|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
19.09.2007 Шоколадные перипетии Компания Wrigley собирается активно входить на казахстанский рынок кондитерских изделий. Отечественные производители утверждают, что конкуренция им не страшна. Главное, чтобы импортеры не прибегали к демпингу. «Казахстан - один из наиболее активно растущих рынков не только в СНГ, но и во всем мире. Великолепные результаты, сильная экономика, высокий рост потребления - все эти факторы делают Казахстан интересным практически для любой компании, которая занимается производством товаров народного потребления», - сказал «&» вице-президент и управляющий директор Wrigley по Восточному и Южному регионам Игорь Савельев. Г-н Савельев отметил, что транспортная составляющая бизнеса Wrigley в общей себестоимости невелика, в связи с чем для компании целесообразно концентрироваться на производстве в крупных центрах, а не открывать много разных фабрик. Поэтому, подчеркнул он, на данном этапе Wrigley не намерена организовывать производство в Казахстане, а планирует продолжать инвестировать в рекламную поддержку и создание сильной команды по развитию розничной торговли. Вице-президент отметил высокие темпы роста продаж Wrigley в Казахстане: «Прогнозы очень позитивные - мы ожидаем, что темпы роста продаж на двузначном уровне сохранятся в течение ближайших нескольких лет». Ассортимент продукции будет расширяться в рамках брендов «Орбит», «Эклипсо» и других продуктов. По словам г-на Савельева, компания планирует более активно продвигать на казахстанском рынке и желейные продукты. «Также будем выводить совершенно новую продукцию, которая пока не продается в Казахстане, в частности шоколадную», - добавил он. По данным г-на Савельева, доля Wrigley на рынке жевательных резинок сохраняется на уровне 65%, а в целом по кондитерской отрасли, составляет около 30%. «Причем нашей главной целью является не наращивание доли на рынке, а удовлетворение потребности в брендовой продукции», - сказал он. Г-н Савельев отмечает высокий уровень конкуренции на казахстанском рынке и быстрые темпы развития местного бизнеса: «Крупные игроки уже представлены на рынке. Это очень хорошо, потому что именно конкуренция создает живой ликвидный рынок, и компании вынуждены активно работать по продвижению своих товаров и услуг, доносить ключевые рекламные посылы до потребителя». По утверждению г-на Савельева, Wrigley ощущает конкуренцию не только со стороны международных брендов, но и местных компаний, к примеру, фабрики «Рахат». «У этой компании современное оборудование и хорошая продукция», - подчеркнул он. Ранее в ряде российских СМИ сообщалось о том, что Одинцовская кондитерская фабрика (ОКФ), известная как производитель конфет «А. Коркунов», сменила владельца. 80% ее акций купила американская Wrigley, заплатив за них $300 млн. Отечественные производители не разделяют оптимизма г-на Савельева. «Бренд «А. Коркунов» уже присутствует на казахстанском рынке в сегменте «Премиум» и стоит недешево», - сообщил «&» коммерческий директор АО «Баян-Сулу» Александр Пыльский. Он отметил, что в этом ценовом сегменте наблюдается довольно жесткая конкуренция, причем практически все бренды, представленные здесь, - иностранного производства: «Из продукции местных компаний ближе всего по качеству и цене находится шоколад фабрики «Рахат», но и он пока не дотягивает до сегмента «Премиум». Г-н Пыльский предполагает, что, скорее всего, речь идет не о занятии Wrigley каких-либо серьезных позиций на рынке, а об увеличении ее присутствия. По его словам, успешное воплощение планов компании в жизнь зависит от спроса, раскрученности бренда и дистрибьюторов, которые будут реализовывать продукцию. Г-н Пыльский напомнил, что Wrigley - не первая иностранная компания, собирающаяся увеличить свое присутствие на казахстанском шоколадном рынке. Ранее компания «Конфаэль» объявила о том, что собирается построить шоколадную фабрику в Казахстане и инвестировать в производство большие деньги. Это российская компания, позиционирующаяся в сегменте выше среднего, уточнил г-н Пыльский. По его словам, класс «Премиум» занимает сейчас около 7-8% казахстанского шоколадного рынка, но в ближайшие три года доля этого сегмента может вырасти до 10%. На данном этапе бренды «А. Коркунов» занимают 10-15% в классе «Премиум». По мнению г-на Пыльского, нельзя упускать из виду тот факт, что большинство казахстанцев - это люди с достатком ниже среднего, и не каждый отдаст предпочтение шоколаду по 200 тенге, когда отечественные производители предлагают почти такую же продукцию по 75-80 тенге. Исключение, говорит он, могут составить только лишь крупные города с более обеспеченным населением. «Если увеличится уровень доходов населения, и продажи продукции класса «Премиум» будут интенсивно набирать обороты, то, естественно, отечественные производители не останутся в стороне и примут активное участие в борьбе за позиции в этом сегменте. В течение двух ближайших лет наша компания собирается вывести несколько брендов в сегменте «Премиум», - сказал г-н Пыльский. «Желательно, чтобы выход Wrigley на казахстанский рынок прошел без нарушений правил бизнеса, которыми злоупотребляют многие российские и украинские компании», - говорит «&» президент Ассоциации кондитеров Казахстана Лариса Константиниди. В числе наиболее частых нарушений она отмечает ввоз продукции по демпинговым ценам, иной раз даже дешевле себестоимости, а также доставку шоколада в обход законодательства РК, согласно которому иностранные компании не должны использовать коллективные товарные знаки казахстанских компаний, внесенные в таможенный реестр. «В остальном мы готовы к любой конкуренции, и главными достоинствами нашего шоколада будут натуральность и свежесть, тогда как продукция иностранного производства зачастую портится при транспортировке», - заявила г-жа Константиниди.
Дамир Мухаметов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |