|
|
|
Источник: Интернет-газеты «Навигатор» (www.zonakz.net)
02.10.2007 Казахстанский союз таможенных декларантов (КСТД) обеспокоен сложившимся положением дел в таможенном оформлении, в связи с принятыми дополнениями в законодательство
Пресс-релиз
Казахстанский союз таможенных декларантов (КСТД) обеспокоен сложившимся положением дел в таможенном оформлении, в связи с принятыми дополнениями в законодательство. Об этом представители Союза заявили 1 октября на специальной пресс-конференции в Алматы. 21 августа 2007 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур». В дополнение к уже существующему перечню документов, сопровождающих импортные товары, данный Закон предусматривает предоставление грузовых таможенных деклараций (экспортных деклараций) стран - отправителей товаров. Однако, как отмечают эксперты, далеко не все страны и не все производители товаров предоставляют экспортные декларации. Нурлан Буршакбаев, Президент Казахстанского Союза таможенных декларантов: «К нам обращаются многочисленные фирмы, компании (в т.ч. «Голубая звезда Казахстана» - официальный дилер Даймлер-Крайслер, ТОО «ЕМЕХ» - генеральный представитель FedEx Express, ТОО «Крис-Сервис ltd, ТОО «М-АUТО») и декларанты по аспектам разъяснений, касающихся представления в числе других документов, также грузовой таможенной декларации (ГТД) при таможенном оформлении товаров и транспортных средств страны отправления. Эксперты КСТД принимали участие в обсуждении предполагаемых изменений и дополнений в Таможенный кодекс по вопросам упрощения таможенных процедур. Были даны замечания и рекомендации по 168 позициям, более 100 из которых нами были предложены исключить, как не отвечающие интересам декларантов. Блоки наших предложений были направлены трижды, по этапам обсуждений. Большинство предложений учтены, однако в последний момент и возник такой административный барьер, как представление грузовой таможенной декларации страны отправления. Дополнение статьи 383 Таможенного кодекса в части «грузовой таможенной декларации страны отправления (за исключением тех стран, законодательство которых не предусматривает оформление таможенной декларации)», в перечень представления документов в соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов, ничем не оправдано. Во-первых, такого перечня стран у таможни нет, во-вторых, - не определена форма, необходимая для представления; большинство стран применяют электронную форму декларирования либо реально упростили внутренние таможенные процедуры, вплоть до исключения таможенной декларации, которые заменены товаросопроводительными документами». Получение грузовой таможенной декларации страны отправления (так называемой экспортной декларации) и ее дальнейшее использование возможно, если имеется как минимум двустороннее соглашение между Казахстаном и другим государством по этому поводу или о взаимном признании подобных документов. Данный аспект имеет также проблему в допустимости вышеназванных документов (в нашем случае - грузовой таможенной декларации другой страны) в качестве документа, подтверждающего сведения о товаре. Такие документы можно было представлять в таможенные органы, и это было правом декларанта, теперь - это обязанность. Затронуты интересы всех без исключения декларантов. Как отмечают эксперты, ориентиром в тенденциях казахстанского таможенного законодательства должны быть правила и нормы документов Всемирной Торговой Организации и Всемирной Таможенной Организации (в частности, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года). Тем самым, поправка в статью 383 (абзац пятый пункта 1) Таможенного кодекса Республики Казахстан по вопросу включения в перечень документов в соответствии с требованиями выбранных таможенных режимов - грузовой таможенной декларации страны отправления, подлежит исключению, как противоречащая интересам декларантов и стандартным правилам международных документов.
Президенту Республики Казахстан Нурсултану Абишевичу Назарбаеву
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Нурсултан Абишевич,
Свидетельствуя Вам свое уважение, просим оказать содействие в скорейшем разрешении ситуации, сложившейся в Республике в связи со вступлением в силу 21 августа 2007 г. Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур». В дополнение к уже существующему перечню документов, сопровождающих импортные товары, данный Закон предусматривает предоставление грузовых таможенных деклараций (экспортных деклараций) стран - отправителей товаров. Однако далеко не все страны и не все производители товаров предоставляют экспортные декларации. Например, Департамент коммерции США со ссылкой на Федеральное законодательство заявляет о том, что экспортная декларация является конфиденциальным документом и не может быть предоставлена иностранным государствам. В ст. 3 «Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (Найроби, 9 июня 1977 г.) оговорено: «Если договаривающаяся сторона считает, что запрашиваемое содействие наносит ущерб ее суверенитету и безопасности или другим важным национальным интересам либо наносит ущерб законным интересам любого государственного или частного предприятия, она может отказать в предоставлении такого содействия или оказать его, обусловив определенными условиями и требованиями». Многие крупные западные производители товаров пользуются в своих странах льготными таможенными режимами и производят таможенное оформление экспорта непосредственно на своих заводах. При этом в подавляющем большинстве случаев такое оформление осуществляется в электронном режиме «он-лайн», и документы на бумажных носителях, заверенные печатями таможенных органов, просто не издаются. Даже в случае ее издания, экспортная декларация является документом, не пересекающим границы страны-отправителя товара. По выходу товара за рубеж, оригинал экспортной декларации возвращается отправителю товара для оформления возврата НДС, в связи с произведенным экспортом. Кроме того, если говорить о товарах из Европы, то в самые ближайшие месяцы весь Европейский Союз переходит на электронную процедуру декларирования в режиме «он-лайн», и выпуск соответствующих документов на бумажных носителях (кроме общепринятых как в Европе, так и в Казахстане до 21 августа 2007 г.) станет невозможным. Исходя из вышеизложенного, возможность предоставления таможенным органам РК копий экспортных деклараций в подавляющем большинстве случаев представляется крайне сомнительной, а предоставление оригиналов деклараций практически невозможно. В этой связи в своих письмах в Государственные инстанции Республики Казахстан: Представительство германской экономики в Казахстане отмечает: «Ответное принятие соответствующих мер со стороны этих стран или Европейского Союза может значительно осложнить положение казахстанских экспортеров, особенно в нынешней ситуации подготовки вступления Республики Казахстан в ВТО» Казахстанский Союз Таможенных Декларантов в своем экспертном заключении указывает, что внесенная поправка Таможенного кодекса РК «... подлежит исключению, как противоречащая интересам декларантов и стандартным правилам международных документов» Союз автомобильных дилеров Казахстана просит «... предпринять меры по отношению неисполнимости принятых изменений в таможенном законодательстве РК» Многие другие связанные с импортом товаров организации, объединения, предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели также обращаются в различные инстанции с просьбами урегулировать ситуацию. Тем временем грузы продолжают поступать в адреса казахстанских импортеров, не принимаются к таможенному оформлению, а если и принимаются, то под гарантийные письма предоставить оригиналы экспортных деклараций 30-ю днями позже. Получатели грузов вынуждены подписывать такого рода обязательства, заведомо зная об их неисполнимости, т.к. экспортные декларации, а тем более их оригиналы, невозможно получить от производителей подавляющего большинства импортируемых товаров. Государственные учреждения не являются исключением и не могут произвести таможенную очистку импортированных товаров, в том числе и жизненно важных, предназначенных, например, для здравоохранения. Страдают также и казахстанские производители, не получая своевременно оборудование, комплектующие, сырье. Как следствие, простои производства отражаются на себестоимости продукции и ценах ее реализации, за что в конечном итоге расплачивается казахстанский потребитель. Склады временного хранения (СВХ), таможенные и почтовые склады переполнены импортными товарами, которые не выпускаются в свободное обращение. Сложившаяся ситуация является кризисной для казахстанских участников внешнеэкономической деятельности, связанных с импортом, что в свою очередь может привести к сокращению рабочих мест и, фактически, к банкротству многих фирм и предпринимателей. По нашему мнению, таможенные органы Республики в настоящее время также не дополучают плановые поступления сборов, пошлин и налогов из-за большого объема импорта, «замороженного» на складах и не выходящего в свободное обращение. В связи с многочисленными жалобами казахстанских участников внешнеэкономической деятельности в настоящее время вопрос уже находится на рассмотрении в Парламенте Республики, тем не менее, мы обращаемся к Вам, уважаемый Нурсултан Абишевич, как к гаранту нашей Конституции. Уважаемый Нурсултан Абишевич, Убедительно просим принять во внимание вышеизложенное и в качестве действенной меры по скорейшему урегулированию катастрофической ситуации: - приостановить действие принятых поправок в Таможенном кодексе РК в части необходимости предоставления грузовых таможенных деклараций страны отправления, т.е. экспортных деклараций [статья 383 подпункт 1) абзац пятый] - впоследствии отменить соответствующие статьи Таможенного кодекса РК [статья 383 подпункт 1) абзац пятый; статья 316 пункт 1 подпункт 7].
С благодарностью за понимание и с уважением,
Казахстанский Союз Таможенных Декларантов Союз Автомобильных Дилеров Казахстана Ассоциация предприятий легкой промышленности РК Союз международных автоперевозчиков РК (КазАТО) Форум предпринимателей РК ТОО «ЕМЕХ» FedEx DHL Республиканский полиграфический издательский комплекс «Дауір» От Казахстанского Союза Таможенных Декларантов Алматы, пр. Гагарина, 93 тел.(7272) 699993 Нурлан Буршакбаев Президент От Союза автомобильных дилеров Казхстана Алматы, ул. Майлина, 79 тел. (7272) 511051 Юрий Лим Президент От Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Алматы, ул. Жибек жолы, 65а тел.(7272) 733880 Любовь Худова Председатель Правления От Союза международных автоперевозчиков:РК(КазАТО) Алматы, ул, Масанчи, 86 тел. (7272) 920226 Виталий Поплавский Заместитель Генерального секретаря От Форума предпринимателей РК Алматы, пр. Абая, 1 этаж 5 офис 515 тел.(7272) 506246 Мунавара Палташева Исполнительный директор От ТОО «ЕМЕХ» FedEx Алматы, ул. Тулебаева, 38 офис 201 тел. (7272) 503566 Элвис Робертс Генеральный директор От DHL Алматы, ул. Джандосова, 1/1 тел.(7272) 590003 Павел Повтарь Директор От Республиканского издательского комплекса «Дауір» Алматы, пр. Гагарина, тел. (7272) 422536 Светлана: Назарбаева Генеральный директор
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |