|
|
|
02.08.2007 Интервью с председателем Верховного суда Республики Узбекистан Буритошем Мустафаевым
01.08.2007
УзА, Гулом Мирзо - Последовательные и масштабные реформы судебно-правовой системы, проводимые в годы независимости под руководством Президента Ислама Каримова, имеют целью обеспечение прав и свобод человека, закрепленных нашей Конституцией, законами и общепризнанными международными нормами, формирование эффективных механизмов защиты его жизни, здоровья, неприкосновенности и других законных прав и интересов. За прошедший период практически реализована абсолютно новая концепция формирования судебно-правовой системы, являющаяся важной составной частью создания демократического правового государства. Проведена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. Введены институты рассмотрения судебных дел в апелляционном и кассационном порядке. Значительно сокращены сроки следствия и дознания, содержания людей под стражей, рассмотрения дел в судах. Приняты законы, в соответствии с которыми смертная казнь исключается из системы наказаний, а право выдачи санкции на заключение под стражу передается судам. С председателем Верховного суда Республики Узбекистан Буритошем Мустафаевым корреспондент УзА беседует о сути и значении проводимых в стране реформ, направленных на защиту прав и интересов человека. - Проводимые под руководством Президента Ислама Каримова последовательные реформы, независимо от того, в какой сфере проводятся - в государственном, общественном строительстве, в судебно-правовой системе, дополняют друг друга и неразрывно связаны между собой. Главное связующее звено здесь - обеспечение защиты интересов человека. Конечно, отменить смертную казнь, передать судам право выдачи санкции на заключение под стражу можно было осуществить и в первые годы независимости. Однако, следуя народной пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и проанализировав опыт развитых стран, стало ясно, что, не создав необходимых социально-экономических, политических, культурных предпосылок, не повысив правового сознания и правовой культуры народа, ускоренное проведение таких преобразований, их искусственное насаждение не могло дать ожидаемых результатов. Напротив, в отдельных случаях торопливость могла привести к нежелательным последствиям, а возможно, причинила бы и вред. Исходя из этого, под руководством главы государства была разработана программа мероприятий поэтапного проведения реформ. Благодаря этой тщательно и глубоко продуманной стратегической программе каждый этап реформ приносит определенные результаты и успехи. Естественно, вся эта огромная работа осуществляется не для того, чтобы кому-то понравиться, а во имя таких целей, как обеспечение поступательного развития государства, повышение благосостояния народа, авторитета страны на международной арене. Известно, первый этап реформ (1991-1995 годы) характеризовался формированием национальной стратегии реформирования судебно-правовой системы и созданием конституционно-правовых основ, а также учреждением в стране - впервые - Конституционного суда. На этом этапе были приняты законы «О прокуратуре» (1992), «О судах» (1993), Хозяйственно-процессуальный кодекс (1993), Уголовный кодекс (1994), Уголовно-процессуальный кодекс (1994), Кодекс об административной ответственности (1994), Законы «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1995), «О Конституционном суде» (1995) и другие. Данные законодательные акты определили правовую основу формирования судебно-правовой системы независимого Узбекистана. Второй этап - 1996-1999 годы - характеризовался углублением реформ в судебно-правовой системе на основе анализа накопленного опыта, демократизацией системы правосудия. Проводились мероприятия по обеспечению практического равенства обвинения и защиты в ходе судебного процесса, повышению статуса адвокатуры. В этот период были приняты Гражданский кодекс (1995-1996), Гражданско-процессуальный кодекс (1997), Уголовно-исполнительный кодекс (1997), Хозяйственно-процессуальный кодекс в новой редакции (1998), Законы «Об адвокатуре» (1997), «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» (1998), указы Президента «О совершенствовании структуры хозяйственных судов Республики Узбекистан» (1996), «О мерах по обеспечению исполнения решений хозяйственных судов» (1997) и другие. 2000-2004 годы можно считать третьим этапом - этапом дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы. В частности, проведены специализация судов, значительная либерализация уголовных наказаний, повысилось качество работы судов, сократились сроки рассмотрения дел, внедрен порядок апелляционного рассмотрения гражданских и уголовных дел, реформирован порядок подачи кассационной жалобы, создан правовой механизм обеспечения исполнения решений судов. Тогда в новой редакции были приняты законы «О судах» (2000), «О прокуратуре» (2001), «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (2001), «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальные кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний (2001). В этот период важную роль сыграли указы Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании судебной системы Республики Узбекистан», «О создании высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан», постановление Кабинета Министров «О мерах по улучшению материально-технического обеспечения судов общей юрисдикции Республики Узбекистан». На данном этапе в связи с либерализацией уголовных наказаний, имеющей особое значение в обеспечении прав и свобод человека, в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан были внесены изменения, благодаря чему удалось достигнуть определенных позитивных результатов. Так, после проведения новой классификации 73 процента общего состава преступлений переведены в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких, только 25 процентов - в категорию тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем расширено применение наказания в виде назначения штрафов вместо лишения свободы. Отменена оставшаяся в наследие со времен Советов конфискация имущества в качестве вида уголовного наказания. Пересмотрена система наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, женщин и пожилых граждан, введены послабления при назначении наказаний этим категориям граждан. Упрощен порядок рассмотрения уголовных дел, сокращены сроки расследования и рассмотрения дел в судах. В уголовное законодательство введен новый институт - институт примирения, который широко применяется на практике. Основные задачи реформ четвертого этапа были определены в докладе Президента Ислама Каримова на состоявшемся 28 января 2005 года первом совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. В частности, к приоритетным задачам относятся анализ и обобщение опыта, накопленного в годы независимости, либерализация судебно-правовой системы на основе принципов и норм международного права. Здесь, в первую очередь, требуется совершенствование правовых основ по обеспечению подлинной независимости и свободы судов, права человека на жизнь и других его конституционных прав и свобод, усиление ответственности работников судов и других правоохранительных органов, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства. - Именно в этот период в повестку дня были поставлены вопросы исключения смертной казни из системы уголовных наказаний и передачи судам права выдачи санкции на заключение под стражу. - Да, это так. Следует отметить, что решение имеющих исключительно важное социально-политическое значение, находящихся в центре внимания мирового сообщества вопросов - исключения смертной казни из системы уголовных наказаний и передачи судам права выдачи санкции на заключение под стражу, - еще раз подтвердило, что наша страна уверенно и неуклонно идет по пути строительства демократического правового государства, справедливого гражданского общества. Право человека на жизнь закреплено во многих международных актах. В Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается: «Право на жизнь - неотъемлемое право каждого человека. Это право защищается законом. Никто самовольно не может лишить человека права на жизнь». Эти положения нашли отражение в Конституции Республики Узбекистан. В нашем Основном Законе, принятом в первые же годы независимости, закреплено: «…высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права», «право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением». Вместе с тем необходимо особо отметить, что за прошедшие 16 лет количество статей Уголовного кодекса, предусматривающих смертную казнь, сокращено в нашей стране с 33 до 2. В докладе Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса отмечалось: « Другой вопрос, который необходимо нам решить в области либерализации судебно-правовой системы, - это исключение смертной казни из системы наказаний. Речь идет не о моратории на смертную казнь, как это сделано в некоторых странах, когда осужденный годами ждет, что эта мера наказания будет исполнена, а речь идет о полной ее отмене». Отмена смертной казни без применения моратория - решительный шаг на пути либерализации в Узбекистане судебно-правовой системы. Основываясь на общепризнанных принципах международного права и нормах Конституции Республики Узбекистан, 1 августа 2005 года Президент Республики Узбекистан принял Указ «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан», а 8 августа того же года Указ «О передаче судам права выдачи санкции на заключение под стражу». Сформировавшиеся в обществе в последние годы социальные отношения, создание соответствующих социально-экономических, духовных и правовых предпосылок, изменения, происшедшие в политическом и правовом мировоззрении граждан в свою очередь создали условия для принятия законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни» и «О внесении изменений и дополнений в некторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу». Эти законы по своей сути либеральны, гуманны. Их можно оценить как следствие создавшейся в нашей стране социальной, политико-правовой обстановки. - В чем заключаются особенно значимые стороны отмены смертной казни? - Отмена смертной казни, применение вместо нее наказания в виде пожизненного или длительного срока лишения свободы имеет много специфических особенностей. В первую очередь в соответствии со статьей 24 Конституции Республики Узбекистан и международными правовыми нормами лишать человека его неотъемлемого права на жизнь не вправе никто, в том числе и государство. Согласно уголовному законодательству наказание в виде пожизненного или длительного срока лишения свободы должно применяться не в целях физического устранения осужденного, а для предупреждения его преступной деятельности в дальнейшем, его нравственного исправления. При этом, с одной стороны, перед осужденным появляется возможность осознать свои проступки, вступить на правильный жизненный путь, вернуться к семье и обществу, с другой стороны, предотвращается возможность несправедливого лишения жизни осужденного из-за ошибки суда. Отмена в Узбекистане смертной казни, замена ее пожизненным или лишением свободы на длительный срок полностью соответствуют передовым мировым тенденциям в этом направлении и отражают закрепленные в нашей Конституции принципы гуманизма и социальной справедливости. Войдя в число 122 государств, отменивших смертную казнь, Узбекистан еще раз четко продемонстрировал мировому сообществу, что имеет свою конкретную позицию по данному вопросу и уверенно движется по пути демократического развития. Несмотря на то, что в мире растет количество стран, где смертный приговор исключен из национального законодательства, в некоторых государствах этот вид наказания все еще сохраняется, более того, расширяются границы его применения. В отдельных странах вопрос об отмене смертной казни в повестку дня еще и не ставился. Как закреплено в статье 19 нашей Конституции, права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их. Переход полномочий выдачи санкции на заключение под стражу от органов прокуратуры к судам обеспечивает соблюдение данной конституционной нормы. Это - передовой международный опыт. На сегодняшний день во многих развитых странах применение обязательных мер, связанных с ограничением или лишением человека его основных прав и свобод, осуществляются только судами. Можно привести много позитивных доводов в пользу принятия в нашей стране Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу». В заключение хочу подчеркнуть, что отмена в Узбекистане смертной казни и передача судам права выдачи санкции на заключение под стражу являются важными составляющими проводимых в стране реформ имеющих целью формирование демократического правового государства, справедливого гражданского общества, логическим продолжением последовательной политики, поэтапно осуществляемой в судебно-правовой системе нашей страны. Эти реформы, по своей сути, - практическое проявление социально-экономического, политического, правового и культурно-просветительского прогресса Узбекистана, признанной во всем мире «узбекской модели».
Источник: Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА) (https://uza.uz/ru/)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |