|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
18.09.2007 Экологическое законодательство не ужесточается, а приводится в систему - президент Казахстанской палаты экологических аудиторов
АСТАНА. 18 сентября. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - В Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года, совершенствование деятельности по охране окружающей среды названо важнейшей ноосферной функцией общества. Экологическое законодательство, отвечающее требованиям времени, приобретает особое значение в период интенсивного освоения природных богатств Казахстана, а также в связи с планами по индустриальному развитию страны, которое должно, в соответствии с Посланием Президента народу «Новый Казахстан в новом мире», вывести нас в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира. О том, насколько зависит практика природоохранной работы от состояния экологического законодательства, говорит доктор биологических наук, директор Центра охраны здоровья и экопроектирования, Президент Казахстанской палаты экологических аудиторов Андрей Корчевский. - Какие существенные изменения произошли в сфере природопользования и работы государственных природоохранных органов после того, как положения Экологического кодекса Республики Казахстан, принятого в конце прошлого года, начали работать? - Принятие Экологического кодекса - это особое, знаковое, я бы сказал, политическое событие. Охрана окружающей среды часто рассматривалась в нашей стране с позиций оборонительных. Как будто это некий «боевой отряд» на страже природы, в сражении с выбросами из высоких труб. Экологический кодекс вернул высокое звучание самому слову «экология», он ввел его в нормативно-правовой оборот, самим своим появлением обозначив, что общество призвано обеспечить приоритет стабильности, сбалансированности в своем развитии. В Экологическом кодексе впервые появилась статья 4 «Экологические основы устойчивого развития», где говорится об обеспечении интересов нынешнего и будущих поколений. Экологический кодекс в этом отношении следует другому важнейшему стратегическому документу - Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренной Указом Президента страны № 216 от 14 ноября 2006 года. Перед всеми, кто работает сегодня в экологии, стоит важнейшая новая задача: обеспечить вхождение страны в 50 лидирующих государств мира - в том числе и по параметрам окружающей среды. На это и нацелена сегодня работа государственных природоохранных органов. Нужно отметить, что министр Нурлан Искаков известен не только, как блестящий управленец, но и как ученый, экономист, доктор наук, автор нескольких серьезных монографий по вопросам устойчивого развития. Именно он нацеливает свою команду на комплексное рассмотрение вопросов экологии в ее балансе с экономикой, социальной сферой. Не бороться с последствиями, а идти к корням, к причинам - вот парадигма, которую сегодня развивают в Министерстве охраны окружающей среды. Кодекс - это документ, сближающий природоохранную практику в Казахстане с той, которая принята в наиболее развитых странах мира. Впервые экологические требования к конкретным видам деятельности включены в нормативный документ «первого уровня». Систематизированы и упрощены многие административные процедуры в экологической сфере. Существенно расширена ответственность природопользователей за проведение «экологического самоконтроля», который считается более эффективным, чем самые тщательные внешние инспекции. Из опыта США заимствована практика установления квот на эмиссии, что позволит регулировать структурные характеристики эколого-экономического характера. По-новому будут устанавливаться и ставки платы за эмиссии в окружающую среду, что позволит добиться стабилизации, предсказуемости условий, которые государство устанавливает для природопользователей. - Не станет ли экологическое законодательство по мере его ужесточения тормозом для развития предпринимательства в сфере промышленности? - Экологическое законодательство в Казахстане не ужесточается. Оно приводится в систему, оно сближается с зарубежным. Но при этом очевидно, что законодательство должно исполняться. Очень долгие годы мы балансируем на грани: вроде предприятие не укладывается в нормативы, но как его закроешь? Ведь это социальная сфера, люди… Когда я был в США, видел огромные заводы, закрытые по причине экологических несоответствий. Мы должны вместе с нашей страной пережить этот критический период: или сейчас мы в полной мере повернемся к экологическим проблемам, поставим их в качестве приоритетов, или у нас никогда не будет той «страны будущего», о которой мы мечтаем, очертания которой намечены в Стратегии «Казахстан-2030». Экология - это благодарная сфера. Если казахстанская продукция завоюет на мировом рынке позицию «экологичных товаров», «зеленой нефти», «товаров устойчивого развития» - тогда это будет настоящий прорыв, и отдача окажется многократной. - Известны ли Вам случаи отказа от создания производств, или значительного изменения планов со стороны предпринимателей, в связи с повысившимися экологическими требованиями? - Очень известный пример - это Казахстанский электролизный завод, который в этом году начинает свою работу в Павлодаре. Сначала предполагалось, что он будет построен прямо в городе, рядом с глиноземным производством. Но благодаря усилиям экологов и общественности этот проект был «отодвинут» на 12 километров от Павлодара, что обеспечивает дополнительную безопасность. Усилия экологов также привели к тому, что при проектировании завода были учтены самые современные требования, выбрана наиболее оптимальная технология, закуплены современные очистные установки. - Как Вы оцениваете инициативу депутатов Мажилиса по внесению поправок в Закон «О недрах и недропользовании», предусматривающих возможности пересмотра контрактов с недропользователями? - Время бессрочных и неизменных контрактов для недропользователей в Казахстане, наверное, уходит. Не думаю, что есть в мире страна, которая сохраняла бы неизменными контракты, если недропользователь нарушает те или иные обязательства. Должны быть строгие и неизменные правила игры. Но считаю, что все инвесторы выиграют, если условия будут уравнены, если никто не сможет игнорировать экологическое законодательство, требования и условия контракта. Это соответствует принципам и правилам рыночной экономики. - Некоторые эксперты, например, Г. Сухоруков из Карагандинского областного территориального управления ООС, считают чрезмерными некоторые требования Экологического кодекса. Действительно ли нормы Экологического кодекса, касающиеся оценки воздействия на окружающую среду действующих предприятий, противоречат международным нормам и создают излишние трудности для предприятий? - Кодекс содержит много нововведений. Одно из них - это оценка воздействия на окружающую среду не только для проектируемых, но и для действующих предприятий. Эта норма касается только тех объектов, которые не прошли в свое время должную экспертизу, для которых не выполнялось экологической оценки. Был у нас такой период, когда многое строилось без проектов. Так и стоят многие объекты, оборудование. Вроде все на месте, все работает - а проекта нет. И нет полной оценки воздействия. Вот такие пробелы Кодекс и требует закрыть. Сделать раз и навсегда - и уже не возвращаться к этому вопросу. Я был в числе разработчиков данного раздела Кодекса. И тогда идея отдельной статьи про оценку воздействия на окружающую среду действующего предприятия нашла полное понимание. В том числе и со стороны представителей промышленности. Не вижу я также и противоречий с международной практикой. Как раз иностранные специалисты и советовали нам проводить оценку воздействия на стадии получения государственного экологического разрешения. Такая оценка играет роль комплексного обоснования безопасности объекта для окружающей среды. И на ее основании принимается решение о выдаче разрешения или отказе в нем. У нас же оценка воздействия полностью выведена на проектный уровень. Подобная практика на Западе, наоборот, очень ограничена. В США, к примеру, оценка воздействия на окружающую среду обязательна только лишь для бюджетных проектов. То есть, не дело государства вмешиваться в каждую проектную бумажку. Государство говорит: «Проектируйте, что хотите. Вот когда придете за разрешением на выбросы - тогда и посмотрим, насколько грамотных проектировщиков вы привлекали». Конечно же, Кодекс будет развиваться. Не бывает «застывших» законов. Но, думается, нужен 1-2-летний мораторий на изменения в Кодексе. Давайте тщательно посмотрим, как этот важнейший акт проявит себя на практике.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |