|
|
|
28.07.2007 Экономика должна быть… полноводной! Антон ЛИСИЦЫН
Можно сказать, что водная проблема в Центральной Азии - клубок трудноразрешимых проблем. Причем проблем «разнокалиберных» - от американского проекта «Большой» Центральной Азии до вопросов капельного орошения и строительства канализации. Тем не менее государства региона научились полюбовно разрешать противоречия при дележе вод. Значит ли это, что проблемы нет? Водопровод как экономическое оружие Обычно, когда говорят об использовании природных ресурсов в качестве инструмента внешнеполитического давления, подразумевают нефть и газ. Это вполне понятно - углеводородное топливо давно стало кровью современной экономики. Но в свое время Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН сделала неутешительный прогноз: к 2025 году «почти два миллиарда человек могут остаться без воды, а две трети населения земли будут испытывать ее нехватку». К такому выводу специалисты ООН пришли, сопоставив значения роста населения на планете и потребления воды - потребление водных ресурсов прирастало в два раза быстрее населения. Уже сегодня более одного миллиарда людей не имеют доступа к чистой питьевой воде. Будущее, в котором стратегически важное значение приобретут уже не только нефте-, но и водопроводы, исходя из таких посылок, уже не кажется столь фантастическим. К Центральной Азии и Казахстану этот прогноз имеет прямое отношение - регион в целом считается вододефицитным. Более того, эксперты неоднократно указывали на то, что вода в республиках Средней Азии используется чрезвычайно нерационально. Как известно из школьного курса географии, вода - ресурс возобновляемый. Утверждение верное, но неполное. Возобновляются водные ресурсы в рамках большой экосистемы - планеты Земля. Локально же этот ресурс может постепенно исчерпываться. - Основной поставщик воды - горные ледники. Как показывают наблюдения, площади ледников в Центральной Азии сокращаются, - говорит заместитель директора Научно-информационного центра Межгосударственной водохозяйственной комиссии Вадим Соколов. - Изобилие воды сегодня обернется нехваткой ее завтра. Поэтому вопрос разумного пользования этим ресурсом должен решаться уже сейчас, потом будет поздно. Проблема водных ресурсов в Центральной Азии возникла не только из-за нехватки воды, но и из-за ее неравномерного распределения. Страны региона можно условно поделить на две группы - доноров и реципиентов воды. Доноры, как нетрудно догадаться, две горные республики - Киргизия и Таджикистан. Реципиенты - Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Странам первой группы вода интересна в основном для использования в энергетике. Государствам второй группы она нужна, по большей части, для сельскохозяйственных нужд. Различные режимы использования вод - энергетический и ирригационный - очень трудно согласуются друг с другом. Если энергетикам нужно сбрасывать значительные объемы воды зимой - для удовлетворения потребности в энергии в холодное время года, агропромышленному сектору вода требуется для полива летом. Вследствие, казалось бы, неустранимой разницы интересов и происходили конфликты между странами региона. В частности, руководство Кыргызстана и Таджикистана упрекало лежащие ниже по течению рек государства в том, что те игнорируют нужды горных республик. Существующий водный режим не во всем устраивает страны-доноры, но попытки изменить существующее положение вещей наталкивались на жесткое противодействие со стороны Казахстана и Узбекистана. - В летний период через Токтогульскую ГЭС протекает 400 кубометров воды в секунду. Мы на эту воду не претендуем. Но зимой влага накапливается, и летом мы отпускаем, к примеру, тому же Узбекистану не 400, а 1 тысячу кубов воды в секунду. Вот эту разницу в 600 единиц и должны оплачивать наши соседи. По сути мы храним воду, как товар на складе, на объемы естественного тока воды мы не претендуем, но за ее сбор и хранение платить все же надо. Но Казахстан и Узбекистан этого не делают, - заявил недавно претензии к этим двум государствам кыргызстанский парламентарий Тайырбек Сарпашев. Одним из путей решения, напрашивающимся сам собой, должна стать экономическая интеграция стран региона. Действительно, когда клубок водноэнергетических разногласий станет лишь частным случаем торговых отношений между странами, договариваться станет легче. В единой экономике региона в советское время проблемы, в каком режиме использовать реки, не возникало - побеждал общий интерес региона. Но и в этом случае не все так однозначно. Реки не признают политических образований, поэтому в общем водном хозяйстве придется учитывать интересы и тех стран, которые до этого стояли в стороне. - Свою долю еще не начал выбирать Афганистан. Сейчас там пытаются как-то возродить сельское хозяйство, перевести крестьян с выращивания мака на производство пищевых культур, - рассказывает юридический консультант Программы ООН по национальному плану управления водными ресурсами Игорь Петраков. - Японцы уже занялись восстановлением и расширением ирригационной сети в этой стране. А что произойдет, если Афганистан действительно начнет отбирать значительные объемы воды, которой в Центральной Азии и так не хватает? Удивительно, как Соединенные Штаты Америки, вынашивающие идею «Большой» Центральной Азии - бывшие советские республики в регионе плюс Афганистан, не стали еще усиленно проталкивать эту идею под соусом общего ведения водного хозяйства. Ведь волей-неволей странам Центральной Азии придется учитывать интересы игрока, который только что сел за стол, - Афганистана. В будущем вопрос раздела водных ресурсов станет еще более острым. По прогнозам ООН, через 40-50 лет вооруженные конфликты из-за воды вполне могут стать неприятной реальностью. Спасение жаждущих - дело рук самих жаждущих Тем не менее, как ни странно, каждая из стран региона может вполне обеспечивать себя и сейчас, и в будущем водными ресурсами. Даже при условии роста потребления. И, несмотря на их острую нехватку, - сейчас. В записке по итогам заседания Совета безопасности Казахстана, посвященного водным проблемам, указывалось: «…каждое государство по своему усмотрению решает вопросы использования и охраны стока трансграничной реки, без учета интересов сопредельных стран». Но вместе с тем констатировался факт того, что «сложившаяся ситуация в водном секторе экономики стала возможной в виду отсутствия в стране единого государственного органа, ответственного за вопросы водообеспечения». Строго говоря, такой орган имеется - Комитет по водным ресурсам. Но он является всего лишь подразделением министерства сельского хозяйства. - Вы только задумайтесь, количество работников, например, в Балхаш-Алакольском водохозяйственном управлении, составляет только 32 человека. Это на территорию, превышающую площадь многих государств Европы, - возмущается Игорь Петраков. - Если в Комитете по водным ресурсам трудится немногим более сотни человек, то в Комитете по рыбным ресурсам того же минсельхоза - 600. Разве непонятно, что приоритет должен иметь первый орган - как рыба может существовать без воды? Одно из требований, упомянутых в записке, - «снижение удельного водопотребления и эксплуатационных потерь воды в промышленности и сельском хозяйстве». - Если грамотно использовать ресурсы, то существующей воды нам хватит с головой. Но сегодня площадь посевных площадей уменьшилась, а потребление воды выросло. Отчего это произошло? Если КПД канала в советское время был 60-70 процентов, то сейчас где-то 30 процентов, - продолжает Игорь Петраков. - Далее - согласно Водному кодексу предприятия должны перейти на замкнутый цикл использования воды. Но подразделения Комитета по водным ресурсам на местах отмечают, что растет число предприятий, игнорирующих эту норму. Если мы хотим решить свои проблемы, пора все приводить в соответствие с законами. Другими словами, по крайней мере Казахстан вполне может решить водную проблему своими силами, исходя из имеющихся ресурсов. Водная проблема заключается не только и не столько во взаимоотношениях с другими странами, но в разумной внутренней политике в этой области. Правительству, желающему решить вопрос водопользования, предстоит трудная, нудная, со стороны не очень-то заметная работа. Но без такой работы ожидать прорывов в отношениях со странами региона в области пользования реками нельзя. Недолгая история суверенитетов, возможно, научит политиков Центральной Азии банальной истине - прагматизм начинается с себя.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |