|
|
|
Источник: Сайт газеты «Лада» (www.lada.kz)
15.10.2007 Подростки за рулем - опасно для жизни
... У несовершеннолетнего Армана (имя изменено), естественно, нет ни водительских прав, ни опыта вождения. Однако дядя позволил сесть ему за руль и погонять по микрорайону. Этот неблагоразумный поступок привел к тому, что на больничной койке в тяжелом состоянии оказался мужчина, которому вместе с семьей не посчастливилось оказаться на пути у этого оболтуса. Причем последний умудрился сбить человека, который не по улице шел, а просто сидел на лавочке у дома. Мужчина чудом успел оттолкнуть в сторону жену и маленького сына, но сам избежать наезда не смог. Малец с перепугу вместо тормоза нажал на газ... Вообще-то дядя поначалу не собирался давать племяннику машину, полагая, что тому подрасти еще надо. Но Арман, которого уже не устраивал старенький велосипед, сумел «уболтать» родственника. Для подстраховки мужчина сел в машину вместе с племянником. На дворе был теплый осенний вечер, дул легкий ветерок, и шелестели листвой тополя. Во дворах домов полно детишек, снующих тут и там. Взрослые сидели на скамеечках около подъездов, говорили о том о сем, приглядывали за детишками. А тут Арман с дядей на старенькой иномарке мчатся по узеньким внутрирайонным дорогам. Почему-то взрослый человек проигнорировал тот факт, что максимально разрешенная скорость внутри жилых массивов 20 километров в час. К слову сказать, при такой скорости автомобиль проходит около шести метров в одну секунду. Естественно, пацан, который только и рад поддать газу, этот момент не принимает во внимание. О том, что необходимо пристегиваться ремнем безопасности, как только сел за руль автомобиля, дядя ему специально не рассказывал, да и такой пример водительской дисциплинированности никогда племяннику не показывал, так как глубоко убежден в том, что пристегиваются только трусы. Про установленный правилами дорожного движения скоростной режим «юному навигатору» так же никто не поведал. Ведь он еще учится в школе, где на уроках по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» рассказывают в основном о том, как правильно вести себя пешеходам и пассажирам. Родители Армана посчитали, что это не тема для семейного обсуждения. Коли он будет кататься внутри районов, где гаишники службу не несут, значит, бояться нечего - никто не поймает и не накажет. ... И вот на очередном крутом повороте, каковых внутри микрорайона предостаточно, юнец не успевает вовремя выровнять руль. Автомашина буквально перескакивает через достаточно высокий бордюрный камень, летит прямо на лавочку, на которой мирно сидят ничего не подозревающие папа, мама и сынишка. Глава семейства все же успевает среагировать на молниеносно приближающуюся опасность и отталкивает в сторону жену и ребенка. А вот сам становится жертвой автомашины, которая, вырвав с корнем скамью и сбив человека, не останавливается, а, продолжая «полет», сносит одну из опор козырька соседнего подъезда и врезается в стену дома. В результате такого «полета» козырек рушится на крышу автомашины. Все произошло настолько быстро, что толком никто ничего сразу не понял. А что же в эти секунды «полета» происходило внутри автомашины? От удара о бордюр сработала подушка безопасности. Но так как Арман не был пристегнут, то она, как тяжелый кулак боксера,отправила его в «нокаут». Парень потерял на секунды сознание и, соответственно, контроль над автомашиной и ситуацией. Вместо того, чтобы нажать на педаль тормоза, он еще сильнее нажал на газ! Печальную картину представил собой бывший только пару минут назад тихий и мирный дворик: на земле лежит сбитый автомашиной молодой мужчина и корчится от боли, рядом супруга и ребенок в ссадинах и царапинах пытаются привести его в чувство; выдернутая перевернутая скамейка валяется тут же рядом, а из автомашины, придавленной подъездным козырьком, пытается выбраться при помощи дяди горе-водитель, который только после полной остановки автомашины пришел в себя. Конечно же, мысль о том, что он сбил человека, повергла его в шок. Теперь «юного навигатора» ожидают пренеприятные походы к дознавателю, участие в судебном заседании и, конечно же, тяжесть на душе за содеянное. Она, возможно, останется на всю жизнь. Пострадавший мужчина с полученными травмами был госпитализирован в травматологическое отделение больницы. Интересно, о чем думали взрослые, с согласия которых школьник уселся за руль. Кстати, внутри жилой зоны правилами дорожного движения запрещена даже учебная езда на специально оборудованной автомашине с опытным инструктором. Автомобиль - источник повышенной опасности, но этот факт почему-то не усваивается в нашем сознании. Маленькому ребенку взрослые не дадут в руки иголку или нож, потому что он может ими уколоться или порезаться. Но вот автомашину, на которой он может разбиться насмерть или остаться калекой на всю жизнь и заодно покалечить ни в чем не повинных людей, доверяют с легкостью...
КОГДА САДИТЬСЯ ЗА РУЛЬ? В последнее время, в связи с увеличением количества аварий с участием водителей- подростков, многие государства начали бить тревогу. В США не раз поднимался вопрос о том, чтобы увеличить порог получения прав до 21 года. По данным опроса компании Autonational Rescue, проведенного в 65 городах Великобритании, в котором приняли участие 1000 человек, тинэйджеры за рулем вызывают недовольство 32% водителей, что также стало поводом для обсуждения проблемы. В настоящее время ведущие государства изыскивают меры, чтобы сократить число аварий с участием малолетних водителей. Исследование, проведенное Национальной администрацией безопасности дорожного движения США, показало, что в местах, где ввели более строгие законы для малолетних водителей (к примеру, запрет на управление автомобилем в одиночку), число смертельных аварий снизилось на 21%. Менее строгие законы (запрет на езду в ночное время) уменьшили число аварий со смертельным исходом среди 16-летних водителей на 11%. В Казахстане в общем-то нечасто поднимается вопрос о том, чтобы изменить порог получения водительских прав. Сторонники такого предприятия, к примеру, - спортсмены. Они говорят, что современные дети гораздо “технологичнее” своих советских сверстников. И этим акселератам, лучше некоторых взрослых справляющимся с компьютером и цифровой техникой, вполне можно доверить такую механическую штуку, как машина. Но вот врачи и психологи эту инициативу не поддержали. В советские времена, когда движение было гораздо скромнее и машин было в тысячи раз меньше, дети в общем-то могли управлять автомобилем: 16-летние юноши могли получить так называемые юношеские водительские удостоверения, по которым и водили машину. Правда, для них действовали определенные ограничения. Например, подростки могли управлять машиной только в присутствии водителя со стажем от 3 лет. К тому же ездить с такими правами можно было лишь по дорогам нефедерального назначения. Однако в конце концов власти приняли решение отказать молодежи в таких удостоверениях, поэтому сейчас сесть за руль можно только с наступлением совершеннолетия, то есть с 18 лет. В Мангистауской дорожной полиции сегодня против того, чтобы официально разрешить подросткам водить машину. «Молодежи незнакомо понятие социальной ответственности», - считает начальник Управления дорожной полиции Бердибек Нсанбаев. И депутаты в своем большинстве полагают, что допустить понижение порога получения водительских прав ни в коем случае нельзя. «Ситуация на сегодняшних дорогах, прямо говоря, безобразная. Большинство водителей - подростков или взрослых - давно надо поудалять с дороги», - заявляют они. «Человек должен сначала достичь определенной социальной зрелости, и лишь потом он должен садиться за руль», - считает депутат Актауского городского маслихата Абдурахим Калимов.
Г. Мусалимова, Н.Евстигнеева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |