|
|
|
Новая модель судебного исполнения
Казахстан первым из стран СНГ намерен ввести институт частного судебного исполнения. Проект новой редакции закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" уже готов для внесения в парламент. Законопроект подготовлен Комитетом по судебному администрированию при Верховном суде РК с участием отечественных и зарубежных специалистов, а также ученых. При его создании был изучен и адаптирован к казахстанским условиям опыт ряда стран, в результате создана казахстанская модель судебного исполнения. Впервые идея изучения и внедрения в нашей стране института частного судебного исполнения была высказана главой государства, поддержана и конкретизирована участниками недавно прошедшего первого съезда судебных исполнителей республики с участием премьер-министра, депутатов парламента, председателей Верховного суда и Конституционного Совета, отечественных и зарубежных ученых и специалистов. В проекте новой редакции закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" представлена смешанная модель исполнения, то есть предусмотрено параллельное существование частного и государственного судебного исполнения. Причем последний будет наделен исключительным правом принудительного исполнения исполнительных документов о конфискации имущества и взыскании в доход государства. Граждане будут вправе обратиться к государственному или частному судебному исполнителю по месту проживания. Это будет стимулировать здоровую профессиональную конкуренцию судебных исполнителей, их стремление совершенствовать уровень своей деятельности. В Казахстане исполнение судебных решений равно 72 процентам, и это далеко не самый плохой показатель в СНГ. Для сравнения: в России, где действует сильная служба судебных приставов-исполнителей с гораздо большими полномочиями, чем у их казахстанских коллег, этот показатель равен 59 процентам. Причин почти 30-процентного неисполнения судебных решений немало. Здесь нужно говорить и о неукомплектованности штата судебных исполнителей ровно на 30 процентов, о необходимости повышения их статуса, наделении полномочиями по осуществлению дознания по делам, связанным с нарушением порядка исполнения судебных решений, об обеспечении беспрепятственного доступа к электронным базам данных государственных регистрирующих органов и о многом другом. Надо сказать, что исполнение судебных решений не должно оставаться головной болью только судебных исполнителей. Им необходимы помощь и содействие многих госорганов, граждан, предприятий и организаций. Мировой опыт свидетельствует об эффективности института частного судебного исполнения. Так, в Нидерландах, численность населения которых примерно равна казахстанскому, при высоком уровне исполнения имеется всего 350 судебных исполнителей, то есть один на 45 тысяч населения. Во Франции один судебный исполнитель приходится на 22 тысячи человек, в Латвии - примерно на 30 тысяч, в Казахстане - один на 8 тысяч. И это несмотря на то, что сейчас недокомплект судебных исполнителей составляет более 600 единиц. При полном штате один судебный исполнитель будет приходиться на 6 тысяч человек. Вполне вероятно, что с введением института частного исполнения в Казахстане отпадет нужда не только в недостающих специалистах, но и общее количество судебных исполнителей должно уменьшиться если не в 4-5 раз, то, по крайней мере, не менее, чем в 2-3 раза. Законопроектом предусмотрено, что частное судебное исполнение будет вводиться постепенно, под жестким контролем государства, на основе тщательного изучения всех положительных тенденций и возможных отрицательных моментов в работе этого института. Время покажет его жизнеспособность, направление совершенствования законодательства. Контроль за деятельностью частных судебных исполнителей будет и со стороны их профессиональных сообществ - областных коллегий и Республиканской коллегии частных судебных исполнителей. Главное назначение двойного контроля - строгое соблюдение судебными исполнителями законодательства, обеспечение эффективного исполнения судебного решения, надежная защита прав наших граждан. В законопроекте детально расписано каждое действие судебного исполнителя. В случае любого допущенного им нарушения закона граждане имеют право обратиться в суд. Одним из принципиальных вопросов является подбор кадров. Законопроектом предусмотрены высокие требования к кандидатам на должность частного судебного исполнителя. Им будет назначаться гражданин Казахстана, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование. Кандидат должен пройти двугодичную стажировку у судебного исполнителя, сдать квалификационный экзамен, получить лицензию, пройти конкурс на занятие вакантной должности. Притоку высококвалифицированных кадров будет способствовать то, что постоянные судьи, лица, работавшие в исполнительном производстве не менее трех лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, будут иметь право получить лицензию судебного исполнителя без прохождения стажировки, но после сдачи квалификационного экзамена. Частный судебный исполнитель будет обязан открыть контору, нанять персонал для работы в ней, то есть станет работодателем. Опыт других стран показывает, что в конторе могут работать от двух до нескольких десятков человек. Обязательное индивидуальное страхование профессиональной ответственности частного судебного исполнителя даст ему возможность возместить гражданам нанесенный по его вине ущерб. Предусмотрено, что в случае недостаточности средств, выплачиваемых по индивидуальному договору страхования, дополнительные выплаты будет производить Республиканская коллегия судебных исполнителей, которая заключит общий договор страхования профессиональной ответственности частных судебных исполнителей всей страны. Важным свойством института частного судебного исполнения является его самоокупаемость. Доход судебного исполнителя будет состоять исключительно из процентов от взысканных сумм. Тарификация услуг будет устанавливаться государством, и любое отклонение от них грозит частному судебному исполнителю самыми серьезными последствиями. Государство не только не будет нести затраты на содержание частного судебного исполнителя, но станет еще и получать от него поступления в виде налогов. Параллельно будет поднят статус государственного судебного исполнителя. Словом, институт частного судебного исполнения несет с собой ряд несомненных преимуществ. Понятно, что он не решит в один момент всех вопросов исполнительного производства, но для Казахстана, утверждающего себя правовым государством, необходимость внедрения передового мирового опыта в целях совершенствования исполнительного производства очевидна. Ведь общепризнанное право человека на обращение в суд - это еще и право на полное и своевременное исполнение судебного решения.
№ 172 (16320) от 19.09.2007 Ербол АБАЙДЕЛЬДИНОВ, доктор юридических наук, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |