|
|
|
17.09.2007 Нотариус частный — контроль государственный
Одним из важнейших столпов правовой системы любой цивилизованной страны сегодня по праву считаются нотариальные органы, путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий защищающие права и законные интересы граждан и юридических лиц. В нашей республике нотариат, в частности, обеспечивает конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13 Конституции РК), предупреждает юридические споры. Акты нотариуса составляются по заданной процедуре, в строгой форме и должны точно соответствовать закону, что обеспечивает подлинность и эталонную законность сделок. Однако приходится с сожалением констатировать, что в настоящее время качество нотариальных услуг, оказываемых некоторыми частными нотариусами, оставляет желать лучшего. Из года в год растет число уголовных и гражданских дел, фигурантами которых становятся именно частные нотариусы. Так, в Актюбинской области с 2004 года по первое полугодие 2007 года, количество поданных исковых заявлений о признании недействительными нотариальных сделок в целом увеличилось на 54 процента, а количество удовлетворенных исковых заявлений возросло на 81 процент. Только за нынешние полгода возбуждено пять уголовных дел в отношении частных нотариусов Актюбинского нотариального округа (причем четыре — в отношении только одного нотариуса), тогда как за 2006-й — три, 2005 год — четыре уголовных дела. По результатам проводимого департаментом юстиции Актюбинской области анализа и обобщения нотариальной практики выявлено, что основным нарушением нотариусов, повлекшим подачу исковых заявлений в суд, явилось несоблюдение или игнорирование ими норм действующего законодательства при совершении нотариальных действий. Сказалась и невнимательность при установлении личности обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, а также при проверке документов, представленных для совершения нотариального действия. При этом причиной признания нотариальных сделок недействительными не всегда является просчет нотариуса. Возможна и вина самих клиентов. В свою очередь обобщение уголовной практики показало, что основной причиной возбуждения уголовных дел в отношении частных нотариусов, является злоупотребление ими полномочиями вопреки задачам своей деятельности в целях извлечения личных выгод и преимуществ. Результаты проводимого обобщения рассмотрены на семинарских занятиях с частными нотариусами, обсуждены на коллегии областного департамента юстиции совместно с правлением нотариальной палаты, а также направлены в адрес Министерства юстиции РК. Кроме того, департаментом юстиции Актюбинской области ужесточен контроль при проведении проверок частных нотариусов Актюбинской области на предмет законности совершаемых ими нотариальных действий и соблюдения правил нотариального делопроизводства. Для повышения уровня государственного контроля над деятельностью частных нотариусов, на наш взгляд, необходимо внести некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство о нотариате. Согласно пп.8 п. 2 ст. 33 Закона РК «О нотариате», контроль над деятельностью частных нотариусов осуществляется территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой. В состав комиссии помимо специалиста территориального органа юстиции включается представитель нотариальной палаты и частный нотариус (член нотариальной палаты). Однако последние могут быть заинтересованы в результатах проверки в пользу частного нотариуса, и, включая их в комиссию, орган юстиции принимает на себя всю ответственность за результаты проверки и их качество. Проверка деятельности частного нотариуса является государственным актом, и ответственность за его проведение в первую очередь несет орган юстиции. Нотариальная палата, являясь общественным объединением частных нотариусов, не должна, по нашему мнению, осуществлять контроль над деятельностью частных нотариусов совместно с государственным органом. Частный нотариус может быть включен в состав проверяющей комиссии на правах специалиста (эксперта) с составлением своего заключения, прилагаемого к отчету специалистов органа юстиции, с правом обжалования выводов государственной комиссии. Департамент юстиции Актюбинской области выступает за организацию единого контроля над деятельностью частных нотариусов в нотариальном округе, возложив его только на государственный орган, каковым является департамент юстиции. В статье 6 Закона РК «О нотариате» предусмотрено, что «нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью». Согласно статье 8 этого же закона «лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью (лицензия нотариуса), выданная Министерством юстиции РК по итогам аттестации, уполномочивает частного нотариуса на совершение нотариальных действий». Кроме того, лицензия является генеральной, выдаваемой без любых ограничений срока и действует на всей территории РК. Однако на основании подпункта 7-1 статьи 32 министерство утверждает число нотариусов по каждому нотариальному округу. То есть фактически, если в данном нотариальном округе нет свободной вакансии, гражданин, имеющий лицензию, не может быть нотариусом, что влечет ограничение права, представляемого лицензией. Встают два аспекта вопроса: лицензия и ограничение численности — не совместимы законодательно; возможен вариант: либо изменение разрешительной системы осуществления нотариальной деятельности, либо снятие ограничения по численности. Думается, снятие ограничений по численности нотариусов, безусловно, предоставит лицам, имеющим лицензию, возможность воспользоваться своими правами. Однако в целях приближения казахстанского нотариата к международным стандартам, в связи с его предстоящим вступлением в Международный союз латинского нотариата, полагаем необходимым внесение изменений, касающихся повышения профессионального уровня лиц, получающих лицензию на право занятия нотариальной деятельностью. Латинский нотариат требует определенной развитой схемы юридического образования и продолжительной практики. Такая схема должна быть закреплена законом, как это практикуется во многих странах, где закон описывает незаменимость и необходимость постоянного повышения квалификации. Для приближения к стандартам латинского нотариата будет правильным возвращение законодательных требований: двухлетнего стажа работы по юридической специальности и годичного срока стажировки у нотариуса. Данная мера в какой-то степени даст гарантию практического опыта в других сферах юриспруденции и получения более глубоких и качественных знаний по специальности нотариуса.
Айтбай АЛИБАЕВ, и. о. начальника департамента юстиции Актюбинской области
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |