов были претензии. Текст - нечеткий и смазанный, на этикетке очень мелкий шрифт, надписи читать пришлось под лупой. Второй образец. Тоже «Буратино», но торговой марки «Кристалл» от компании «Обис». 29 тенге за пол-литра напитка. Вкус напитка дегустаторам понравился больше, чем его аромат. Но было замечание - «выпирают» сахарозаменители. «Буратино» под номером три от Кaspian Beverage Holding, 48 тенге бутылочка. Напиток очень сбалансированный, вкус - мягкий, аромат, по терминологии экспертов, не выпирает. Настоящий, классический «Буратино», который пили в далекие советские времена. Екатерина Изотова, эксперт-аудитор: - Очень привычный вкус, в нем есть все: и сахаристость, и кислотность, и прохладительные качества. Хочется отметить, что напиток выполнен по ГОСТу еще советского времени. Четвертый образец - «Fruitten лимонный», производитель Fruitten Group из Каскелена, 48 тенге за бутылочку. Первые эмоции у экспертов проявились уже при виде этого напитка. Цвет дегустаторы определили как «неестественный». Ярко-лимонная окраска напитка производителей насторожила. Зато вкус приятно удивил. Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции: - Очень интересный напиток, нам понравился, хотелось бы, чтобы с цветом поработали, а так - достаточно приятный. Образец под номером пять - это был «Еxtreme классик кола» от «Либелла Боттлерс», стоимость 47 тенге. Его эксперты охарактеризовали как «типичная кола с хорошим вкусом и запахом». Одно «но» - напиток очень сладкий. Образец под номером шесть. Здесь анонимность соблюсти не удалось. Эксперты сразу узнали характерный вкус колы. Но производителя по органолептическим показателям им вычислить не удалось. Подсказываем - кока-кола от «Алматы Боттлерс», 58 тенге пол-литровая бутылочка. Вердикт: вкус и аромат - типичные для кока-колы. Напиток сильно газированный, как и полагается. Хотя не выразить свои замечания по поводу маркировки эксперты не смогли. Екатерина Изотова, эксперт-аудитор: - Замечания у комиссии были по поводу недостаточно четкой надписи - нанесена на красный фон черной краской, трудна для чтения. Но информация на этих образцах соответствует тому, что в бутылке. А еще, продукция произведена в Казахстане, но это не штрих-код Казахстана. Пепси-кола от «РЖ Брендс Казахстан» - седьмой образец. 56 тенге пол-литра напитка. Эксперты хотя и не принадлежали к поколению пепси, сразу же узнали напиток по характерному вкусу и специфическому аромату. И оценили очень высоко. Классика и есть классика, в один голос определили эксперты. И наконец, напиток под номером восемь. Кола-микс из Гамбурга. 155 тенге полуторалитровая емкость. Мутноватый коричневый цвет напитка экспертам не понравился. Вкус они определили как «разлаженный, не типичный для подобных напитков». Несвойственный аромат лимона в данном напитке экспертам не понравился. А вот маркировку пришлось переводить с немецкого. Оказалось, в напиток добавлен натуральный цитрусовый сок. Видимо, он и дал мутный осадок коле-микс. Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции: - Немецкие производители не соблюдают нормативных требований. Согласно закону о языках, информация для потребителя должна быть на государственном и русском языках. Здесь ни на государственном, ни на русском языке нет информации, то есть полностью нарушены требования. Результаты экспертизы. За титул лучшего боролись восемь образцов, но в жесточайшей борьбе до финиша дошли, увы, не все. Но ведь главное не победа, а участие. Тем более что явно проигравших в этот раз не было. Екатерина Изотова, эксперт-аудитор: - В принципе, все напитки не выходили за рамки нормативной документации, которая предусматривает наличие всех компонентов, входящих в состав напитков. Требования к маркировке наши производители соблюдают, что не может не радовать. Хотя и здесь наши справедливые эксперты нашли минус, пусть и маленький. Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции: - Замечания к маркировке были - некоторые производители дают информацию очень мелко. И вот наконец раздача слонов. Первое место поделили два образца - «Буратино» от «Каспиан Беверич Холдинг» и «Пепси-кола» от «РЖ Брендс Казахстан». Они набрали по 19,8 балла из 20 возможных. Екатерина Изотова, эксперт-аудитор: - И последнее место, как это ни грустно, причем по общему мнению, - это напиток немецкого производства. Другими словами, он просто непривычен для нас, и те компоненты, которые входят, и цвет, и прозрачность непривычны для нашего потребителя. Этот напиток по вкусу экспертная комиссия оценила всего в 16,9 балла. А маркировка колы-микс вообще не заработала ни балла. Кстати, ответственность за информацию на упаковке несет компания, которая занимается реализацией товара. Ольга Латыпова, генеральный директор Центра испытания качества продукции: - Пока продукция хранится на складах, она может храниться и в таком виде. Как только она поступила в торговлю, она должна отвечать нашим законодательным требованиям. И потребитель имеет право потребовать, чтобы ему представили информацию на государственном и русском языках. Жанна ТУЛЕНДЫ, Евгения МОРОЗОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |