|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
15.08.2007 В зеркале зарубежных СМИ - об итогах визита И.Алиева в Астану
БАКУ. 15 августа. КАЗИНФОРМ /Арнур Мухаметкарим/ - Официальный визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Астану вызвал широкий отклик в азербайджанской прессе, которая опубликовала ряд материалов о перспективах двусторонних азербайджано-казахстанских отношений в области энергетики. В этой связи Казинформ предлагает вниманию читателей две статьи из ежедневной газеты «Зеркало», основанные на мнениях официальных лиц и местных экспертов.
Новый уровень Азербайджано-Казахстанских отношений
Возможная транспортировка казахстанского газа проблем не вызовет - Ф.ТЕЙМУРХАНЛЫ Казахстан заинтересован в транзитной перевозке своих грузов через территорию Азербайджана в Европу. При этом официальная Астана готова предоставить собственную территорию для выхода азербайджанских товаров в Среднюю Азию и Китай. Об этом на вчерашней пресс-конференции, посвященной итогам официального визита в Казахстан главы государства Ильхама Алиева с 7 по 8 августа, сообщил глава пресс-службы президента Азер Гасымов. По словам А.Гасымова, данное заявление прозвучало из уст Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в ходе встречи со своим азербайджанским коллегой. Как заявил Н.Назарбаев, Азербайджан интересен для Казахстана как транзитная территория в связи с тем, что Астана подключается к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан, а в будущем намерена активно участвовать в газовом проекте и по железнодорожному переходу через Азербайджан и Грузию на Черное море. Как сказал А.Гасымов, двусторонние отношения между Азербайджаном и Казахстаном успешно развиваются в политической, экономической и гуманитарной сферах. Близость культурных и исторических корней, повышение роли каждой из стран в собственных регионах, дружеские связи являются сближающим фактором между Азербайджаном и Казахстаном. А.Гасымов также заявил, что Азербайджан и Казахстан являются динамично развивающимися странами в своем регионе, и взаимосвязи между нашими странами будут развиваться ускоренными темпами и дальше. Азербайджан придает важное значение развитию двусторонних отношений, и тот факт, что президент И.Алиев совершил уже второй по счету официальный визит в эту страну, является лишним тому доказательством. Как сказал глава пресс-службы, в ходе визита состоялся ряд встреч. Во время встречи президентов Азербайджана и Казахстана были обсуждены вопросы стратегического партнерства и перспективы совместного участия в глобальных энергопроектах. По словам А.Гасымова, в ходе встречи стороны договорились в целом о том, что обе страны готовы сотрудничать по всем направлениям, создавать совместные предприятия, участвовать в приобретении активов с обеих сторон, а также в развитии торговли. Н.Назарбаев выразил уверенность в том, что двусторонние переговоры и подписание документов по их итогам "создадут новые благоприятные условия для увеличения товарооборота между двумя странами и, самое главное, будут способствовать сближению двух народов и государств". В свою очередь президент И.Алиев отметил на переговорах, что Азербайджан готов предоставить беспрепятственный доступ для транспортировки энергоресурсов и грузов из Казахстана по территории своей страны в формате приоритетного транспортного энергетического проекта. Кроме того, глава пресс-службы заявил, что во время официального визита между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и казахстанской АО НК "КазМунайГаз" было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и Меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта. Подписанное соглашение декларирует обоюдные намерения сторон продолжать взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой отрасли и содержит соответствующие договоренности по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР. В соответствии с подписанным меморандумом стороны намерены совместно реализовать Транскаспийский проект, в состав которого войдут нефтесливные терминалы на Казахстанском побережье Каспийского моря, танкеры и суда, нефтеналивные терминалы на Азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительные сооружения до системы Баку-Тбилиси-Джейхан. А.Гасымов также заявил, что меморандум, подписанный в Казахстане между Государственной нефтяной компанией Азербайджана и АО НК "КазМунайГаз", предполагает и транспортировку казахстанского газа через Азербайджан в Европу. Этот процесс будет происходить по мере увеличения добычи газа в Казахстане. Также товарооборот предполагается увеличивать за счет транспорта и транзита грузов через транспортный коридор, проходящий по территории двух стран. "Казахстан изъявил желание осуществлять экспорт через Азербайджан в Европу, и в том числе по новому железнодорожному сообщению Баку - Тбилиси - Карс", - отметил А.Гасымов. По мнению А.Гасымова, нынешний объем товарооборота не отражает существующий потенциал стран. "Но это связано лишь с техническими проблемами, в ближайшем будущем этот объем будет увеличен", - добавил он. В частности, активное сотрудничество ожидается в области сельского хозяйства. В Азербайджане предполагается строительство мельничного комплекса. Кроме того, Казахстан также заинтересован в получении фруктов и овощей из Азербайджана.
Казахстанская нефть: направление на юг
Речь идет о новом трубопроводе на территории Азербайджана - Ф.АЛИЗАДЕ Казахстанская нефть потечет через Азербайджан. Именно так можно резюмировать итоги переговоров президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Астане. Отныне Госнефтекомпания Азербайджана и АО НК "КазМунайГаз" стали партнерами по всем направлениям - от совместного использования нефтегазовой инфраструктуры до совместного использования терминалов как на Черноморском побережье, так и в средиземноморском порту Джейхан. Это стало возможным в результате подписания ГНКАР и "КазМунайГазом" Соглашения о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и Меморандума о совместной реализации Транскаспийского проекта. Подписанное соглашение декларирует обоюдные намерения сторон продолжать взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой отрасли и содержит соответствующие договоренности по транспортировке и транзиту казахстанской нефти, нефтепереработке и нефтехимии, а также совместному использованию нефтегазовой инфраструктуры ГНКАР. Меморандум является следующим шагом в реализации Транскаспийского проекта, базовые условия которого установлены в подписанном в июне 2006 года Н.Назарбаевым и И.Алиевым Договоре по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан. Если вопрос прокачки казахстанской нефти по БТД был решенным, с учетом, что иностранные нефтяные компании, работающие в Казахстане, купили акции БТД и, соответственно, уже решили для себя вопрос прокачки нефти через Азербайджан, то предложения по совместному строительству и использованию терминалов говорят о высоком межгосударственном уровне доверия. При необходимости для транспортировки казахстанской нефти Азербайджан и Казахстан могут построить новый трубопровод от Баку до Черного моря, сообщил в среду президент Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, находившийся в Казахстане в рамках официального визита президента Алиева. "Если нефти казахстанской будет больше, то мы можем построить совместно трубопровод от Баку до Черного моря", - сказал он. Стороны также рассматривают возможность совместного использования терминалов в Кулеви и Батуми, расположенных на Черноморском побережье Грузии. Одним из терминалов владеет казахстанская компания, а другим - азербайджанская ГНКАР. По словам главы казахстанской компании "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина, Азербайджан и Казахстан также могут реализовать совместный проект строительства терминала в турецком Джейхане. "Как вы знаете, мы имеем намерение построить НПЗ в Турции. Этот вопрос обсуждается давно на уровне высших руководителей как Казахстана и Турции, так и Азербайджана и Турции. Мы намерены далее обсуждать этот проект, оценивать его, и если увидим целесообразность этого проекта, то возможно совместное сотрудничество", - отметил он. По словам Р.Абдуллаева, ГНКАР начала процедуру строительства НПЗ в Джейхане. "Мы получили лицензию на строительство и начали проектирование. Так что, если будет желание "КазМунайГаза", мы совместно этот проект выполним", - сказал он. Казахстан в лице Азербайджана увидел союзника, который готов способствовать транспортировке казахстанской нефти на мировые рынки. С момента строительства трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) азербайджанские чиновники заявляли, что данный трубопровод для Азербайджана нацелен на прокачку нефти на мировые рынки, а не с целью получать максимальную прибыль от транзита нефти по трубопроводу. Нетрудно заметить, что главными владельцами трубы БТД являются в первую очередь нефтяные компании, а не азербайджанское правительство. Разумеется, трубопровод БТД приносит прибыль его владельцам, но это не первоочередная его задача. В Азербайджане в настоящее время завершается программа расширения пропускной способности трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан до 1,2 млн. баррелей нефти в сутки, сообщил Р. Абдуллаев ("Тренд"). По его словам, существует программа расширения до 1,8 млн. баррелей нефти в сутки. Ранее компания ВР Azerbaijan - оператор трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан - провела исследования возможности расширения его пропускной способности с проектных 1 млн. баррелей нефти в сутки до 1,2 млн. баррелей за счет химических компонентов. Азербайджан готов представить западным компаниям права на строительство и владение новым трубопроводом в направлении Грузии. Кстати, в данном направлении построен и действует трубопровод Баку - Супса. Впрочем, с учетом мощностей терминалов в Батуми и Кулеви вполне оправданным с экономической точки зрения может стать строительство нового трубопровода к терминалу Кулеви. Разумеется, это будет зависеть от объемов добычи нефти на казахстанских месторождениях, и в первую очередь на "Кашагане". В этой связи неудивительно, что правительство Казахстана вызывает недовольство, что оператор проекта не слишком торопится с началом строительных работ. Правительство Казахстана может лишить компанию Eni статуса оператора нефтяного месторождения "Кашаган", заявил премьер-министр республики Карим Масимов в интервью The Wall Street Journal, передает "Интерфакс". "Мы сильно разочарованы тем, как выполняется проект, - заявил К.Масимов. - Если оператор не сможет решить этих проблем, мы не исключаем возможной замены". Пресс-секретарь Eni заявил, что консорциум поддерживает контакт с казахстанскими властями, и что он уверен в успешном разрешении проблемы. Первоначально Eni заявляла о начале добычи в 2005 году, позже добыча была перенесена на 2008 год, а в феврале - на конец 2010 года. Компания заявила, что недооценила масштабы проекта. По ее расчетам, пик добычи составит 1,5 млн. баррелей в сутки и придется на 2019 год, а не 1,2 млн. баррелей в сутки в 2016 году, как предполагалось ранее. Компания также ссылалась на ослабление доллара и рост расходов на закупки. Впрочем, для Азербайджана новые сроки ввода в строй месторождения "Кашаган" даже на руку, ибо весьма кстати будут казахстанские объемы для БТД к 2019 году, с учетом начала падения объемов добычи на месторождении "Азери - Чираг - Гюнешли".
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |