Что такое президентско-парламентская республика
Алия Серикова
Ключевым политическим событием последних дней в Казахстане стало принятие поправок в Конституцию. Конституционные поправки привели к ограничению президентских полномочий. Следует отметить, что принятые изменения в Основной Закон привели к определенной трансформации политической системы страны. Произошел переход от моноцентричной президентской республики к президентско-парламентской системе управления. В современном мире существуют три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентская и президентско-парламентская модели. В парламентских республиках Президент чаще всего не располагает реальной исполнительной властью. Его полномочия, за исключением сугубо церемониальных, представительских, как правило, осуществляются с согласия и по инициативе Правительства. Президент в парламентских республиках играет роль своего рода «резерва» власти, призванного находить выход из политических кризисов. В президентских республиках исполнительная власть практически концентрируется в руках одного человека - Президента. При данной форме правления Президент соединяет в себе полномочия Главы государства и главы исполнительной ветви власти - Правительства. При этом оно, как правило, формируется полностью Президентом. Смешанная президентско-парламентская модель стремится избавиться от недостатков президентской и парламентской форм правления путем объединения наиболее сильных сторон обеих. Глава государства в президентско-парламентской республике не обязательно является единоличным носителем исполнительной власти и зачастую делит ее с Правительством, сформированным парламентским большинством. В последнее время во многих странах мира наблюдается тенденция сокращения полномочий руководителей государств и перехода от президентских республик к президентско-парламентским формам правления. Подобная смена была осуществлена в Сербии, Индонезии, Грузии, Украине. На некоторое сокращение полномочий главы государства пошли во Франции, Южной Корее, Литве. Усиление президентских полномочий как в Казахстане, так и большинстве стран бывших союзных республик, было обусловлено продолжительным переходным периодом. Вследствие развала единого народно-хозяйственного комплекса СССР экономика республики переживала кризис, резко упал уровень жизни, в обществе росла социальная напряженность. В подобных условиях институт сильной президентской власти выглядел единственным надежным инструментом достижения стабильности в нарастающем море хаоса. Именно поэтому стремительно терявшие доверие избирателей в результате нарастающего кризиса парламенты предоставляли руководителям государств расширенные полномочия для элементарного удержания ситуации под контролем. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|