|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
15.11.2007 Таможенный спрут.
Есть в народе примета такая: пришла осень - жди пробок на границе, заодно и повышения цен на китайский ширпотреб. И действительно, все прекрасно знают, что с сентября по декабрь ежегодно на всех постах казахстанско-китайской границы наблюдается ажиотаж. Особенно на самом большом переходе - посту «Коргас». Как обычно в это время, предприниматели обвиняют во всех грехах тамо-женников, закрывающих перед их носом шлагбаум, а сами фискалы пальцем показывают на недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, грешащих контрабандой, перегрузом или каким-нибудь другим изъяном. Помнится, даже известное громкое «коргасское» уголовное дело двухлетней давности началось именно в осенний период. Нынешняя осень не стала изменять этой «доброй» традиции. Только в этот раз мы наблюдаем весьма занятную картину. Впервые в истории современного Казахстана отечественные таможенники не только признаются в коррупции, процветающей в их системе, но и начинают действовать по наведению порядка в собственных рядах, пытаются искоренить поголовное мздоимство. Как теперь известно, в нынешнем очередном бардаке на приграничных постах виноват закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам упрощения таможенных и налоговых процедур», вступивший в силу в конце этого лета. Помнится, что этот нормативный акт принес с собой не только головную боль в виде обязательного предоставления экспортной декларации, но и введение новой таможенной ставки 0,6 евро за килограмм декларируемого груза. Именно эта норма стала причиной очередных «непоняток», возникших между мафией и государственным ведомством, именуемым Комитетом таможенного контроля. Почему «мафия», да потому что членами организованных преступ-ных группировок стали не только братки, но и государственные служащие из различных структур, базирующихся как на границе, так и в столице страны. Чтобы читатель разобрался в сути проблемы, объясним более подробно. Вопрос стоит прежде всего в оформлении груза по новой схеме, предлагаемой таможней, процесс растаможки становится более доступным для всех граждан и, самое главное, легальным и быстрым. Отсекаются посредники между фискалами и предпринимателями. Именно посредническое звено в народе прозвали «толкачами» и «кубовщиками». А они свои услуги рассчитывают по кубомет-рам загруженного ширпотреба. У каждого такого дельца есть свои люди среди таможенников, инспекторов дорожной полиции, среди представителей транспортного контроля, финансовой полиции и даже КНБ. Все они именуются крышами, как и братки, которые отвечают за сохранность груза. Но никто из них не сравнится с реальным покровителем из числа высокопоставленных чиновников. Как утверждают сами таможенники и предприниматели, у каждого грузовика есть свой покровитель. Заинтересованность всех и во всем, что связано с китайским импортом, заключается непосредственно в финансовой выгоде для каждого участника такой внешнеэкономической деятельности. Ежедневный теневой оборот только с поста «Коргас» составляет не меньше миллиона долларов США. Просчитаем, как по отлаженной схеме получаются миллионы черного нала. Кубовщики в среднем заряжают 400 долларов с одного куба товаров, один тягач тянет на 80 кубов, это 32 000 долларов. Из этой суммы порядка 10 тысяч долларов идут в виде официальной таможенной пошлины. Отнимем еще 5 тысяч на транспортные расходы и оплату услуг СВХ, получается чистый навар около 17 тысяч долларов, который растекается по карманам толкачей, кубовщиков, крышующих таможенников, транспортных инспекторов, прокурорских сотрудников, силовиков, других теневых участников, в том числе и более высокопоставленных покровителей. Это расчет только с одного фургона. А в среднем через пост «Коргас» проходит 130-150 машин. Как видите, выходит даже больше двух миллионов в день! Теперь понятно, почему была столь высокая ставка на должность начальника поста «Коргас» - 500 000 долларов США должен был выложить претендент на эту долж-ность прежнему руководству республиканской таможни. Существовали и другие условия в виде одного года работы, и затем добровольный рапорт о переводе на другую должность в другом регионе страны. Обо всем этом и другом откровенно рассказал журналистам зампредседателя Комитета таможенного контроля Сержан Дуйсебаев. Он вместе со всей пишущей и снимающей братией отправился в конце прошлой недели на казахстанско-китайскую границу, чтобы продемонстрировать наглядно ситуацию на посту «Коргас». По дороге господин Дуйсебаев поведал журналистам об операции «Челноки», которая проводилась в том регионе несколько месяцев назад. Результаты были ошелом-ляющими. Были раскрыты схемы работы тех самых «толкачей» и «кубовщиков». «Толкачи» действуют по-разному, но излюбленный их ход заключается в следующем: чтобы уходить от таможенных пошлин, они нанимают группу из числа местных жителей. Перевозят их через границу как шоп-туристов, дают каждому из них от 700 до 2000 тенге на обед, а вечером их обратно переправляют на казахстанскую сторону. За это время на документы таких «гурманов» толкачи оформ-ляют по нескольку тонн товаров. По статистике таможенников порой выходило, что объем какого-нибудь приграничного «бизнесмена» составляет тысячи тонн ширпотреба. Иногда бывает, что едет с китайской стороны обычный автобус, но весь затонированный. Через передние окна видны только передние сидения, на которых сидят два-три статиста, а остальных сидений попросту нет, вместо них под завязку все забито либо шмотками, либо фруктами. Естественно, такой транспорт фиксируется на границе как пассажирский и, конечно, не без помощи пограничников, таможенников и транспортников. Но вдруг, как в волшебной сказке, все представители государственных органов прозрели, стали видеть, как те самые посредники, имеющие доступ к посту (а ведь обычный смертный никак не попадет на «Коргас», если у него нет китайской визы или специального пропуска - это же пограничная зона и перед постом стоят аж три «колючки»), так и шустрят и провозят запрещенным способом товары народного потребления. Возмутившись такому беспределу, все разом согласились и закрыли шлагбаум, ссылаясь теперь на букву закона. От чего, оказывается, и образовалась пробка. Плюс к этому сами толкачи и кубовщики отказываются возить товар, саботируя нововведения в законодательство по 0,6 евро за килограмм. В результате по всей казахстанско-китайской границе накопилось до тысячи фур, набитых новой модной зимней и осенней одеждой. Новая таможенная ставка позволяет растаможить товар быстро и почти вдвое дешевле, причем легально. Одна фура обходилась бы хозяину груза в среднем 15-17 тысяч долларов, - клятвенно заверяют таможенники. Все это лицезрела наша группа из журналистов, таможенного начальства из Астаны и представителей предпринимательских организаций. Последние выступали в роли парламентеров, пытающихся вытащить с «Коргаса» грузы своих протеже. Однако наблюдается такая картина - небольшое количество фургонов стоит в накопителе поста. Это те машины, которые стоят с перегрузом, их не пропускает транспортный контроль, так как по постановлению правительства допустимый вес машин до 44 тонн. Такая норма существует уже пятый год. На вопрос, почему же тогда с китайской стороны идут почти все машины с лишним весом, представители Минтранскома ответили, что КНР допускает до 55 тонн. Но если данная норма введена еще не- сколько лет назад, то почему предприниматели перегружают транспорт и продолжают нарушать закон? Отвечают что-то невнятное. Ясно же, что на подобные нарушения транспортный контроль за- крывал глаза, не бесплатно конечно. Это подтверждают и сами предприниматели, не раз перевозившие товар через границу. Так что перегруз, пожалуй, является основной причиной, почему казахстанские перевозчики не заезжают на казахстанскую сторону. Огромное скопище машин образовалось по ту сторону забора - все из них прекрасно понимают, что с лишними тоннами им не проехать и дальше шлагбаума. Транспортники уперлись и даже не разрешают таможенникам произвести оформ-ление и проехать на близлежащие СВХ, где предприниматели могли бы поделить свой груз на две машины и вывезти. Тыча в закон, транспортные инспекторы запрещают даже проехать несколько сот метров, хотя до определенного момента забывали про свои инструкции. Ведь до этого времени перегруженные фуры спокойно миновали все шлагбаумы. Заметим, что все проблемы связаны именно с ТНП, а стройматериалы и техника проходят беспрепятственно. Впрочем, как бы критично ни относиться ко всем действиям таможни, действительно наблюдается прогресс. Это и та самая ставка 0,6 евро, и введение электронных пломб и сейф-пакетов. Все это на самом деле снижает уровень коррупции и уменьшает соблазн нагреть руки. Плюс ко всему этому в структуре фискального органа формируются региональные отделы оперативного реагирования. А 15 ноября планируется выход в свет постановления правительства о координации действий всех госорганов на границе, по которому все службы должны будут подчиняться таможенному органу. Думается, это позволит ликвидировать пробки на постах. Но вот с мафией, думается, самой таможне не справиться. Даже если у нового руководства есть огромное желание. Достаточно вспомнить то самое «коргасское» дело. Тогда ведь КНБ в принципе успешно разоблачил всех оборотней и довел дело до суда. Но, как известно, многие из членов той мафии избежали серьезного наказания. Кстати, это дело в КНБ курировал не кто иной, как господин Карбузов. Теперь он сам возглавляет одну из самых коррумпированных структур. Заметим, что такое утверждение признал и сам суд. Есть одно очень интересное частное определение суда, по которому выходит, что в свое время обо всех этих мафиозных делах был в курсе прежний руководитель таможни, который ныне возглавляет одно из министерств. Ему об этом докладывал начальник управления внутренней безопасности таможни некий Куставлетов. Но вместо действенных мер тот руководитель поступил наоборот и уволил самого начальника УВБ. Впрочем, это уже совсем другая история…
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |