|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
19.10.2007 Биржа для торгов или торги о бирже?
Кто такой биржевик? Как торговать на бирже? Какую пользу приносит она и какие рифы подстерегают неопытных? Вал подобных вопросов предполагает, что настала пора запустить на полные обороты механизм биржевой торговли конкретным товаром и в нашей стране, как это делается в мире. Готовы ли мы — дело другое. — Во-первых, — считает вице-министр индустрии и торговли Куандык Бишимбаев, — необходимо принять закон, соответствующий основным международным требованиям в области товарных бирж. Это должно составить основу для их появления и развития биржевой торговли в целом. В республике, по статданным, действуют девять товарных бирж. И, как стало известно со слов министра индустрии и торговли Галыма Оразбакова, новый закон о товарных биржах будет третьим по счету в истории отечественного законодательства. По его мнению, первый шаг может быть не самым приятным для участников рынка. Но он необходим. Речь идет о том, что разработчики закона оставляют за Правительством право определять перечень товаров, которые предстоит реализовывать только и однозначно через биржи. Собственно, опыт развивающихся стран демонстрирует ключевую роль государства в организации биржевой торговли товарами. Может быть, поэтому считается, что отечественное законодательство должно быть гибким, чтобы обеспечить Правительству возможность играть более активную роль в организации биржевой торговли. А раз гибкое, то первый шаг не становится единственным. Опять же министр и его соратники говорят, что можно государственные органы, предприятия и компании обязать покупать необходимое через биржу. — В этой связи мы считаем, — формулирует позицию МИиТа вице-министр К. Бишимбаев, — что в проект закона необходимо внести норму, позволяющую Правительству утверждать перечень товаров госзакупки, по которым торги должны проводиться через биржи. При этом конкретные детали такой торговли конкретными товарами следует разрабатывать в рамках отдельных правил. Мы также считаем, что Правительство может сыграть активную роль в организации биржевой торговли через формирование товарной биржи на базе РФЦА. Но предстоит изучить возможность внедрения на таковой бирже торговли казахстанским зерном, цементом, нефтепродуктами, нефтью, металлами и прочим. Потому следует привлечь специализированных консультантов, потребовать активной работы от отраслевых министерств и государственных холдингов, таких как «КазАгро», «Самрук», «Казына» и других. Итак, профильное ведомство более чем четко обозначило позицию. Однако ни принятие закона, ни разработка под него правил не гарантирует всплеска биржевой активности. К примеру, в нынче развитых странах биржевая торговля формировалась, что называется, эволюционно. Так, Чикагская торговая биржа, организованная еще в 1848 году (старейшая фьючерсная и опционная биржа в мире), провела первые торги в 1864 году. В Бразилии и Индии товарные биржи стартовали также довольно давно, но в определенный момент объемы биржевой торговли резко снизились. В Бразилии — в силу кризиса на рынках кофе, в Индии — после обретения независимости в середине прошлого века. Собственно, экономические исследования свидетельствуют, что биржевая торговля проходит две стадии развития. На первом этапе товарная биржа становится местом, где продавцы и покупатели — реальные производители, потребители и трейдеры — торгуют с целью физической поставки товара. Вторая же предполагает развитие производных инструментов на конкретный товар и в рынок вовлекается значительное количество участников, не заинтересованных в реальной поставке товара. Многократно возрастает объем биржевой торговли, увеличивается глубина и ликвидность рынка. Эксперты на основе опыта утверждают, что главная цель любой товарной биржи — достижение состояния, когда биржевые котировки выполняют функцию ценового индикатора, обеспечивая возможность планирования и прогнозирования цен. Мы получили комментарии относительно места товарной биржи на отечественном рынке и списка биржевых товаров у главы республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николая Радостовца: — Если прохождение через биржу станет жестко обязательным, то многие контракты могут быть нарушены, а производство остановится. Члены нашей ассоциации считают, что ни медь, ни хром, ни уголь, ни другие экспортоориентированные товары не могут носить статус обязательных для торговли на товарной бирже РК. Потому что они продаются по мировым ценам. Понятно, что стоимость их будет определять не эта товарная биржа. С другой стороны, в стране есть система госзакупок, в которой перечень биржевых товаров может в значительной мере упростить процедуру закупок (пока же тендеры почти парализуют производство на сроки их проведения). Однако нельзя не согласиться, что появление подобного списка могло бы помочь сохранить оптимальную цену товара, поскольку на бирже цена более прозрачна, биржевая торговля не дает возможности «откатов» и «шапок» для того, чтобы продать продукцию. К сожалению, такая практика имеет место быть... А биржа добавляет прозрачности торговле. Моя точка зрения такова: закон о биржевой торговле нужен в обновленном виде, а список биржевых товаров следует формировать в прямой зависимости от потребности госзакупок. Когда возникает требование весь экспорт пустить лишь через биржу, ответ вот он! В стране несколько лет действует сильное законодательство о трансфертном ценообразовании, и через него налоговые органы отслеживают отклонение от рыночной (биржевой) цены в экспортных сделках. Однозначно: мнение руководителя АГМП не отповедь, но также твердая позиция. Так, думается, наши производители пока не готовы стройными рядами двинуться на товарную биржу. Отчасти понятно, поскольку они уже наработали некие процедуры торговли, и ломать привычный порядок кому захочется? Однако не все привычное есть хорошо. Потому и задаюсь вопросом: что бы такого государству сделать, чтобы «завлечь» на биржу производителя некоего товара? Наши эксперты подтверждают: может быть, много рычагов влияния. Вот, к примеру, в стране есть различные премии («Алтын сапа»), которые сами по себе говорят о престижности того или иного товара, имеющего этот отличительный знак. Надо думать, что хороший товар, который производится в стране и открыто продается на бирже, — одно из оснований получения такой премии. Среди предложений Н. Радостовца, например, прозвучало следующее: — Могут быть стимулы, касающиеся уменьшения затрат, то бишь отнесения на вычеты, к примеру, трат на имиджевую поддержку производства, информирование общества о качественном товаре, выходящем на биржу. Ко всему, считаю, что инициатору нового закона — Министерству индустрии и торговли — стоит поработать над тем, чтобы развернуть информационную кампанию касательно продвижения закона и формирования предстоящего перечня. Собственно, у предпринимателей среднего звена есть понимание, что биржа и ее текущие цены — самый лучший ориентир. К примеру, биржа может снять вопросы, возникающие при покупке сырья, материалов, топлива: появятся соответствующие сборники цен, которые дадут понять, воруют менеджеры нацкомпаний, к примеру, или нет. В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Но успокаивает то, что их государство ищет вместе с бизнесом. К примеру, на такой вопрос: можно ли именовать биржевую торговлю своего рода бизнес-проектом? Понятно, что многие субъекты рынка, понимая выгоду, стремятся заняться бизнесом такого рода, найдя свой профит. А в докладе вице-министра индустрии и торговли К. Бишимбаева, который был им прочитан при первом обсуждении новых предложений, нашлись следующие ответы. Нам потребуется изучение и оценка многих факторов, связанных с физической торговлей неким товаром; необходимо наличие активного рынка (для нас это может быть зерно, цемент, хлопок...); следует определить наиболее удобный и распространенный стандарт биржевого товара; должно существовать большое количество продавцов и покупателей. И, думается, для бизнеса важно, чтобы государство не «зарегулировало» рынок, не обставляло его лицензиями и ценовыми ограничениями. Еще требуется наличие систем сертификации качества и складской инфраструктуры. Но самое первое и главное, представляется мне, государство просто обязано учесть фактор развивающегося биржевого рынка в стране и обучать, обучать, обучать его участников.
Ирина НОС
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |