|
|
|
15.11.2007 Дорогого стоит интеллект
В условиях развития рыночных отношений основным действенным инструментом экономической политики государства становится самодостаточный механизм индустриально-инновационной деятельности субъектов рынка. В свою очередь для его выработки немаловажно совершенствование законодательства, в должной мере стимулирующего научно-исследовательскую работу, разработку новых идей, изобретений, иных объектов интеллектуального труда. Необходимо учитывать, что для полноценной работы научного сектора следует предусмотреть не только достаточное финансирование процесса по созданию научных разработок, но и меры, которые стимулировали бы создание научных разработок, позволяли пользоваться отечественным разработкам спросом на рынке. В конечном итоге это привело бы к активизации как субъектов научной мысли, так и субъектов бизнеса, способных инвестировать процесс создания научного продукта. На настоящий момент уже принят ряд нормативных документов, положения которых позволяют регулировать инновационные процессы, начавшиеся в нашей стране. Согласно Закону РК «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусмотрены основные направления государственной политики по поддержке инновационных процессов в стране — стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики, определение приоритетов инновационного развития, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, участие государства в создании и внедрении инноваций, продвижение отечественных инноваций на внешние рынки, трансферт технологий. Комитет по правам интеллектуальной собственности ведет анализ деятельности по созданию объектов интеллектуальной собственности, модернизации процессов, которые бы позволяли создать положительную среду для научно-технических разработок и ноу-хау, а также предоставлению полноценной защиты отечественных разработок в стране и за рубежом. Не случайно основным отраслевым документом развития системы интеллектуальной собственности в стране, соответствующей развитию научно-технологического и инновационного потенциала нашего государства, является Программа развития патентной системы РК на 2007—2011 годы. Это позволило поступательно решать вопросы, связанные с обеспечением роста инновационного производства, интенсивности работы по внедрению новых научных разработок в промышленность, трансферта высокотехнологических разработок, внедрению международного опыта, а также коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Уже реализованы первые задачи по совершенствованию нормативной базы путем внесения предложений в сфере использования объектов, в целях обеспечения национальной безопасности и развития военно-промышленного комплекса страны (секретные изобретения). Кроме того, комитетом подготовлены предложения по ратификации РК ряда международных договоров в сфере интеллектуальной собственности. Это Мадридский протокол, который улучшает перспективы подачи международных заявок отечественными заявителями на основе национальных заявок. Протоколом предусмотрена возможность преобразования международной регистрации в национальные или региональные заявки в случае прекращения действия базовой заявки. Участие Казахстана в Протоколе повлечет за собой увеличение количества международных заявок из стран, которые из-за специфики национальных законодательств не имели возможности подачи заявок по системе Мадридского соглашения, таких как США, Япония, Финляндия. Во-вторых, это УПОВ (Международный союз по охране новых сортов растений), присоединение к которому предоставит возможность выхода отечественных селекционеров на международный рынок. С принятием Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности» проведена модернизация процедуры патентования объектов промышленной собственности путем отказа от предварительного патента и введению принципиально нового вида охранного документа — инновационного патента. Это позволяет в достаточной мере либерализовать понятие «объект изобретения» в соответствии с положениями Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. При этом правовая охрана изобретения осуществляется путем подачи заявки на инновационный патент или патент на альтернативной основе, с возможностью взаимного преобразования. Эти меры стали средством подготовки выхода отечественной продукции на глобальные рынки, защиты экспорта и страхования рисков инноваций международного масштаба, а также защиты интересов национальных заявителей, охраны национальной интеллектуальной собственности. Теперь необходимо решить задачи по дальнейшему развитию национальной инновационной системы. При этом нужен глубокий анализ развития глобальной индустриально-инновационной системы, который бы позволял определить приоритетные отрасли научной мысли, а также дальнейшего экономического развития промышленной отрасли. Одним из таких перспективных направлений должна стать коммерциализация результатов научной деятельности. Это послужит созданию условий для широкого применения результатов инновационной деятельности, активизации рынка высокотехнологичных товаров, стимулированию деятельности субъектов рынка. В настоящее время, благодаря работе фонда устойчивого развития «Казына», Национального инновационного фонда, в республике широко внедряется система венчурного финансирования результатов интеллектуальной собственности, нематериальных активов. Однако необходим комплекс мер, которые бы урегулировали отношения между непосредственными участниками деятельности в сфере инноваций. Сейчас нужен совершенный механизм по использованию интеллектуальной собственности в коммерческих целях, что в конечном итоге будет выгодно не только субъекту бизнеса, но и государству. Ведь в условиях финансирования государством научной деятельности накопилось достаточное количество ценных научных разработок, которые просто необходимо вывести в рынок. В этих целях планируется открытие Центра коммерциализации и маркетинга объектов интеллектуальной собственности, который не только позволит осуществлять патентно-информационный поиск наиболее востребованных отечественных разработок, но и будет способствовать их адаптации к условиям рынка, выводу отечественного изобретателя на международный рынок. При этом большое внимание будет уделяться патентованию отечественных товаров за рубежом, оценке нематериальных активов, патентному страхованию. Патентование объектов промышленной собственности за рубежом является основой юридического обеспечения экспорта товаров и продажи лицензий за рубеж. Правовая охрана за рубежом препятствует несанкционированному производству аналогичной продукции в стране патентования, затрудняет конкурентам проведение научных исследований и разработок в определенной области техники. Необходимо осуществлять комплексную защиту экспортной продукции или услуг, обеспечивая их охрану как патентами, так и товарными знаками, обозначающими эту продукцию или услуги. В условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальной собственности может обеспечить фирме достаточно прочные и высокие монопольные барьеры, позволяющие получать стабильные доходы на рынке в долгосрочном периоде. Технологии оценки объектов интеллектуальной собственности позволяют не только определить ценность этого ресурса для собственника, но и представить его рыночную стоимость, уровень востребованности интеллектуальной собственности на рынке, а следовательно и дальнейшую стратегию владельца по реализации и внедрению интеллектуальной собственности.
Марат АЙКЕНОВ, председатель Комитета по правам интеллектуальной собственности МЮ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |