|
|
|
Постановление Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан
г.Астана
Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан в составе: председательствующего Алимбекова М.Т., судей Мамонтова Н.И. и Жакупова Б.А., с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Таласпековой А.К., представителей: заявителя, ПАО «Палата аудиторов Республики Казахстан» Баймаканова Б.Ш. (доверенность от 13.05.07г.), Балтабаева Б.К. (доверенность от 24.05.07г.), Кошкимбаева С.Х. (на основании прав по должности), ответчика, Министерства финансов Республики Казахстан, Бектуровой А.Т (доверенность от 29.05.07г.), Парсегова Б.А, (доверенность от 24.04.07г.), рассмотрев в открытом судебном заседании 31.07.2007г. в помещении суда в Г.Астане гражданское дело по заявлению ПАО «Палата аудиторов Республики Казахстан» («Палата») о признании незаконным решения Министерства финансов («Министерство») от 08.05.2007г. № ДМ-3-3/4402 об отказе в аккредитации Палаты, поступившее по апелляционной жалобе Министерства на решение суда г. Астаны от 13.06.2007г.,
установила:
23.04.2007г. Палата обратилась в Министерство с заявлением об аккредитации. 08.05.2007г. Министерством в аккредитации отказано по двум основаниям: 1. Согласно п.4 ст.10 Закона «Об аудиторской деятельности» («Закон») численность профессиональных организаций должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего количества аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, за три месяца до момента подачи заявления на аккредитацию. В связи с этим, если свою деятельность в республике осуществляют 160 аудиторских организаций и около 500 аудиторов, то 1/5 от 160 равняется 32 и 1/5 от 500 - 100, следовательно, численность профессиональных организаций должна составлять не менее 132; 2. Палатой в нарушение Закона «О некоммерческих организациях», Правил аккредитации профессиональных аудиторских организаций, утвержденных, приказом Министра финансов от 18.07.2006 г. № 265 («Правила») не представлена нотариально заверенная копия учредительного договора. Палата обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства. Решением суда г. Астаны от 13.06.2007г. заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено решение Министерства об отказе в аккредитации Палаты, на последнее возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов Палаты. В апелляционной жалобе Министерства ставится вопрос об отмене решения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заслушав доклад судьи Жакупова Б.А., выступления представителей ответчика Парсегова Б.А., Бектуровой А.Т., поддержавших жалобу, а также заявителя, Баймаканова Б.Ш., Кошкимбаева С.Х., Балтабаева Б.К., возразивших против жалобы, заключение прокурора Таласпековой А.К. об оставлении решения без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, коллегия считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствие с п.4 ст.10 Закона учредителями и участниками профессиональных организаций могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Численность профессиональных организаций должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего количества аудиторских организаций, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, за три месяца до подачи заявления на аккредитацию. Аудиторы и аудиторские организации выступают только членами одной профессиональной организации. Отказывая в аккредитации, Министерство исходило из того, что названная норма подразумевает общее количество профессиональных организаций и аккредитация Палаты, включающей 414 аудиторов и 108 аудиторских организаций, делает невозможным выполнение этой нормы, поскольку не будет достаточного количества аудиторов и аудиторских организаций для создания не менее 132 профессиональных аудиторских организаций. Палата, в свою очередь, считает, что законодатель под словом «численность» подразумевает численность членов каждой профессиональной аудиторской организации и полагает, что она должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего количества аудиторских организаций. В обоснование своих доводов Палатой представлены: письмо заведующей отделом аппарата Мажилиса Парламента Тлеухан Н. от 31.05.2007г. № 11-301/3033; «Лингвистический анализ» от 04.06.2007г. зав. отделом ономастики Института языкознания им. А. Байтурсынова МОН кандидата филологических наук Рысбергена К.К.; «Лингвистическая экспертиза п.4 ст.10 Закона от 05.06.2007г. зав. кафедрой русского и общего языкознания КазНПУ им. Абая доктора филологических наук, профессора Жаналиной Л.К.; «Заключение специалистов» от 04.06.2007г. доктора филологических наук, профессора Жаркынбековой Ш.К.; «Заключение по разъяснению и толкованию п.4 ст.10 Закона от 05.06.2007г. декана юридического факультета КазНУ им.Аль-Фараби д.ю.н., профессора Байдельдинова Д.Л.; «Юридическое заключение» от 05.06.2007г. зав.кафедрой частноправовых дисциплин Академии юриспруденции Высшей школы права Адилет д.ю.н., профессора Каудырова Т.Е. Примененные в анализируемой норме Закона слова «численность профессиональных организаций» допускают возможность их неоднозначного толкования. В силу ст.6 ГК нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в первой главе ГК, прежде всего - в ее статье 2. При толковании п.4 ст.10 Закона суд правильно исходил из положений статей 12, 23 Конституции, основных принципов гражданского законодательства, смысла как ст.10, так и всего Закона в целом. Как правильно указывается в решении, в законе не может быть нормы, допускающей ограничение количественного состава некоммерческой организации, поскольку это может препятствовать реализации права каждого по своему усмотрению вступать в некоммерческие организации. Если, как толкует Министерство, общее количество профессиональных организаций должно быть не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего количества аудиторских организаций (132), то тогда в каждом случае образования профессиональной аудиторской организации ее количественный состав должен регулироваться и при превышении определенного количества ограничиваться, что влечет нарушение конституционного права на свободу объединений. Рекомендация Министерства Палате сократить свои ряды до 110 аудиторов и 20 аудиторских организаций может повлечь нарушение указанного конституционного права 304 аудиторов и 88 аудиторских организаций. Статья 10, именуемая «Профессиональные организации» определяет к какому виду юридических лиц они относятся, устанавливает на каком основании они осуществляют свою деятельность. Пункт 4 этой статьи содержит перечень критериев (признаков), которым должны отвечать профессиональные организации. Во-первых, их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Во-вторых, законодатель установил численный состав профессионального аудиторского объединения как необходимое условие его аккредитации. Это согласуется со ст.11 Закона, определяющей права и обязанности профессиональных организаций и предполагающей создание внутри каждой из них нескольких структурных подразделений (комитетов) для осуществления возложенных на них законом функций, что невыполнимо при образовании профессиональной организации тремя аудиторами и одной аудиторской организацией. Это также согласуется с пп.3) п.1 ст.12 Закона, предусматривающим, что профессиональная организация лишается свидетельства об аккредитации в случае, если у десяти аудиторских организаций - членов профессиональной организации за один год были отозваны лицензии на осуществление аудиторской деятельности без ходатайства со стороны такой профессиональной организации. И, в-третьих, члены одной профессиональной организации не могут быть членами другой. Таким образом, суд приходит к правильному выводу, что утверждение Министерства о численности профессиональных организаций противоречит Закону, поскольку отрывает из общего контекста статьи и отдельно толкует и применяет одно из содержащихся в статье предложений. В обоснование своих возражений Министерством суду представлены копии публикаций, писем и телефонограмм Палаты аудиторам и аудиторским организациям по вопросу их членства, которые судом правильно отвергнуты как доказательства опровержения доводов Палаты о добровольности членства 414 аудиторов и 108 аудиторских организаций. При таких обстоятельствах суд правильно посчитал, что Министерство вопреки ст.65 ГПК не представило достаточных доказательств в обоснование своего утверждения. Как видно из материалов дела, Палатой для аккредитации в Министерство представлены документы, Перечень которых определен п.3 Правил. Министерством у Палаты дополнительно истребована нотариально засвидетельствованная копия учредительного договора. Однако, это требование Министерства судом обоснованно признано незаконным, так как учредительного договора у Палаты не может быть в силу положений законодательства. Палата в форме республиканского общественного (неправительственного) объединения зарегистрирована Министерством юстиции 20.04. 1994г., регистрационный номер № 0419. В то время деятельность юридических лиц регулировалась главой 2 ГК КазССР, а общественных объединений - Законом от 02.06.1991 г. «Об общественных объединениях в Казахской ССР», согласно которым представление учредительного договора не требовалось. В связи с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998г. Палата 12.03.1999г. из общественного объединения преобразована в некоммерческую, независимую, профессиональную, самоуправляемую и самофинансируемую организацию. Статья 45 ГК и ст.17 Закона от 31.05.1996г. «Об общественных объединениях» допускали возможность реорганизации общественного объединения путем преобразования. 14.11.2006г. Палата в виду изложения Закона «Об аудиторской деятельности» в новой редакции преобразована в некоммерческую организацию в иной организационно-правовой форме - профессиональную аудиторскую организацию и получила свидетельство о государственной регистрации юридического лица № 81590-1910-ПАО. Требование Министерства о представлении учредительного договора основано на пп.2) п.1 ст.21 Закона от 16.01.2001 г. «О некоммерческих организациях» о том, что учредительными документами некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм являются устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор. При этом не принимается во внимание не распространение Закона «О некоммерческих организациях» от 2001 года на отношения, возникшие до введения его в действие, а согласно п.1 ст.19 Закона, некоммерческая организация может быть создана путем реорганизации существующей. В соответствие с п.5 ст.46 ГК при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Кроме того, до внесения изменений в статью 41 ГК Законом от 16.05.2003г. № 416-II часть 1 пункта 1 этой статьи предусматривала, что юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании устава либо учредительного договора и устава, если иное не оговорено законодательными актами, в случаях, предусмотренных законодательными актами, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Руководствуясь ст.ст. 357-360 ГПК, коллегия
постановила:
решение суда г. Астаны от 13 июня 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |