|
|
|
24.10.2007 Укрепление института семьи, повышение его статуса - долгосрочный приоритет государства
АСТАНА. 24 октября. КАЗИНФОРМ /Айгуль Султанова/ - Министерство юстиции РК на прошедшей неделе внесло в Правительство страны проект Кодекса о браке (супружестве) и семье. Этот проект, по мнению многих экспертов, является одним из значимых документов, своевременность разработки которого не вызывает сомнения. Для Казахстана стало нормой принятие кодифицированных документов. Пример успешного претворения их в жизнь не так давно продемонстрировало Министерство охраны окружающей среды - создав Экологический кодекс. Да и действующие в правоохранительной и финансовой сферах документы подобного рода уже достаточно зарекомендовали себя. О новом и забытом - «Семейном» кодексе корреспонденту Казинформа рассказала начальник отдела ЗАГС Министерства юстиции РК Зайда Нурабаева. - Зайда Токашевна, как возникла идея создать казахстанский кодекс о браке и семье? - Действующий Закон РК «О браке и семье» был принят в декабре 1998 года. Еще тогда, выступая перед депутатами, мы говорили о необходимости специального кодекса. И с тех пор, на протяжении многих лет, этот вопрос оставался актуальным. Брачно-семейные отношения - специфичные отношения, и с этим никто не спорит. Именно с семьи в любом обществе начинается всё то, что называется «человеческим фактором». В свое время, внося поправки в закон о нормативных правовых актах, депутаты предложили, что в числе тех общественных отношений, которые имеют особую значимость, обязательно должны быть брачно-семейные взаимоотношения. В зависимости от их значимости они могут регулироваться кодексом. Ведь кодифицированные законы - акты «высокой степени». Многие государства СНГ имеют кодексы о браке. Так, в России Семейный кодекс действует с середины 90-х годов, в Беларуси, Украине, Кыргызстане и Узбекистане он тоже имеется. Учитывая усиление социальной направленности нашей государственной политики, институт семьи должен регулироваться нормативным актом самого высокого ранга. - К чему стремились разработчики такого важного документа? - Есть отдельные вопросы, которые мы хотели, так или иначе, осветить в нашем брачно-семейном законодательстве. Даже в самом наименовании документа, названном: Кодекс о браке (супружестве) и семье. Так учтены пожелания наших ученых - специалистов по семейному праву о том, что необходимо применять более цивилизованный термин - супружество. Ведь в основе любой семьи лежит супружество, супружеские отношения. Именно супруги являются теми лицами, которые дают начало семье, имеющей в последующем детей, внуков и т.д. То есть семейные отношения, возникающие внутри определенной группы людей, базируются обязательно на супружеских отношениях. То есть мы считаем более правильным термином «супружество», а не «брак». Вы же знаете шутку: хорошее дело браком не назовешь… Супруги - «идущие в одной упряжке», это те люди, которые одинаково ответственны за семью, детей, будущее. - Расскажите, пожалуйста, об основных положениях документа. - Проект состоит из 280 статей, а действующий закон - из 213. Как и любой кодекс, он имеет две части: общую и особенную. Причем общая часть включает в себя те институты, которые касаются общих вопросов развития семьи. Это разделы, затрагивающие вопросы супружества, взаимоотношения между членами семьи, имущественные и неимущественные отношения внутри семьи и права детей, оставшихся без попечения родителей. Отмечу, что большой блок норм общей части посвящен именно детям - самой незащищенной и уязвимой составляющей семьи. Обратимся, к примеру, к вопросам усыновления, в частности, международного. Здесь мы предусмотрели целую главу, которая называется - аккредитация усыновительных агентств. Рассмотрим подробнее это новшество. В процессе усыновления участвуют иностранные граждане. Их интересы иногда представляют те агентства, которые законодательно не имеют права действовать на нашей территории. Однако они работают в качестве переводчиков, сопровождающих, по сути - нелегитимно. Поэтому мы решили, что деятельность этих агентств, а они необходимы, - должна находиться под контролем государства. Они обязаны пройти аккредитацию, получить разрешение на официальную деятельность. И, естественно, уполномоченные государственные органы будут следить за их работой. Только тогда у нас будет возможность отслеживать, насколько качественно, правильно работает то или иное агентство. Таким образом, мы сможем проводить определенный отбор среди физических или юридических лиц, осуществляющих ту или иную деятельность в интересах потенциальных усыновителей, иностранцев. Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. В последнее время в обществе, на страницах СМИ обсуждается вопрос - нужна ли тайна усыновления в законодательстве Казахстана. Приводятся доводы о том, что иностранцы, усыновляя, говорят ребенку о месте его рождения, происхождении. Многие заявляют, что отечественный усыновитель поступает аморально, обманывая и заведомо скрывая происхождение ребенка. На мой взгляд, наше общество пока не готово к отмене тайны усыновления, но когда-нибудь мы, конечно же, придем к этому. Ведь, скажем, многие родители не хотят афишировать какие-то определенные моменты, не хотят огласки среди друзей, соседей и родственников. Иногда они меняют место жительства, место рождения ребенка. И потом - усыновители отечественные отличаются от иностранцев. Наши соотечественники часто выбирают детей, похожих на себя, вплоть до цвета волос, глаз. Для западного человека - это второстепенно, не имеет значения. Поэтому к законодательной отмене тайны усыновления мы еще не пришли, что и отмечаем в кодексе. В общей части мы также предусмотрели новый понятийный аппарат. Ведь у нас законодательно не отрегулированы такие вопросы, как отказной, брошенный и найденный ребенок, суррогатное материнство и суррогатная мать. - Чему посвящена особенная часть кодекса? - Особенную часть мы составили из тех правил, которыми пользуются службы ЗАГСа при регистрации тех или иных явлений. По сложившейся практике, в ЗАГСе регистрируют семь видов актов гражданского состояния -рождение, регистрация заключения и расторжения брака, установление отцовства, усыновление, перемена фамилии, имени и отчества, а также регистрация смерти. По настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, все эти действия осуществляются на основании подзаконных актов. Однако все государства СНГ имеют специальные законы, определяющие деятельность этих органов. Для многих ЗАГС ассоциируется с красиво оформленной машиной, невестой и женихом. А ведь на самом деле в ЗАГСе ведется огромная кропотливая работа, фиксируются все перемены в жизни человека. Допустим, в семье родился ребенок, родители приходят его регистрировать. В кодексе мы законодательно прописываем, что нужно сделать, чтобы зарегистрировать малыша, куда должен обратиться отец или мать, с какими документами, как оформит этот факт госорган, какие бумаги должны выдать родителям. Замечу, что мы работаем по новой электронной программе. С 13 августа текущего года детям присваивают идентификационный номер, индивидуальный на каждого ребенка, который в последующем заменит им РНН и СИК. Все сведения о родившемся ребенке сотрудники вносят в электронную базу данных, получают этот номер и сразу же распечатывают свидетельство о рождении. Таким образом, все процедурные вопросы, связанные с регистрацией того или иного акта гражданского состояния, прописаны в этом проекте закона. Добавлю, что Кодекс о браке (супружестве) и семье - это документ, затрагивающий интересы многих ведомств. Рождение и смерть человека обязательно регистрируются в ЗАГСе. Поэтому все эти учеты имеют значение для социально-экономического развития страны. Именно на наших данных строится вся статистика и прогнозирование. - Одна из норм кодекса посвящена брачному контракту, в чём его суть? - Говоря о брачном контракте, подчеркну: мы бы хотели, чтобы его применение стало более распространенным явлением, эта норма должна быть задействована повсеместно. Так, вступая в брак, стороны имеют определенное имущество, это порождает некоторые нюансы, которые законодатель не может учесть. Брачный контракт, в котором молодые люди, создающие семью, расписали бы между собой имущественные отношения или вопросы, касающиеся содержания детей, - был бы решением проблемы. По сути, это - имущественный договор между сторонами, совершаемый в нотариальной форме. Причем заключенный позже будет иметь силу по отношению к первому, который в этом случае аннулируется. Все изменения, происходящие в нашей жизни, могут быть отражены в брачном контракте. - Вы упомянули о суррогатном материнстве, можно об этом поподробнее… - Суррогатное материнство - это договор, который заключается между женщиной, выступающей в роли суррогатной матери, и той семьей, которая «заказывает» ребенка. Договор носит имущественный характер, потому как все услуги оплачиваются. Ни для кого не секрет, что каждое ведомство при согласовании законопроекта отстаивает свои интересы. И многие идеи, которые мы хотели бы видеть в этом документе (не только по суррогатному материнству, но и вообще в целом), не согласованы с отдельными министерствами. Во многом мы пошли на уступки, но надеемся, что парламентарии поддержат нас. В Кодексе нашли отражение самые разные ситуации, которые рождает жизнть… -Какие, например? - Мы знаем, что казахстанцы особо почитают родственные узы. И нередко просят: дайте моему ребенку фамилию прадеда. Но так не получится. Да, законодательство допускает присвоение фамилии, имени и отчества ребенка с учетом национальных традиций. Однако фамилия ребенка может быть только по отцу или деду. Фамилия по прадеду не присваивается, это мы прописали в кодексе. В документе мы пишем, что присвоение всевозможных приставок - тегі, ұрпағы и так далее - не допускается. Ограничения здесь необходимы, ведь завтра, при возникновении спорной ситуации, гражданину придется доказывать свое отношение к человеку в этом семейном древе. А у него не окажется документальных доказательств. Мы таким образом защищаем самого гражданина. Ведь на основании общей фамилии мы можем доказать все его родственные связи и взаимодействия, что важно при имущественных наследственных спорах. - Как создавался столь важный для страны документ? - В план законопроектных работ он внесен более полутора лет назад. Мы создали в ведомстве рабочую группу, привлекли представителей практически всех госорганов, кроме МЧС РК. Согласование документ проходил в 14 госорганах. Это огромная работа с участием НПО, отечественных ученых, с изучением международного опыта, применением личных контактов. Это коллективная идея, труд министерства и, безусловно, депутатов. Думаю, сейчас, когда брачно-семейные отношения ввели в разряд особо значимых, мы получим поддержку парламентариев. - Спасибо за интересную беседу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |