|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
06.09.2007 Продвинутое правительство. Госсектор стал самым перспективным покупателем ИТ-товаров в мире
За последние два года госсектор стал одним из наиболее динамично развивающихся вертикальных мировых рынков для поставщиков ИТ-решений. Отличить реальные потребности в информатизации от процедур по «формированию спроса» подчас становится весьма непросто. Зачастую к стремлению повысить эффективность работы государственного аппарата добавляются маркетинговые усилия разработчиков программного обеспечения (ПО) и компьютерного оборудования по созданию ажиотажа вокруг такого термина, как «электронное правительство». В современной мировой практике для повышения эффективности принятия решений в органах государственной власти активно используется опыт коммерческих структур. Задачу адаптации лучших коммерческих практик к решению государственных задач выполняют системы класса IEE. В данном случае речь идет об аналитических системах, принимающих решения по управлению кадрами, финансами и прочим. Каждое из них имеет под собой надежную логическую основу. Объективных возражений почти нет, кроме, пожалуй, одного: для создания электронного правительства необходимы колоссальные ресурсы, и позволить такую удобную роскошь могут себе лишь очень богатые страны с устойчиво растущей экономикой. Так как большинство стран сегодня не в состоянии тратить значительные суммы на создание электронных систем, хотя и понимают пользу от их внедрения и использования, поставщики решений вынуждены силой формировать спрос. Особенно преуспевают в данном вопросе американские компании - разработчики ПО и компьютерного оборудования. Для роста продаж в госсекторе используется масса инструментов, основной среди которых - создание иллюзии повсеместного использования систем электронного правительства в странах Европы и Северной Америки. Торговая палата США, являясь всего лишь ассоциацией компаний-продавцов, даже позволяет себе создание рейтингов стран, отсортированных по степени развития электронных правительств. Несмотря на то что степень использования в реальной жизни подобных технологий в самих США весьма ограниченна, эта страна, конечно, возглавляет таблицу с большим отрывом от других - с индексом 3,11 (у остальных максимальное значение - 2,89). Когда речь заходит о дороговизне электронного правительства, то важно понимать, что собственно создание системы - это лишь малая часть от общих затрат государства. Основная доля расходов приходится именно на содержание системы, а на это денег не хватает даже у самых богатых стран. Так, совсем недавно было объявлено о том, что под угрозой срыва находится проект электронного правительства Великобритании, включающий сервисы интерактивного цифрового телевидения, системы работы со смарт-картами, устройства «электронной демократии» и портал доступа к государственным сервисам. Сообщается, что если местные власти по-прежнему не вдохновятся правительственной инициативой, то все эти сервисы не будут полноценно работать. Между тем денег на электронные правительства по всему миру тратится совсем не мало. По прогнозам аналитиков Gartner, правительства европейских стран ежегодно выделяют на ИТ более 67,8 млрд долларов с ежегодным приростом в 4 процента. Из всех европейских стран больше всего инвестирует в ИТ та же Великобритания, и с существенным отрывом от нее - Германия. В прошлом году объемы их капиталовложений в информатизацию госсектора составили 22 и 11 млрд долларов соответственно. При этом среднегодовой ИТ-бюджет других европейских правительств составляет 1,5-2 млрд долларов (чуть меньше тратит на электронное правительство Казахстан). Таким образом, на Британию и Германию приходится почти половина от всех европейских инвестиций в ИТ. Аналитики весьма справедливо отмечают, что, выделяя столь значительные средства на ИТ, чиновники европейских стран столкнулись с проблемой представления детального отчета о вкладываемых средствах, а также оценки их эффективности. Налогоплательщики хотят уверенности в том, что их денежные взносы идут на действительно необходимые и продуктивные решения. Очевидно, что традиционные коммерческие методы оценки возврата инвестиций для правительственных проектов мало адекватны. Скорее, здесь нужно исходить из таких показателей, как увеличение доступа к общественным услугам, создание новых рынков, повышение занятости, техническое совершенствование и повышение образовательного уровня. В свою очередь некоторые эксперты предлагают оценивать эффективность ИТ-инвестиций госсектора по следующим трем глобальным критериям: востребованность услуги, операционная эффективность (сокращение издержек за счет переноса транзакций онлайн), политическая отдача. С точки зрения «бизнес-оценки» правительственных инвестиций в ИТ следует исходить из параметров использования дополнительных каналов взаимодействия (телефона, сайта, электронного адреса) и увеличения объема операций, производимых по этим каналам. Необходимо также учитывать фактор сокращения задействованных ресурсов, возможности межведомственного или межправительственного взаимодействия, использование распределенной системы предоставления услуг. Характерно, что вопрос оценки эффективности ИТ-проектов в европейском госсекторе возник не случайно. В настоящий момент проблема малоэффективного инвестирования в ИТ-решения со стороны европейских правительств является секретом. Аналитики достаточно мрачно смотрят на перспективы выхода из сложившейся ситуации. По подсчетам экспертов, более 50 процентов правительственных ИТ-инициатив Европы так и не принесут полноценного возврата инвестиций. Тем не менее в рамках ЕС продолжают активно разрабатываться стратегии дальнейшего развития e-government. Европейская комиссия склонна оценивать уже полученные результаты информатизации госсектора как успешные. Только на перевод административных сервисов в онлайновый режим в 2002 году ЕС было выделено 30 млрд евро, из которых 5 миллиардов пошло собственно на поддержку правительственных сайтов. Разработанная ЕС программа развития e-government предполагает, что 90 процентов населения стран-участниц будут иметь гарантированный широкополосный доступ к Интернету. Не отстают в гонке развития «электронных правительств» и другие регионы мира. Наибольшую активность в повышении уровня информатизации собственного госсектора проявил Ближний Восток - Оман и ОАЭ, а также юго-восточный Сингапур. В данный момент сингапурское правительство активно расширяет объем услуг, предоставляемых гражданам в режиме онлайн. На данный момент портальной системой поддерживается более 1 600 сервисов. В план правительственных задач, подлежащих реализации, входит внедрение дополнительных 12 межведомственных сервисов, увеличение доли пользователей онлайновых правительственных сервисов до 90 процентов. Примечателен тот факт, что в процессе реализации инициативы e-government Сингапур не ориентировался на американскую модель, которая параллельно формировалась в тот же период времени. Как уже отмечалось, очевидно, что усилия американского правительства по разработке и популяризации методологии создания электронного правительства имеют под собой вполне объяснимую маркетинговую основу: таким образом можно существенно расширить потенциальный рынок сбыта, как минимум, программных решений американских компаний-разработчиков. Действительно, финансовая поддержка процесса продвижения в европейском сообществе идей e-government, оказываемая корпорациями Microsoft и Intel, принесла и, вероятно, будет приносить в дальнейшем вполне ощутимые результаты. На американскую модель для сборки сейчас также ориентируются и Австралия, и арабские страны. Вопрос необходимости использования ИТ в госсекторе сегодня, конечно, не стоит. Без современных технологий государственный аппарат сегодня уже не сможет быть адекватным тем задачам, которые ставит перед ним общество. Все, к чему призывают специалисты, - это благоразумие при использовании данного инструмента. Особенно актуален этот призыв для не очень богатых стран: деньги, выброшенные на ветер, здесь никогда не лишние.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |