|
|
|
Когда торжествует справедливость
Как известно, указом главы государства от 12 февраля 1994 года была создана комиссия по правам человека при президенте РК. Что сделано ею за прошедший период? На этот и другие вопросы "Экспресса К" отвечает председатель комиссии, депутат мажилиса парламента Сагинбек Турсунов (на фото). - Сагинбек Токабаевич, какие меры приняты комиссией по совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод граждан нашей страны? - Комиссия создана для актуализации проблем, связанных с правами человека, в государственной политике, выработки обоснованных рекомендаций по их решению, а также совершенствованию правозащитных механизмов. В своих ежегодных и специальных докладах президенту страны она дает собственную оценку ситуации с правами человека, указывает на недостатки в законодательстве и правоприменительной практике, вносит рекомендации, которые вырабатываются на основе изучения международного опыта с привлечением широкого круга независимых экспертов. Необходимо отметить, что не всегда те или иные рекомендации комиссии воспринимались однозначно и положительно. Поэтому ее важнейшей заслугой считаю ту кропотливую и системную работу, которая велась и ведется для просвещения и убеждения лиц, от которых зависит принятие решения в целесообразности предлагаемых новшеств в правозащитную систему страны. Среди ярких примеров - учреждение в Казахстане института уполномоченного по правам человека (омбудсмена), передача пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов в ведение Министерства юстиции, введение уголовной ответственности за применение пыток, введение в республике суда присяжных, присоединение РК к международным пактам ООН - о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, присоединение к первому факультативному протоколу пакта о гражданских и политических правах. Важным достижением комиссии, на мой взгляд, стала организация широкого обсуждения злободневных вопросов, касающихся сферы прав человека. Уникальный статус комиссии позволяет наладить конструктивный диалог между государственными органами и НПО, международными организациями по правам человека, полнее использовать правозащитный потенциал гражданского сектора. На наши заседания, которые проводятся не реже одного раза в квартал, приглашаются руководители уполномоченных госорганов, представители неправительственных правозащитных организаций, независимые эксперты. При комиссии действует экспертно-консультативный совет, объединяющий известных ученых-юристов, видных правозащитников. Он готовит экспертные заключения по законодательству и законопроектам по правам человека. Важнейшее направление деятельности комиссии - содействие правовому просвещению населения, повышению уровня правовой культуры. Человек должен знать свои права и свободы, желать и уметь их отстаивать, без этого нет смысла говорить об эффективности правозащитных механизмов. Так, в 2005 году комиссия издала три сборника по проблематике прав человека. В 2004-2006 годах в "Юридической газете", а также отдельным сборником опубликованы доклады комиссии на имя главы государства "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан" соответственно за 2003-й, 2004-й и 2005 годы. Одним из наиболее ярких примеров в правовом просвещении населения является цифровая библиотека по правам человека, созданная нами при содействии кластерного бюро ЮНЕСКО и Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане. Она не имеет аналогов в странах СНГ и Балтии. Доступ к нормативным правовым актам осуществляется через Интернет в режиме он-лайн с использованием стандартной программы просмотра WEB-страниц по адресу: http://hrc.nabrk.kz. Эти документы доступны на казахском и русском языках. А режим офф-лайн может быть использован для прямого доступа к цифровой библиотеке без подключения к Интернету, что особенно важно для малообеспеченных граждан. - Ряд правозащитных организаций считает, что в Казахстане недостаточно уделяется внимания соблюдению прав человека. Как реагирует комиссия на факты нарушения прав и свобод граждан? - Центральное место в работе секретариата нашей комиссии отводится изучению ситуации в Казахстане с правами человека, анализу деятельности госорганов и правозащитных НПО, рассмотрению вопросов совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения и защиты прав человека, развитию образования, просвещения и сотрудничества в этой сфере. За шесть месяцев текущего года комиссией рассмотрено более 1000 обращений физических и юридических лиц, из них взято на контроль 47 жалоб, 18 из них нашли свое подтверждение. Проведено восемь международных "круглых столов", семинаров на различные темы, связанные с правами человека в Казахстане. Анализ поступивших жалоб свидетельствует о том, что в стране продолжаются нарушения экономических, социальных, культурных, гражданских, политических прав граждан. Среди них необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение, злоупотребление чиновниками должностными полномочиями, нарушение режима содержания в местах лишения свободы, необоснованность арестов, фальсификация доказательств по уголовным делам, нарушения жилищных, пенсионных прав и т.д. К примеру, в марте текущего года в комиссию обратился с жалобой инвалид третьей группы, многодетный отец Т. Он просил оказать содействие в обеспечении его прав на легализацию недвижимого имущества и земельного участка на территории Астаны, гарантированных законом РК "Об амнистии в связи с легализацией имущества". При непосредственной помощи комиссии нарушенные права гражданина Т. были полностью восстановлены. В сентябре к нам обратился гражданин Л. с жалобой на решение специализированного межрайонного экономического суда Северо-Казахстанской области от 21 декабря 2006 года по заявлению ГУ "Налоговый комитет по Северо-Казахстанской области" о признании его банкротом. Из содержания обращения и приложенных к нему документов следовало, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, повлекшие за собой ошибочное признание Л. банкротом и необоснованное взыскание с него налоговой недоимки. Как показала проверка, суд не обратил внимания на то, что, согласно указу президента РК, имеющему силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года, срок исковой давности на требование органов налоговой службы об уплате Л. начисленной суммы недоимки уже истек. В связи с чем Налоговый комитет потерял право на взыскание образовавшейся задолженности в судебном порядке. Тем не менее, налоговые органы, не списав в установленном порядке налоговую задолженность с Л., инициировали его банкротство. При этом не было принято во внимание то, что еще в январе 1999 года заявитель прекратил свою предпринимательскую деятельность, а соответствующие нормы Налогового кодекса РК, устраняющие срок исковой давности, не должны применяться к нему, поскольку существенно ухудшают правовое положение гражданина Л. и не могут иметь обратной силы. В настоящее время по данному делу Генеральной прокуратурой РК принесен протест, а исполнение судебного решения приостановлено. И таких примеров, когда при содействии комиссии нарушенные права граждан были восстановлены, а справедливость восторжествовала, можно привести немало. - В Казахстане есть институт уполномоченного по правам человека. Как налажено взаимодействие между вами? Не бывает ли дублирования в деятельности комиссии и омбудсмена? - Здесь нужно понять функциональное отличие этих двух институтов. Комиссия - один из наиболее распространенных типов национальных учреждений по правам человека, действующих в мире. И одной из основных форм ее деятельности является предоставление в консультационном порядке главе государства, правительству, парламенту, любому другому госоргану рекомендаций и докладов в области прав человека. Она, по сути, обеспечивает деятельность президента страны как гаранта прав и свобод человека. Являясь одним из "мостиков" между главой государства и гражданским обществом, занимается вопросами системного нарушения прав человека, осуществляет консультативную и просветительскую функции. Таким образом, комиссию интересуют стратегические вопросы формирования и развития государственной политики в сфере прав человека. А институт омбудсмена создан для защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны органов государственной власти и должностных лиц, а также других организаций. По своему статусу уполномоченный по правам человека является своего рода народным адвокатом, защищающим нарушенные права конкретного лица. В целом же, комиссия и омбудсмен, органично дополняя друг друга на правовом поле Казахстана, вносят свой вклад в сферу защиты прав человека. - Недавно вы встречались с директором БДИПЧ/ОБСЕ Кристианом Штрохалем. Какие вопросы были затронуты в ходе беседы? - Мы обсудили вопросы прав человека и процессы демократизации в нашей стране. Господин Штрохаль отметил значительный прогресс, сделанный Казахстаном в проведении демократических выборов. В частности, он отметил, что в ходе выборов депутатов мажилиса парламента все политические партии имели равный доступ к СМИ, была значительна упрощена процедура регистрации партийных списков, созданы все условия для проведения справедливой избирательной кампании. При этом, по словам руководителя БДИПЧ, Казахстан по ряду параметров организации выборов может служить моделью для многих других стран. На встрече было подчеркнуто, что отмеченные миссией БДИПЧ отдельные недочеты в процессе проведения выборов составят основу для дальнейшего сотрудничества между Казахстаном и ОБСЕ в вопросах совершенствования избирательного законодательства. Что касается вопроса о председательствовании Казахстана в ОБСЕ в 2009 году, Кристиан Штрохаль выразил свою поддержку в данном вопросе. - Не могли бы вы привести конкретные примеры, свидетельствующие об укреплении международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека. - Как я уже отмечал, осенью прошлого года при содействии ПРООН и кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы успешно запущена цифровая библиотека нашей комиссии. Она предоставляет населению бесплатную правовую информацию в сфере защиты прав человека. Тесно взаимодействуем и со многими другими международными организациями, в частности, с представительствами управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, Европейской комиссии, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также Центра ОБСЕ в Астане. Регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников госорганов, других организаций. Комиссия сотрудничает с национальными учреждениями по правам человека Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана и Украины. Сейчас устанавливаем более тесные контакты с аналогичными учреждениями стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии, США и Канады. Будем развивать сотрудничество в сфере прав человека и с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Казахстане. Мне хотелось бы отметить, что наша комиссия на протяжении последних лет активизировала работу по выстраиванию отношений с правозащитными НПО республики и международными организациями. Делается это в рамках обсуждения ключевых проблем в сфере прав человека и реализации совместных проектов с ПРООН в Казахстане, Центром ОБСЕ в Астане, представительствами Международной организации по миграции, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Еврокомиссии, а также национальными учреждениями по правам человека стран СНГ и Балтии. Позитивная оценка деятельности Комиссии по правам человека при президенте РК со стороны международных организаций способствовала обсуждению в Литве вопроса о создании аналогичной комиссии наряду с действующим институтом омбудсмена.
№ 210 (16358) от 14.11.2007 Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |