|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
19.09.2007 Мода на японский менеджмент Многие казахстанские топ-менеджеры все чаще берут на вооружение методы своих японских коллег. «Кайдзен», «Шесть сигм» и прочие управленческие технологии становятся все популярнее у отечественных руководителей. Справедливость превыше всего Новую модель менеджмента, основанную на сочетании бизнес-процессного подхода и статистики, предложил в свое время Уильям Эдвардс Деминг. Благодаря его идеям в середине XX века промышленность Японии вырвалась в мировые лидеры по качеству, оставив позади США и Старый Свет. В дальнейшем идеи Деминга были творчески переосмыслены. Статистические методы оформились в знаменитый метод 6σ. Его идея о непрерывном самосовершенствовании компании с помощью отладки бизнес-процессов трансформировалась в кайдзен. Последний предполагает, что весь образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения. В великой компании, в отличие от обычной, все стремятся к совершенству. В Toyota, которая является пионером кайдзен, рабочие вносят 1,5 миллиона предложений в год, 95% из них находят практическое применение. Очень важно, что учитывается мнение каждого сотрудника. Любой, независимо от того, на какой ступени иерархической лестницы он находится, открыто признает свои ошибки. На первый взгляд, кайдзен не содержит ничего принципиально нового. Казалось бы, и без него каждый из сотрудников на своем рабочем месте видит недостатки, мешающие компании работать лучше, качественнее, эффективнее. Но очень нечасто сотрудники предпринимают конкретные шаги для изменения ситуации. Обычно все заканчивается выражением своего недовольства в разговоре с коллегами. Кроме того, далеко не все проблемы можно решить непосредственно в своем отделе, откровенное же общение с начальством не приветствуется. Вывод японцев незамысловат: необходимо создать такие условия, при которых каждый свободно, не боясь упреков в том, что он «сует нос не в свое дело», может вынести на обсуждение идеи по улучшению любого аспекта деятельности предприятия. Этот метод становится все более популярным среди казахстанских управленцев. «О кайдзен я впервые узнал, изучая опыт Ульбинского металлургического завода, - рассказывает об истории внедрения этой системы в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете проректор по качеству, директор Центра менеджмента качества Александр Томилин. - Ректор Галимкаир Мутанов предложил применить кайдзен и в нашем вузе. На изучение стратегии и адаптацию ушло примерно полгода». Как отмечает г-н Томилин, с февраля 2007 года, когда здесь начала внедряться японская методика, было подано 32 предложения, из них 15 признаны полезными и направлены на реализацию, 3 находятся на стадии рассмотрения, 14 отклонены. Речь большей частью идет об организационных вопросах, совершенствовании учебного процесса и управления вузом. Идей, предполагающих экономический эффект, пока не поступало. Путь самурая Главная трудность, с которой сталкиваются менеджеры - изменение собственного стиля управления с директивного на коллегиальный. Научиться прислушиваться к мнению подчиненных, оказывается, не так просто, как кажется на первый взгляд. Столь же трудно отказаться от наказаний. Но сделать это все-таки необходимо. «Согласно статистке, 98% ошибок, совершаемых человеком на работе, происходят по вине системы и только 2% - по вине самих людей, - говорит председатель правления страховой компании «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов. - Поэтому не следует карать людей - это вселяет в них страх». В итоге люди боятся потерять работу, остаться крайними. Как следствие, руководитель получает априори ложные данные, из-за чего в дальнейшем принимает неверные решения. «Именно поэтому мы ввели у себя «Бриллианты», - дополняет г-н Бегимбетов. - Теперь, когда человек, совершивший ошибку, сообщает о ней, мы платим ему за это, так как выявленные промахи помогают найти, где система дает сбой, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок». После того как руководитель «Лондон-Алматы» увлекся японским менеджментом, в компании стала на порядок сильнее, чем прежде, поощряться инициатива: появились «лидеры» по бизнес-процессам, по ключевым задачам и по рационализаторским идеям. Существует журнал идей и бизнес-процессов. За каждое разумное предложение выплачивается премия. Вскоре планируется обнародовать, кто, сколько и почему зарабатывает в компании. По мнению топ-менеджмента, это должно повысить уровень доверия в коллективе - люди будут знать, что если руководитель, например, захочет поднять себе оклад на 50%, он вынужден будет увеличить зарплату и всем остальным. Прозрачность процесса принятия решений и справедливость улучшают климат в компании, что, в свою очередь, опосредованно влияет на удовлетворенность клиента. Г-н Ергалиев полагает, что вскоре компания перейдет к пожизненному найму. В Японии работодатель не имеет права уволить сотрудника - это базовый принцип. Когда невозможно избавиться от какого-то человека, неизбежно начинаешь рассуждать о том, на каком месте он будет наиболее полезен, какие знания нужно дать ему для развития. Первым итогом перехода на новую философию в «Лондон-Алматы» стало детальное описание нескольких ключевых бизнес-процессов, ориентированных на клиента. Если вы расторгаете договор с казахстанской страховой компанией, деньги вы, скорее всего, получите лишь через 30 дней. В «Лондон-Алматы» речь с недавнего времени идет о 8 рабочих часах с момента подачи заявления. Также сокращен срок получения страховой выплаты с 15 дней до 2 часов после предоставления всех документов. Это лишь самые очевидные успехи. Трудности перевода Радикально меняя стиль менеджмента, руководители, разумеется, сталкиваются с сопротивлением изменениям. Когда сотрудникам объясняют суть нового подхода, люди сначала реагируют осторожно, не понимают, как такое возможно, задают много вопросов. Поначалу им сложно поверить в успех, поскольку в современном казахстанском бизнесе действуют совершенно иные правила игры. Однако, познакомившись с нововведениями поближе, люди принимают их, как правило, с радостью. И это неудивительно. Японский менеджмент особое внимание уделяет отношению человека к своей деятельности. Многие наши руководители видят проблему именно в этом. «Сложнее всего изменить психологию, ментальность работников, - говорит Ербол Жумагалиев, первый заместитель директора Казахстанского завода трубной изоляции, на котором кайдзен начали внедрять в начале этого года. - Люди зачастую не столь организованны и дисциплинированны, как нам того хотелось бы. Очень мешает и то, что они ограничиваются только своим конкретным участком работы, не вникая в весь процесс, частью которого является их деятельность». По мнению г-на Жумагалиева, любые управленческие технологии, используемые менеджерами, созданы отнюдь не для начальства. Духом самосовершенствования «должны проникнуться массы». Именно в этом суть японских методик. Некоторые проблемы возникают при рассмотрении предложений и в определении путей их реализации. Заниматься этим лишь первому лицу или правлению довольно сложно, так как идеи очень разнообразны и часто касаются специальных вопросов. Иногда очень трудно определить сроки окончательной реализации. Насколько результативна большая часть предложений, можно определить только спустя время. И все же, несмотря на все это, руководители компаний, уже вставших на этот путь, в один голос твердят об эффективности и концептуальной правильности японского подхода.
Юлия Тарасенко
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |