|
|
|
20.11.2007 Судам вредит излишняя централизация
Изменения и дополнения, внесенные в Основной закон страны, затронули и судебную систему. Хотя они коснулись лишь некоторых положений Конституции, сама концепция конституционной реформы обязывает Верховный суд по-новому взглянуть на правовые нормы, регламентирующие судоустройство и судопроизводство. Напомним, для подготовки предложений по изменению законодательных актов было создано несколько рабочих групп. Автор этих строк был включен в группу по разработке проекта изменений и дополнений в действующее гражданское процессуальное законодательство. Проект закона неоднократно обсуждался в Верховном суде, направлялся в областные и приравненные к ним суды, о нем положительно отозвались международные организации. Однако широкая юридическая общественность с проектом не знакома, поэтому, думается, необходимо рассказать об основных его идеях, которые условно можно разделить на три группы. Первая — нормы, направленные на децентрализацию и оптимизацию судебной власти. Вторая — положения, усиливающие роль апелляционной инстанции. Третья — новеллы, направленные на искоренение коррупции и волокиты с рассмотрением судебных дел. Одним из важных положений конституционной реформы является передача ряда властных положений от Президента республики Парламенту. В свете указанных изменений отчетливо проявляется излишняя централизация судебной власти. Громоздкость и многоступенчатость судебной системы страны неоднократно подвергалась критике. Сегодня у нас существуют восемь судебных инстанций. Это районные, областные и приравненные к ним суды, апелляционная и надзорная инстанции областных судов, Верховный суд, апелляционная и надзорная инстанции, пленарное заседание Верховного суда. Проектом предусмотрено сокращение этих инстанций почти вдвое, в результате судебная система будет выглядеть в следующем порядке. Районные и приравненные к ним суды — первая инстанция. Областные и приравненные к ним суды — апелляционная и кассационная инстанции. Верховный суд — суд надзорной инстанции, пленарное заседание. Таким образом, из компетенции Верховного и областных судов изымается рассмотрение дел по первой инстанции, и эти полномочия передаются районным судам. В областных судах ликвидируется надзорная инстанция, а в Верховном — апелляционная. Передача процессуальных полномочий по рассмотрению гражданских дел по первой инстанции от Верховного и областных судов районным судам производилась и ранее. Данный проект должен завершить начатый процесс. К такому решению Верховный суд пришел, существенно укрепив организационную и материально-техническую базу районных судов. Во всех областных центрах, в Астане и Алматы образованы специализированные межрайонные экономические суды, а также районные суды, специализирующиеся на рассмотрении остальных категорий гражданских дел. В столице, к примеру, функционируют три специализированных суда по рассмотрению гражданских дел, а недавно образован ювенальный суд по рассмотрению гражданских дел, касающихся несовершеннолетних. С учетом европейских и мировых стандартов усиливается роль апелляционной инстанции, которая остается только в областном суде. Апелляционная жалоба рассматривается единолично судьей областного суда по правилам первой инстанции. Ему запрещается возвращать дело на новое рассмотрение. Единоличное рассмотрение дела в апелляционной инстанции направлено на обеспечение подлинной независимости судьи при принятии решения. Повышение ответственности судьи апелляционной инстанции за правильное разрешение дела достигается тем, что на его решение об оставлении без изменения либо об отмене или изменении решения районного суда может быть подана кассационная жалоба, а статистика будет учитывать персональный брак служителя Фемиды. Подача апелляционной жалобы не требует обязательной уплаты государственной пошлины, тем самым расширяется доступ к правосудию. Более того, лицам, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно подать апелляционную жалобу, предоставляется право ходатайствовать о восстановлении срока на обжалование в течение шести месяцев со дня вынесения решения. Институт апелляции введен в Казахстане в 2001 году и, несомненно, дал свои положительные результаты. Если раньше практиковалось бесконечное направление дел на новое судебное рассмотрение, то сейчас более половины решений отменяется с принятием нового решения, но и это достаточно много, поскольку те недостатки, на которые указывает областной суд при направлении дела на новое рассмотрение, он мог устранить сам при правильной организации работы. Основным недостатком нынешнего порядка рассмотрения апелляционных жалоб является то обстоятельство, что судья-докладчик связан с работой апелляционной коллегии, которая на одном заседании рассматривает до ста апелляционных жалоб и протестов. Ряд областных судов при обсуждении предложенной модели апелляции высказали мнение, что нововведение парализует их деятельность. Однако мы считаем, что эти опасения беспочвенны, поскольку, так же как и районные суды, областные значительно укреплены в организационном и в материально-техническом плане. Кроме того, упразднение в областных судах первой и надзорной инстанций намного сократит документооборот и позволит областному суду сосредоточиться на апелляции. Кассационная инстанция в составе не менее трех судей областных судов в отличие от апелляционной рассматривает жалобу только по имеющимся в деле материалам. Запрещается предоставление новых доказательств, за исключением случаев, когда доказательства были предъявлены судье первой или апелляционной инстанции, однако они были немотивированно отвергнуты. Кассационная инстанция вводится в областном суде вместо надзорной. Она призвана устранять ошибки, допущенные судьей апелляционной инстанции. Кассационная жалоба, в отличие от надзорной, подается только на решение судьи апелляционной инстанции. Сегодня надзорная жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения решения, а кассационная — только в течение 15 суток со дня вынесения апелляционного решения. К тому же кассационная жалоба облагается государственной пошлиной. Таким образом, кассационная инстанция является более скорым судом по сравнению с надзорной инстанцией областного суда, тем самым принятие окончательных решений на уровне местных судов значительно сокращается. В первой, апелляционной, кассационной инстанциях и в Верховном суде проектом предусмотрено автоматическое компьютерное распределение судьям жалоб и заявлений, исключающее субъективизм при распределении дел. Во всех судебных инстанциях планируется представление отзывов на жалобу, заявление, протест, что отвечает конституционному принципу состязательности процесса. Отзыв должен быть предоставлен заблаговременно, чтобы участники процесса могли ознакомиться с его содержанием до начала заседания. Статус нынешних «возражений» процессуально никак не урегулирован, поэтому мнение другой стороны порой вообще не учитывается, особенно в том случае, если она не присутствует при апелляционном, кассационном либо надзорном рассмотрении дела. В проекте дано понятие надлежащего извещения о предстоящем слушании дела, отсутствие которого сегодня приводит к произвольному толкованию указанного термина. Проект вновь возвращается к ранее существовавшему принципу непрерывности судебного процесса. Вводятся новые нормы, обязывающие судью завершить начатое дело вынесением решения. Запрещается рассмотрение в перерыве других дел. Подробно регламентирован порядок рассмотрения заявлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Постановление о возобновлении производства по делу по этим основаниям подлежит обжалованию и опротестованию, что позволит исключить случаи злоупотребления данным институтом, которые, к сожалению, получили распространение особенно в последние годы. Внесены изменения в порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции Верховного суда, куда подается не надзорная жалоба, а ходатайство о возбуждении надзорного производства. Это связано с тем, что если обжалование судебного акта влечет обязательное рассмотрение апелляционной или кассационной жалобы по существу непосредственно в судебной инстанции, то подача ходатайства связана с предварительным рассмотрением вопроса о наличии или отсутствии основания для возбуждения надзорного производства. Введены дополнительные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения представлений и протестов на пленарном заседании Верховного суда, отсутствие которых порождает много вопросов. Таковы контуры проекта изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс, разработанные в Верховном суде и направленные в Министерство юстиции.
Сансызбек РАИМБАЕВ, судья Верховного суда РК г. Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |