|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» (апрель 2009 года)
Проект от 10.04.2009 г. Вариант для рабочей группы
Закон Республики Казахстан О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан. Производство судебной экспертизы с учетом особенностей видов судопроизводства регулируется процессуальным законом.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) специальные научные знания - область специальных знаний, содержание которой составляют научные знания, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований; 2) заключение эксперта – оформленный в соответствии с требованиями процессуального закона документ, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования; 3) метод судебно-экспертного исследования – система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления обстоятельств, относящихся к предмету судебной экспертизы; 4) методика судебно-экспертного исследования - система методов, применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления обстоятельств, относящихся к предмету определенного рода, вида судебной экспертизы; 5) судебная экспертиза – исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения; 6) судебно-экспертная деятельность - деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и производству судебной экспертизы; 7) уполномоченный орган в области судебно-экспертной деятельности - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области судебно-экспертной деятельности; 8) объекты судебной экспертизы – вещественные доказательства, документы, тело и состояние психики человека, трупы, животные, образцы, а также относящиеся к предмету судебной экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза; 9) органы судебной экспертизы - государственные органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законом; 10) руководитель органа судебной экспертизы – лицо, осуществляющее руководство судебно-экспертной деятельностью органа судебной экспертизы (первый руководитель органа судебной экспертизы, руководитель территориального подразделения органа судебной экспертизы); 11) предмет судебной экспертизы – обстоятельства, имеющие значение для уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые путем производства судебной экспертизы; 12) судебный эксперт – удовлетворяющее требованиям настоящего закона лицо, которому органом, ведущим уголовный процесс, судом, судьей либо должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке, установленном процессуальным законом, поручено производство судебной экспертизы; 13) специальность судебного эксперта – его научная компетенция в сфере производства конкретного вида судебной экспертизы, определенного законодательством. 14) образцы – объекты материального мира, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, вещества, предмета, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения. 15) лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью – разрешение, выдаваемое уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности физическому или юридическому лицу на занятие указанной деятельностью. 16) психиатрический стационар - психиатрическая организация либо психиатрическое отделение медицинской организации, предназначенные для круглосуточного содержания пациентов.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности 1. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстана об административных правонарушениях, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Содержание судебно-экспертной деятельности Содержание судебно-экспертной деятельности включает: 1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях; 2) научные исследования в области судебной экспертизы; 3) научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы; 4) подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также делам об административных правонарушениях средствами специальных научных знаний.
Статья 5. Основные принципы судебно-экспертной деятельности Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах: 1) законности; 2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица; 3) независимости судебного эксперта; 4) допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований; 5) всесторонности, полноты и объективности судебно-экспертных исследований; 6) соблюдения профессиональной этики.
Статья 6. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, составляющих правовую основу этой деятельности.
Статья 7. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности 1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан и общепризнанными принципами и нормами международного права. 2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения прав и свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, установленном законом. 3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) органа судебной экспертизы или судебного эксперта (судебных экспертов) привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законом.
Статья 8. Независимость судебного эксперта 1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт процессуально самостоятелен, независим от органа, назначившего судебную экспертизу, руководителя органа судебной экспертизы и других лиц. 2. Судебный эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований. При этом он самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законом. 3. Неправомерное воздействие на судебного эксперта и воспрепятствование законной деятельности судебного эксперта недопустимо и влечет ответственность, установленную законом.
Статья 9. Допустимость использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований Применение при производстве судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методов допускается, если они: 1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам и принципам; 2) научно состоятельны; 3) обеспечивают эффективность производства по делу; 4) безопасны.
Статья 10. Всесторонность, полнота и объективность судебно-экспертных исследований 1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования объектов, основанного на его специальных научных знаниях. 2. Заключение судебного эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Статья 11. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта При производстве судебно-экспертных исследований должны соблюдаться принятые нормы профессиональной этики, отвечающей нравственным критериям общества, в том числе принципиальность, беспристрастность, самостоятельность
Глава 2. Субъекты судебно-экспертной деятельности.
Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту 1. Судебный эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида судебной экспертизы. 2. Производство судебной экспертизы может быть поручено: 1) сотрудникам органов судебной экспертизы; 2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии; 3) в разовом порядке иным лицам в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. 3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях: 1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным законодательством; 2) привлечения в качестве эксперта гражданина иностранного государства в соответствии со статьей 51 настоящего Закона; 3) удовлетворения отводов всем судебным экспертам соответствующей специальности, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, либо мотивированного отстранения от производства судебной экспертизы соответствующего органа судебной экспертизы в целом. 4. Лица, указанные в подпунктах 1), 2) пункта 2 настоящей статьи, должны иметь квалификационное свидетельство на право производства судебной экспертизы определенного вида, аттестованы комиссией уполномоченного органа и внесены в Государственный реестр судебных экспертов. 5. Должность судебного эксперта в органах судебной экспертизы может занимать гражданин Республики Казахстан, удовлетворяющий требованиям, установленным пунктами 1,4 настоящей статьи. Лица, впервые поступающие на работу в органы судебной экспертизы проходят специальную профессиональную подготовку, завершающуюся сдачей квалификационного экзамена. Порядок прохождения специальной профессиональной подготовки и сдачи квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности. 6. Судебным экспертом не может быть лицо: признанное в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или не снятую судимость; судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке; освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, органов судебной экспертизы по отрицательным мотивам; лишенное лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью; действие лицензии которого на право занятия судебно-экспертной деятельностью прекращено по основаниям, предусмотренным подпунктами 3)-7) пункта 3 статьи 16 настоящего Закона – в течение трех лет со дня соответствующего юридического факта.
Статья 13. Присвоение квалификации судебного эксперта 1. Квалификационное свидетельство судебного эксперта является документом, подтверждающим право сотрудников органов судебной экспертизы и лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, на производство определенного вида судебной экспертизы. Право сотрудника органа судебной экспертизы, а также лица, имеющего лицензию на право производства определенного вида судебной экспертизы, подтверждается квалификационным свидетельством судебного эксперта. Квалификационное свидетельство судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы выдается лицам, сдавшим квалификационный экзамен 2. Прием квалификационных экзаменов и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями уполномоченных органов в области судебно-экспертной деятельности. 3. Правила присвоения квалификации судебного эксперта, в том числе, порядок деятельности и состав квалификационных комиссий определяется уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
Статья 14. Аттестация судебного эксперта 1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, в целях определения уровня их профессиональной подготовки подлежат аттестации, проводимой один раз в пять лет аттестационными комиссиями уполномоченных органов в области судебно-экспертной деятельности. При возникновении обоснованных сомнений в наличии у судебного эксперта, являющегося сотрудником органа судебной экспертизы, либо лица, осуществляющего судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, проводится его внеочередная аттестация. 2. Правила проведения аттестации лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, порядок деятельности и состав аттестационных комиссий определяется уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
Статья 15. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью 1. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью в области судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы выдается юридическим лицам. 2. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью в области иных видов судебной экспертизы, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдается физическим лицам. 3. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью является генеральной. 4. Порядок и условия выдачи и отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью установлены законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Статья 16. Приостановление и прекращение действия лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью 1. Порядок и условия приостановления и прекращения действия лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью установлены законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью физического лица приостанавливается на период: нахождения лицензиата на государственной службе; избрания (назначения) его депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета; прохождения срочной воинской службы. В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказом Министра юстиции Республики Казахстан. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого приостановлено, а также судебные, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан. 3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, прекращение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физического лица осуществляется в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан в случаях: 1) признания лица по вступившему в силу приговору суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим; 2) прекращения лицом гражданства Республики Казахстан; 3) грубого либо неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности; 4) освобождения лица от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; 5) вступления в отношении лица в законную силу приговора суда за совершение им преступления; 6) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки; 7) уклонения лица от прохождения аттестации. 4. Основанием для подготовки искового заявления о лишении лицензии лица на право занятия судебно-экспертной деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, является представление комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан Министру юстиции Республики Казахстан. 5. Министр юстиции Республики Казахстан на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого прекращено, а также суды, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан.
Статья 17. Государственный реестр судебных экспертов 1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, обладающих лицензией на право занятия судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели и порядок формирования и использования которого определяются Правительством Республики Казахстан. 2. Орган, назначающий судебную экспертизу, поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.
Статья 18. Права судебного эксперта 1. Судебный эксперт имеет право: 1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы; 2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 3) с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, участвовать в производстве процессуальных действий и судебном заседании, задавать участвующих в них лицам вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы; 4) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также, в соответствующей части, с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в них замечания относительно полноты и правильности фиксации его действий и показаний; 5) по согласованию с органом, назначившим судебную экспертизу, давать в пределах своей компетенции заключение по обстоятельствам, имеющим значение для дела, установленным по его инициативе; 6) представлять заключение и давать показания на своем родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика, заявлять отвод переводчику; 7) обжаловать действия органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и иных лиц, участвующих в производстве по делу, ущемляющие его права при производстве судебной экспертизы; 8) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случаях, если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения; 9) получать возмещение расходов, понесенных при производстве судебной экспертизы, и вознаграждение за выполненную работу, если производство судебной экспертизы не входит в круг его должностных обязанностей. Судебный эксперт имеет также иные права, предусмотренные законом. 2. Судебный эксперт не вправе: 1) помимо органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы; 2) самостоятельно собирать материалы для исследования; 3) проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа, назначившего судебную экспертизу.
Статья 19. Обязанности судебного эксперта Судебный эксперт обязан: 1) являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; 2) провести всестороннее, полное и объективное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам; 3) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, отказаться от дачи заключения, составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его органу, назначившему судебную экспертизу; 4) давать показания по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением; 5) обеспечивать сохранность представленных на исследование объектов; 6) не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с производством судебной экспертизы; 7) представлять органу, назначившему судебную экспертизу, смету расходов и отчет о понесенных расходах при производстве судебной экспертизы.
Статья 20. Органы судебной экспертизы Судебная экспертиза осуществляется системой государственных организаций судебной экспертизы, включающей: 1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан; 2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз.
Статья 21. Права руководителя органа судебной экспертизы 1. Руководитель органа судебной экспертизы вправе: 1) возвратить органу, назначившему судебную экспертизу, без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные на исследование объекты, с указанием соответствующих мотивов, в случаях, если: материалы, представленные для производства судебной экспертизы не соответствуют требованиям процессуального закона; в данном органе судебной экспертизы отсутствует судебный эксперт, обладающий необходимыми специальными научными знаниями; вопросы, поставленные перед указанным в постановлении о назначении судебной экспертизы судебным экспертом, выходят за пределы его компетенции; материально-техническая база данного органа судебной экспертизы не позволяет производить необходимые судебно-экспертные исследования; 2) ходатайствовать перед органом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не являющимися сотрудниками данного органа судебной экспертизы, если их специальные научные знания необходимы для дачи заключения; 3) ходатайствовать перед органом, назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства; 4) заявлять перед органом, назначившим судебную экспертизу, мотивированное ходатайство о продлении срока производства судебной экспертизы. Руководитель органа судебной экспертизы имеет также иные права, предусмотренные законом. 2. Руководитель органа судебной экспертизы не вправе: 1) самостоятельно истребовать объекты, необходимые для производства судебной экспертизы; 2) без согласования с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не являющихся сотрудниками данного органа судебной экспертизы; 3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
Статья 22. Обязанности руководителя органа судебной экспертизы Руководитель органа судебной экспертизы обязан: 1) по получению постановления или определения о назначении судебной экспертизы и объектов исследования поручить ее производство конкретному судебному эксперту или комиссии судебных экспертов данного органа судебной экспертизы с учетом требований закона; 2) не нарушая принципа независимости судебного эксперта, обеспечить контроль за соблюдением срока производства судебной экспертизы, всесторонностью, полнотой и объективностью проводимых исследований, обеспечением сохранности объектов судебной экспертизы; 3) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией производства судебной экспертизы.
Статья 23. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы 1. Производство судебной экспертизы не может быть поручено органу судебной экспертизы, а начатое производство судебной экспертизы немедленно прекращается при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом. 2. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом.
Статья 24. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области судебно-экспертной деятельности и меры по ее осуществлению; 2) выносит на рассмотрение Главы государства государственные программы в области судебно-экспертной деятельности; 3) утверждает Правила лицензирования и квалификационные требования к судебно-экспертной деятельности, Правила ведения Государственного реестра судебных экспертов, Правила ведения Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований, Стандарты и требования к специально оснащенным помещениям, в которых осуществляется производство судебной экспертизы; 4) утверждает тарифы и ставки вознаграждения судебных экспертов, не являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы.
Статья 25. Компетенция уполномоченного органа в области судебно-экспертной деятельности 1.Уполномоченный орган в области судебно-экспертной деятельности: 1) реализует государственную политику в области судебно-экспертной деятельности; 2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан о создании, реорганизации и ликвидации органов судебной экспертизы, утверждение их Уставов; 3) разрабатывает и утверждает Правила производства судебной экспертизы; 4) разрабатывает и утверждает Правила присвоения квалификации судебного эксперта; 5) разрабатывает и утверждает Правила проведения аттестации судебных экспертов; 6) разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан тарифы и ставки вознаграждения судебных экспертов, не являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы; 7) лицензирует судебно-экспертную деятельность. 2. Помимо полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, к компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся: 1) ведение Государственного реестра судебных экспертов; 2) ведение Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований.
Глава 4. Производство судебной экспертизы
Статья 26. Основание производства судебной экспертизы 1. Основанием для производства судебной экспертизы служит постановление или определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вынесенное в порядке, установленном законом. 2. Орган, назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения судебного эксперта. 3. Особенности назначения судебной экспертизы живых лиц определяются главой 5 настоящего Закона.
Статья 27. Срок производства судебной экспертизы 1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы либо лицом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного экспертиза, к производству постановления либо определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов. 2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцати суток кроме исключительных случаев, когда производство судебно-экспертных исследований в указанный срок не представляется возможным, предусмотренных уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности. Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом, назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы. Особенности продления сроков пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы установлены пунктами 2, 3 статьи 39 настоящего Закона. 3. Общие критерии градации категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также порядок продления сроков производства судебной экспертизы устанавливаются уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности. 4. Приостановление производства судебной экспертизы в случае, установленном настоящим Законом, производится до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления судебной экспертизы не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, направляется сообщение о невозможности дать заключение. 5. Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления.
Статья 28. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы 1. Орган, ведущий уголовный процесс, суд, судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения судебного эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия указанных лиц при производстве судебной экспертизы отражается в заключении судебного эксперта. 2. При производстве судебной экспертизы с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, могут присутствовать участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. В этом случае участие органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязательно. 3. При удовлетворении органом, ведущим уголовный процесс, судом судьей, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, соответствующего ходатайства лицо, его заявившее, извещается о месте и времени производства судебной экспертизы. Неявка извещенного лица не препятствует производству судебной экспертизы. 4. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы. 5. В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, воспрепятствует деятельности судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом, ведущим уголовный процесс, судом, судьей, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы. 6. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается. 7. Особенности присутствия участников процесса при судебной экспертизе живых лиц определяется статьей 43 настоящего Закона.
Статья 29. Правила обращения с объектами судебной экспертизы 1. Объекты судебной экспертизы, если их габариты и свойства это позволяют, передаются эксперту в упакованном и опечатанном виде. В остальных случаях орган, назначивший судебную экспертизу, должно обеспечить доставку судебного эксперта к месту нахождения объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним и условия, необходимые для проведения исследования. 2. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа, назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы или в мотивированном постановлении или определении об удовлетворении ходатайства судебного эксперта либо о частичном отказе в его удовлетворении. 3. Порядок обращения с объектами судебной экспертизы устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 30. Производство комиссионной судебной экспертизы 1. Комиссионная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных судебно-экспертных исследований и проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. 2. Для производства судебно-психиатрической экспертизы по вопросу о вменяемости лица назначается не менее трех судебных экспертов. 3. Постановление органа (лица), назначившего комиссионную судебную экспертизу, обязательно для руководителя органа судебной экспертизы. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы материалам комиссионной экспертизы и организовать ее производство. 4. Для координации деятельности судебных экспертов, входящих в состав комиссии, руководитель органа судебной экспертизы либо орган (лицо), назначивший комиссионную судебную экспертизу назначает ведущего эксперта. Ведущий эксперт осуществляет разработку общего плана судебно-экспертных исследований, определяет сроки проведения отдельных исследований в пределах общего срока производства судебной экспертизы и контролирует их соблюдение, осуществляет связь с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, руководит совещанием судебных экспертов. 5. При производстве комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов независимо и самостоятельно проводит судебно-экспертное исследование в полном объеме. 6. Члены экспертной комиссии совместно анализируют полученные результаты и, придя к общему мнению, подписывают заключение либо сообщение о невозможности дать заключение. В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дает отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.
Статья 31. Производство комплексной судебной экспертизы 1. Комплексная экспертиза назначается, когда для установления обстоятельства, имеющего значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, и проводится судебными экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции. 2. Организация производства комплексной экспертизы, порученной органу судебной экспертизы, возлагается на его руководителя. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы материалам комплексной экспертизы и организовать ее производство.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |