|
|
|
18.09.2007 Услуга государственного стандарта
Повышение эффективности работы государственного аппарата — одна из приоритетных задач, обозначенных Главой государства в Стратегии развития Казахстана до 2030 года. И, по оценке зарубежных экспертов, наша страна уже добилась хороших результатов в сфере реформирования госслужбы, приблизив законодательство и процедуры в этой сфере к международным стандартам. Вместе с тем имеется и ряд проблем, которые препятствуют повышению профессионализма и эффективности работы чиновников, снижают доверие общества к органам государственной власти, негативным образом влияют на развитие экономики и конкурентоспособности страны. Среди таких проблем — слабая мотивация госслужащих на добросовестную и беспристрастную службу, раздутость госаппарата и дублирование его функций, низкая управленческая культура и бюрократизм, а также невысокое качество государственных услуг. В настоящее время доступ к госуслугам затруднен, препятствий к их получению очень много — от многочисленных очередей до искусственных административных барьеров. Нормативные положения дополняются новыми, не предусмотренными законом требованиями, создающими сложности для потребителей. Например, реализация той или иной услуги нередко требует продолжительных сроков, а чиновники получают порочную возможность навязывать физическим и юридическим лицам платные услуги, которые воспринимаются пользователями как законная мера. К тому же, чтобы обойти искусственные преграды и не терять времени, многие потребители сами готовы материально вознаградить чиновника за беспрепятственное решение проблем. Исследования отечественных и зарубежных экспертов, а также проведенные проверки госорганов свидетельствуют, что документы, регулирующие вопросы предоставления госуслуг, изложены недостаточно четко и понятно. Их нерегламентированные количественные и качественные параметры затрудняют процесс контроля за исполнением. Тем самым создается благоприятная среда для коррупционных правонарушений. Говоря об имеющих место недостатках в сфере госслужбы, следует отметить, что повышение стандартов государственных услуг требует времени, особенно когда культура государственной службы долгое время была ориентирована не на удовлетворение потребностей граждан, а на администрирование. В силу своей ментальности некоторые отечественные чиновники до сих пор считают, что они призваны управлять населением, а не оказывать ему качественные услуги. Отсюда — низкое качество обслуживания населения, грубость, нежелание давать консультации и разъяснения и уже упомянутая коррупция. Практика многих развитых зарубежных стран показывает, что существенно сокращают коррупцию такие меры, как введение «электронного правительства», безналичная система оплаты товаров и услуг и всеобщая декларация доходов населения. Эти подходы планируется поэтапно внедрять и в Казахстане. Вместе с тем информирование и консультирование граждан являются ключевыми элементами грамотного управления, стимулирования открытости и совершенствования государственной политики. Они позволяют правительству находить новые источники идей, информации и ресурсов при принятии государственных решений, способствуют формированию доверия к правительству, повышению качественного уровня работы госаппарата. В последние годы повышению качества государственных услуг в нашей стране уделяется большое внимание. В рамках совместного проекта ПРООН «Поддержка реформ в государственном секторе» разработан государственный стандарт СТ РК «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Стандартизация государственных услуг. Основные положения». Агентство по делам государственной службы реализует совместный проект с Европейской комиссией, в рамках которого определены стандарты и индикаторы эффективной, прозрачной и направленной на потребителя государственной службы, а также выработаны принципы организации и улучшения деятельности центров обслуживания населения. В соответствии с поручением Премьер-Министра пилотными государственными органами в реализации проекта определены министерства юстиции, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, Налоговый комитет Министерства финансов, акиматы Южно-Казахстанской области и города Алматы. Также создан Организационный комитет в составе заместителей руководителей пилотных государственных органов. Одновременно для оперативного взаимодействия и решения текущих вопросов по проекту сформированы Национальная рабочая группа и ведомственные рабочие группы. С их участием проведен ряд практических семинаров, в том числе в городах Алматы и Шымкенте, в ходе которых рассмотрены принципы и навыки разработки стандартов государственных услуг в соответствии с критериями качества, своевременности и доступности. В целях совершенствования административных процедур и обеспечения доступности и качества государственных услуг разработан и принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования административных процедур». Его новеллы направлены на внедрение в системе государственного администрирования принципов доступности информации для граждан, открытости, гласности, публичности в деятельности государственных органов. Также законодательно закреплены понятия «регламент» и «стандарт оказания государственной услуги». Нововведения в Законе «Об административных процедурах» также предусматривают администрирование государственными органами веб-сайтов для предоставления гражданам информационных услуг, связанных с деятельностью государственного органа, и закрепляют перечень сведений, подлежащих размещению на веб-сайте. В текущем году осуществлен запуск веб-портала «электронного правительства» — www.e.gov.kz. Этим порталом уже активно пользуется население. В частности, он был задействован при проведении первой интернет-конференции Главы государства и в ходе недавних выборов в Мажилис Парламента и маслихаты. В целях интеграции базовых компонентов инфраструктуры «электронного правительства» и ведомственных информационных систем проведено обследование проектов создания единой системы электронного документооборота (ЕСЭДО), государственных баз данных «Регистр недвижимости», «Юридические лица», «Физические лица». В 2007 году стало возможным проведение видеоконференцсвязи между первыми руководителями государственных органов, а также предоставление 15 интерактивных услуг государственных органов на базе центров обслуживания населения по принципу «одного окна». Дальнейшая реализация этих мер, включая разработку и утверждение стандартов государственных услуг, будет способствовать повышению качества государственных услуг, усилению ответственности государственных служащих, росту осведомленности потребителей услуг о своих правах, снижению уровня коррупции в системе государственного управления. В соответствии с поручением Главы государства деятельность госорганов должна быть ориентирована прежде всего на нужды граждан, а оценка работы госаппарата в целом — основываться на качестве предоставляемых государством услуг. Стандарты государственных услуг должны рассматриваться как инструмент повышения качества работы госорганов и как действенная антикоррупционная мера. Внедрение стандартов госуслуг позволит обеспечить открытость и прозрачность работы госорганов и повысить эффективность принимаемых решений, создать механизм обратной связи между обществом и властью. Это — путь, по которому идут все развитые демократические государства. По мнению международных экспертов, внедрение стандартов госуслуг будет способствовать вхождению Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран мира.
Едил МАМЫТБЕКОВ, заведующий отделом социально-экономического анализа Администрации Президента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |