|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
24.08.2007 Улыбнитесь: вас снимают!
За два года работы радаров - видеофиксаторов, лихачей на улицах Алматы стало в 10 раз меньше. Не так давно в южной столице были замечены желтые “коробочки”, напоминающие скворечники, стоящие вдоль дорог на стойках. При приближении автомобилей на любой скорости из “скворечника” вылетали “птички” - две фотовспышки. Озадаченный водитель автоматически сбрасывал скорость. Потом делился впечатлениями с друзьями - ну надо же, попался! Скоростемеры (так правильно называются желтые “скворечники”), или фоторадары, установленные в Алматы и Астане, - английского производства. Свою службу подобные устройства успешно несут на дорогах Великобритании и Соединенных Штатов. И вот уже 16 таких желтых "коробочек” ловят нарушитей скоростного режима в Астане, еще 4 установлены недавно и в южной столице. До этого с любителями полихачить боролись с помощью видеофиксаторов. В семи наиболее скоростных местах Алматы были установлены приборы российского производства, снимающие на видео собственно нарушителей и их соседей по автомобильному потоку. “Отмазаться” почти невозможно: видеокамера способна показать весь “путь” мчащегося авто, безошибочно выделить его из потока, дать увеличенное изображение госномера, назвать дату, время и направление движения. Тем не менее спорщики находятся, пытаются доказать через суд, что “засекли” не их машину. Ведь зачастую это вопрос крупного штрафа и даже лишения водительских прав. Но в деле “человек против видеофиксатора” не выиграл пока ни один водитель.
10 раз - не предел
Время показало, что установление на дороге видеорадара - весьма действенная мера. В местах их установки скорость теперь превышают только приезжие. Если раньше одна камера фиксировала в среднем до 3000 нарушений скоростного режима в сутки, то сейчас от 215 до 300. Главное преимущество видеофиксаторов честно подчеркивает руководитель дорожной полиции страны О.Тусумов: “Это мера упреждения коррупции, потому что камере все равно - крутой джип едет или “запорожец”, министр в машине или простой крестьянин. Нарушение есть - он фиксирует”. Этакий неподкупный “видеополицейский” получается. МВД обещает, что системы видеофиксации нарушений вслед за Астаной Алматы и Карагандой, вскоре появятся в Усть-Каменогорске, Актобе и Атырау.
Улыбочку!
Фоторадар работает по-другому. За 30 метров до прибора в асфальт вмонтированы датчики скорости. Если машина двигается по ним со скоростью чуть больше разрешенной, но меньше того предела, после которого уже налагается штраф, - вспышки предупредят водителя, что он на грани нарушения. Если предел превышен, камера делает три снимка: госномер, общий план машины и - внимание! - крупный портрет водителя, как на паспорте. Сказать “Не знаю, кто там вел мой автомобиль” будет невозможно. Набор фотографий и протокол о нарушении ПДД придет в красивом конверте на дом владельцу с просьбой явиться в отдел дорожной полиции. Отказаться от приглашения опять же невозможно - если наложенный штраф не будет оплачен в течение 10 дней, дело передается в суд. И тогда уже жди “весточки” оттуда. Если превышение скорости было значительным, в дорожную полицию уже идти не надо, сразу в суд. Кстати, норму ответственности именно владельца машины совсем скоро введут в Административный кодекс. Это коснется в первую очередь тех, кто продает машины “по доверенности”, - отвечать за действия нового владельца продавцу будет не с руки.
Муляж в законе
Системы фиксации нарушений правил дорожного движения имеют один общий недостаток в любой стране - водители к ним привыкают. По статистике, через два года после их установки аппаратура зря “мотает” электричество: на этих участках уже никто не нарушает. Оно и замечательно! Для этого, собственно, их и ставили. Но чтобы опутать системой видеонаблюдения весь город - маловато средств в бюджете, поэтому изобретательными полицейскими (даже не нашими!) придумано дешевое и эффективное средство экономии - имитатор. Вслед за муляжами патрульных машин, призванных дисциплинировать водителей, на улицах казахстанских городов скоро появятся и “ненастоящие видеофоторадары”. Что удивительно: МВД недавно честно об этом заявило, а ведь и скрыть могли! Но расслабляться желающим лихачить не придется. Периодически муляжи будут менять местами с настоящими фиксаторами, ко всем точкам установки будет подведено электропитание. Так что сегодня это муляж, а завтра - камера. Где сегодня стояла “фанера” бездушная, завтра будет уже “всевидящее око”. Не расслабишься! Между тем “карты” установки радаров уже гуляют по Интернету, и средства борьбы с ними активно обсуждаются любителями погонять с ветерком. Одни попросту угрожают сбивать желтые "коробочки" камнями, благо установлены они низко. Другие кулибины советуют обработать передний госномер лаком для волос - будет бликовать, и на фото ничего не разберешь. Еще раньше народ развешивал на салонное зеркало CD-диски - они тоже бликуют. А вот водители со стажем приводят свое средство “борьбы” с видеофоторадарами: вывешивают фотографии жутких аварий, в которых гибнут в основном молодые люди со стажем до 3 лет. С припиской: лучшее средство победить радар - не превышать скорость.
Алексей Моторный
* * *
Для сведения
Где установлены новые фоторадары: 1. На ул. Шаляпина, между ул. Яссауи и Ауэзова (пос.Калкаман). 2. На пр. Рыскулова, между ул. Жансугурова и Розовой. 3. На пр. Рыскулова, между пр. Райымбека и Ахрименко. 4. На пр. Райымбека, между ул. Утеген батыра и Саина.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |