|
|
|
Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ
СОДЕРЖАНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ МСО 1: ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 2: СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ МСО 3: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ МСО 4: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТИКА И ОТНОШЕНИЯ МСО 5: ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ МСО 6: ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ МСО 8: Требования к компетентности специалистов по аудиту
МСО 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и сфера применения Стандарта
1. Настоящий Стандарт определяет объем знаний, которые охватывают программы профессионального образования бухгалтеров, и которым должны овладеть кандидаты для получения квалификации профессионального бухгалтера. 2. Цель настоящего Стандарта - обеспечить получение кандидатами в члены организации, которая входит в состав МФБ, достаточного объема углубленных профессиональных знаний по бухгалтерскому учету, что позволит им работать в качестве компетентных профессиональных бухгалтеров во все более сложных и изменяющихся условиях. Поддержание компетентности на должном уровне обеспечивается МСО 7: «Постоянное профессиональное развитие». 3. Основную часть знаний, предлагаемых программами профессионального образования бухгалтеров, составляют три больших компонента: (а) бухгалтерский учет, финансы и смежные знания; (б) знания организации и экономики предприятий; а также (в) знания информационных технологий. Требования по профессиональным навыкам и содержанию общего образования, профессиональным ценностям, этики и отношения, а также требования по опыту работы изложены в МСО 3 «Профессиональные навыки», МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения» и МСО 5 «Требования по практическому опыту».
4. Профессиональные бухгалтеры могут приобретать образование в академических условиях или в процессе обучения с целью получения профессиональной квалификации, но уровень образования должен быть эквивалентным, как минимум, программе получения базовой степени в высшем учебном заведении. Кандидатам нужно овладеть профессиональными знаниями, профессиональными навыками, а также профессиональными ценностями, этикой и отношением, а также уметь объединять эти составляющие. 5. Компонент знаний в программах профессионального образования бухгалтеров также можно использовать для развития профессиональных навыков. После того, как специалист начнет работать, знания, усвоенные в процессе получения образования, могут устаревать. Таким образом, будущие профессиональные бухгалтеры и вся профессия в долгосрочной перспективе не заинтересованы в поверхностном подходе к приобретению знаний за счет изучения очень широкого спектра предметов. Необходимые интеллектуальные навыки включают понимание, применение, анализ и оценку. На протяжении всей карьеры профессиональные навыки, ценности, этика и отношения являются более важными, чем основные профессиональные знания, имеющиеся на момент получения квалификации. 6. Такое же большое значение имеет развитие навыков, необходимых для определения проблем и понимания того, какие именно знания нужны для того, чтобы обнаружить и решить проблемы, а также узнать, где можно получить нужные знания. Воспитание стремления к обучению на протяжении всей жизни в долгосрочной перспективе важнее, чем любое знание. Обучение на протяжении всей жизни является навыком, которым необходимо овладевать, отношением, которое нужно развивать, и ценностью, одобренной обществом. 7. Объем знаний, которыми должны овладеть профессиональные бухгалтера для того, чтобы компетентно осуществлять свою деятельность, постоянно изменяется и расширяется. Национальная специфика также требует определенных изменений в обязательных базовых знаниях. Кроме того, на протяжении практической деятельности профессиональные бухгалтеры приобретают определенную специализацию. Поэтому данный Стандарт определяет только общие предметы, исходя из того, что профессиональным бухгалтерам нужно будет постоянно обновлять свои знания. 8. Так как настоящий Стандарт касается, главным образом, профессиональных знаний, необходимых профессиональным бухгалтером для работы, он включает также сферы компетентности в таком компоненте программы, как информационные технологии. Данные сферы компетентности были определены МИО № 11 «Информационная технология для профессиональных бухгалтеров» (пересмотрен в 2003 г.). 9. Определения и объяснение ключевых терминов, используемых в Стандартах, приводятся в «Концептуальной основе международных положений по образованию».
10. Настоящий Стандарт вступает в силу с 1 января 2005 года.
Содержание программ профессионального образования бухгалтеров
11. Обучение профессиональных бухгалтеров должно быть частью программы доквалификационной подготовки. Оно должно быть достаточно продолжительным и интенсивным, чтобы кандидаты могли усвоить профессиональные знания, необходимые для получения профессиональной компетентности. 12. Такому компоненту доквалификационного образования как знания по профессиональному бухгалтерскому учету следует посвящать как минимум два года стационарного обучения на протяжении полного рабочего дня (или эквивалент этого времени для вечерней формы обучения на протяжении неполного рабочего дня). 13. Для овладения этими знаниями, студенты должны получить степень по бухгалтерскому учету или профессиональную квалификацию. 14. Профессиональное образование по бухгалтерскому учету должно включать: (а) знания по бухгалтерскому учету, финансам и смежные знания; (б) знания организации и экономики предприятий; а также (в) знания и сферы компетентности в области информационных технологий. 15. Профессиональные знания дополняют непрофессиональные знания, а также умственные, личные, межличностные, коммуникативные, организационные и управленческие навыки, которые развиваются в процессе получения общего образования. 16. Предметы, которые рассматриваются в настоящем Стандарте, не обязательно должны изучаться в порядке их представления. Например, профессиональное образование по бухгалтерскому учету можно получать параллельно с общим образованием, обучаясь с целью получения степени в высшем учебном заведении, или ее можно получить во время изучения углубленного курса после окончания другой учебной программы на уровне получения степени в высшем учебном заведении. Студенты могут получать степень не по бухгалтерскому учету, или совсем не получать степень, а позднее овладеть необходимыми знаниями по предметам профессионального бухгалтерского учета, в процессе подготовки к экзаменам профессиональной организации. В этом случае, учебный план такой организации может включать все предметы, перечень которых содержится в настоящем Стандарте. Кроме того, предметы и компоненты программы должны быть связаны между собою, например, определенные курсы по бухгалтерскому учету должны включать некоторые аспекты знания информационных технологий. Это может способствовать учебному процессу и помочь кандидатам понять взаимосвязь между отдельными компонентами. 17. Знания по профессиональному бухгалтерскому учету являются лишь частью программы доквалификационной подготовки. Эти знания можно усваивать в академических или других условиях. Отдельные учебные программы получения степени в дополнение к обязательным двум годам общего образования могут предусматривать еще как минимум два года для изучения бухгалтерского учета. Более специализированные учебные программы получения степени по бухгалтерскому учету могут быть рассчитаны на три года и включать общие предметы. Сочетание общих предметов, бухгалтерских дисциплин и практического опыта может быть разным, если при этом обеспечивается достижение эквивалентных сфер компетентности. 18. Знания по бухгалтерскому учету, финансам и смежным дисциплинам обеспечивают специальный фундамент, который является необходимым для успешной карьеры профессионального бухгалтера. Сочетание тем может быть разным в зависимости от сектора экономики и региона, в котором работают студенты. Учебный план по бухгалтерскому учету также постоянно меняется, и будет продолжать меняться в ответ на потребности рынка, который тоже быстро меняется. В план заносятся новые предметы, изменяется перечень предметов, которым отводится относительно больше внимания. Организации-члены МФБ могут добавить определенные предметы или изменить объем времени, которое отводится на изучение предметов, с учетом специфики условий, в которых они осуществляют свою деятельность. 19. Знания организации и экономики предприятий обеспечивают ознакомление с условиями, в которых работают профессиональные бухгалтеры. Обширный объем знаний о деятельности коммерческих, государственных и некоммерческих организаций является необходимым для профессиональных бухгалтеров. Знания по организации и экономике предприятий охватывают такие вопросы как организация, финансирование и управление предприятий, а также знания о глобальных условиях, в которых предприятие или организация осуществляет свою деятельность. 20. Информационная технология изменила роль профессионального бухгалтера. Профессиональный бухгалтер не только использует информационные системы и на практике применяет навыки работы со средствами контроля в информационных системах, но и играет важную роль в составе группы, которая оценивает, разрабатывает и осуществляет управление такими системами. 21. Значение предметов в разных программах может быть разным. Порядок, в котором указаны три компонента знаний, не показывает их приоритетности, и не является порядком, в котором они должны преподаваться. Определить относительное значение предметов можно с помощью исследования необходимой компетентности. 22. Предметы, перечень которых приводится ниже, составляют минимум предметов в программах профессионального образования бухгалтеров. Тем не менее, глубина их изучения и степень охвата материала будет зависеть от потребностей отдельных организаций-членов МФБ и ограничений, установленных для них соответствующим государственным органом. 23. Компонент по бухгалтерскому учету, финансам и смежным знаниям должен включать такие предметы: (а) финансовый учет и отчетность; (б) управленческий учет и контроль; (в) налогообложение; (г) торговое и коммерческое право; (д) аудит и услуги по предоставлению уверенности; (е) финансы и финансовый менеджмент; а также (ж) профессиональные ценности и этика. 24. Компонент по бухгалтерскому учету, финансам и смежным знаниям развивает знания, навыки и профессиональные ценности, этику и отношения, полученные ранее, объединяя их в предметах, которые должны изучать все профессиональные бухгалтеры. Он обеспечивает овладение необходимыми теоретическими и специальными знаниями по бухгалтерскому учету и интеллектуальными навыками, в том числе понимание профессиональных ценностей и этики. Эту часть следует преподавать, как минимум, на уровне базовой степени из бухгалтерского учета. В состав этого компонента входят: (а) история бухгалтерской профессии и бухгалтерской мысли; (б) содержание, понятия, структура и значение отчетности для организационной деятельности, с целью использования как внутри организации, так и вне ее, в том числе для удовлетворения информационных потребностей лиц, которые принимают финансовые решения, и решающей оценки роли бухгалтерской информации в удовлетворении этих потребностей; (в) национальные и международные стандарты бухгалтерского учета и аудита; (г) регулирование бухгалтерского учета; (д) управленческий учет, в том числе планирование и составление бюджета, управление затратами, контроль качества, оценка результатов деятельности и установление критериев; (е) понятие, методы и процессы контроля, которые обеспечивают точность и целостность финансовых данных, и сохранность активов предприятия; (ж) налогообложение и его влияние на финансовые и управленческие решения; (з) знание законодательной базы бизнеса, включая законодательство о ценных бумагах и компаниях, которое касается роли бухгалтерской профессии в конкретной стране; (и) характер аудиторских и других услуг по проверке достоверности информации, в том числе оценка рисков и выявление случаев мошенничества, а также интеллектуальные и процедурные основы для их предоставления; (й) знание финансов и финансового менеджмента, в том числе анализ финансовой отчетности, финансовых инструментов, рынков капитала - как внутренних, так и международных - и управление ресурсами; (к) этические и профессиональные обязанности профессионального бухгалтера в отношении коллег и широкой общественности (см. также МСО 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»); (л) вопросы бухгалтерского учета в государственных и некоммерческих организациях; а также (м) использование нефинансовых показателей деятельности предприятия. 25. Компонент знаний организации и экономики предприятий должен включать следующие предметы: (а) экономика; (б) деловая среда; (в) корпоративное управление; (г) деловая этика; (д) финансовые рынки; (е) количественные методы; (ж) поведение организаций; (з) принятие управленческих и стратегических решений; (и) маркетинг; а также (й) международный бизнес и глобализация. 26. Обучение по вопросам организации и экономики предприятий предоставляет будущим профессиональным бухгалтерам знания о среде, в которой работают их работодатели и клиенты. Также оно обеспечивает условия для применения всех профессиональных навыков, приобретенных на протяжении доквалификационной подготовки. Возможность понять то, как осуществляется организация и управление предприятием отличается от возможности и наличия опыта осуществления, участия и вклада в такое управление. 27. Обучение по вопросам организации и экономики предприятий включает: (а) знание макро- и микроэкономики; (б) знание деловых и финансовых рынков и способа их функционирования; (в) применение количественных методов и статистической информации для решения деловых проблем; (г) понимание корпоративного управления и деловой этики; (д) понимание организаций и среды, в которой они осуществляют свою деятельность, в том числе основные экономические, юридические, политические, социальные, технические, международные и культурные факторы, их влияние и ценности; (е) понимание проблем охраны окружающей среды и стабильного развития; (ж) понимание межличностной и групповой динамики в организации, включая методы осуществления и управления изменениями в организациях; (з) понимание вопросов работы с персоналом и проблем людских ресурсов, управление людьми, управление проектами и маркетинг; (и) понимание подготовки к принятию решений и стратегии, в том числе деловые консультации, стратегическое и общее управление; (й) понимание организационных и операционных рисков; (к) базовые знания международной торговли и финансов, способов деятельности международных компаний и процесса глобализации; а также (л) способность объединить вышеупомянутые компоненты для достижения стратегических целей. 28. Компонент информационных технологий должен включать такие предметы и сферы компетентности: (а) общие знания информационных технологий; (б) знания средств контроля в информационных системах; (в) сферы компетентности по вопросам контроля в информационных системах; (г) сферы компетентности как пользователя информационных технологий; а также (д) одна или несколько сфер компетентности и ролей (менеджер, оценщик и разработчик информационных систем). 29. Рекомендации относительно знаний по информационным технологиям и соответствующей компетентности для профессиональных бухгалтеров изложены в МИО 11 «Информационная технология для профессиональных бухгалтеров». 30. Можно ожидать, что в рамках доквалификационной подготовки все профессиональные бухгалтеры будут выполнять, как минимум, одну из функций менеджера, оценщика или разработчика информационных систем, или несколько таких функций, описанных в МИО 11. 31. Можно ожидать, что на момент получения квалификации кандидаты будут знать и понимать элементы компетентности как минимум одной из указанных функций. Это может подтверждаться возможностью описать или объяснить важность вопросов, связанных с указанными сферами компетентности в соответствующей деловой среде. Кандидат должен уметь принимать эффективное участие в видах деятельности, указанных в этом разделе, в составе группы или под руководством специалиста, тем не менее, нельзя ожидать от него демонстрации компетентности в выполнении всех функций. 32. Пользователи разнообразных информационных технологий применяют инструменты и методы, которые предлагают им информационные системы, для достижения своих целей, а также для того, чтобы помочь другим в достижении этих целей. Пользователи должны компетентно выполнять следующие операции: (а) применять нужные информационные системы и приемы в решении деловых и бухгалтерских проблем; (б) демонстрировать понимание деловых и бухгалтерских систем; а также (в) применять контроль персональных систем. 33. Усвоение знаний по информационным технологиям может происходить разными способами, возможно, в форме отдельных курсов или как один из предметов компонента по организации и экономике предприятий, или в составе компонента по бухгалтерскому учету и смежным знаниям. Соответствующую компетентность можно приобрести во время получения опыта работы параллельно с изучением информационных технологий. Что касается официального образования по информационным технологиям, то для обеспечения большего разнообразия преподавания предмета и оказания помощи студентам в овладении практическими навыками, можно применять такие методы, как изучение ситуационных примеров, взаимодействие с опытными профессионалами или другие аналогичные методы в сочетании с необходимым опытом работы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |