|
|
|
20.11.2007 Трансформация фундаментальных ценностей ОБСЕ: политика двойных стандартов
Бокаев С.О. докторант политологии
Материал готовился в США для зарубежного издания и поэтому многие факты казахстанской политической действительности не были отражены из этических соображений автора. Как говориться «ссору из избы выносить не красиво», так же как и подрывать авторитет страны. Некоторые американские издатели не согласились с моей критикой в адрес ОБСЕ, так как считают эту организацию главным институтом развития демократии. Однако такая гипотеза и ее обоснование очень заинтересовали исследователей Колумбийского Института, которые взяли ее для предстоящей международной конференции. Данная статья готовилась согласно требованиям западной политологической школы: выдвигаемая гипотеза, актуальность проблемы, методология, индикаторы замера, выводы.
Выборы как концентрированное выражение воли народа вместе с тем являются отправной точкой формирования не только власти и властных отношений, но и внешнеполитического курса страны. Геополитические притязания за возможность влиять на региональную политику, распределение ресурсов и в целом контролировать независимые государства приобрели особое значение в условиях все более глобализирующего мира. В этой связи субъекты международного права иначе взглянули на выборные процессы на территории бывших советских стран и особенно в Центральной Азии, которая за последнее десятилетие стала своеобразным полем битвы двух гигантов и их коалиций. В этой статье автор пытается раскрыть и показать наличие серьезных расхождений между провозглашаемыми целями международных институтов и их реальной миссией в Центрально-Азиатском регионе. В частности речь пойдет об Организации Безопасности и Сотрудничестве Европы (ОБСЕ). Гипотеза, которая выдвигается во главу угла, раскрываемой проблематики имеет сложную структуру. Во-первых, требуется доказать, что вышеназванный институт защищает интересы лишь стран участниц или же стран учредительниц этой организации, а не идеи демократии, свободы и толерантности, как прописано в уставах и целях этого института. Во-вторых, то, что выборные процессы стали для нее инструментом воздействия и выгодной разменной монетой в большой политической игре. Данный подход при освещении проблемы именно с этой позиции не вызывает сомнения в ее актуальности по следующим причинам. Такой коммерческий подход со стороны ОБСЕ приводит к потере авторитета и уважения в глазах мировой общественности в свете неприкрытой деятельности по отстаиванию геополитических интересов, что закономерно может привести либо к ее ослабеванию и последующей реформации, либо к активизации других институтов противоположного полюса, в частности ШОС и СНГ. Что и наблюдается в последнее время. Методологической базой в данной статье выступают: контент-анализ заявлений и выступлений руководителей и официальных представителей этих организаций в СМИ; сравнительный анализ, посредством которого предстоит понять и отделить желаемое от действительного; а также институциональный анализ, который необходим при сопоставлении этих институтов. Выборы в современных странах являются средством легитимации своих прав на осуществление властных полномочий. В этой связи поддержка того или иного курса международными центрами, которые осуществляют наблюдение за демократическими преобразованиями в мире, является важным условием для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися. Иными словами одним из критериев построения имиджа страны на международном уровне являются выводы ОБСЕ, внутри же страны результаты независимых наблюдателей выступают, как средство подтверждения официальных результатов голосования вне зависимости от того были они фальсифицированы или нет и соответственно правом на осуществление властных полномочий. В последние годы главными действующими лицами на выборах в Центральной Азии стали не кандидаты и партии, не электорат и даже не Центризбирком, а зарубежные наблюдатели от ОБСЕ, которые в необозримых количествах прибывали в страны «неразвитой демократии» и осуществляли глаз за надлежащим проведением выборов. Однако недостаточно ощупывания бюллетеней и тридцатиминутного присутствия на избирательных участках, чтобы вынести свой вердикт в отношении справедливости и прозрачности выборов. Это уже говорит об отсутствии четкой методологии в системе оценок, так как за бортом остаются вопросы явки и подтасовки, как основные нарушения в ходе избирательного процесса. Или же данный подход предусматривает предопределенный характер результатов независимых наблюдателей, а их присутствие является лишь видимой формальностью давно решенного вопроса. Наличие политики двойных стандартов в деятельности ОБСЕ также подтверждают и заявления некоторых высокопоставленных чиновников, одним из которых является глава МИД РФ Сергей Лавров. В частности он назвал противоправными попытки превратить ОБСЕ в инструмент воздействия на внутреннюю и внешнюю политику государств. "ОБСЕ создана на началах суверенного равенства государств. Порывать эти начала и превращать ОБСЕ в инструмент воздействия на внешнюю и внутреннюю политику противоправно и противоречит всем тем обязательствам, которые мы брали, когда создавали ОБСЕ", — сказал глава российского МИД, общаясь с российскими журналистами. Он пояснил, что баланс сотрудничества на основе равноправного учета интересов в области безопасности, экономики и гуманитарной сфере нарушен. Экономика и безопасность в ОБСЕ сейчас "падчерицы", а все острие гуманитарной деятельности ОБСЕ сосредоточено на предвыборном и выборном мониторинге, причем только на постсоветском пространстве. /1 Интересны также позиции С. Дустова - эксперта по Центральной Азии «не думаю, что результаты выборов в Казахстане могут стать главным или решающим вопросом при обсуждении проекта ОБСЕ-2009. Практика показывает, что европейцы последнего десятилетия, это не те европейцы, для которых были важны общечеловеческие ценности, и сейчас для них не особо важны демократический курс правительств стран и соблюдаются ли там права человека. Мы видим, что зачастую европейцы сотрудничают с авторитарными режимами, и, более того, лидеры таких стран четко осознают, чего от них хотят в Европе, особенно в ОБСЕ». /2 Постоянный представитель России в ОБСЕ Алексей Бородавкин, - «не для кого не секрет, что в ОБСЕ одно или группа государств, как бы узурпировали право выносить приговоры, политически поучать другие государства, как им жить, как строить свою внутреннюю политику, как им продвигать демократию и так далее. /3 В качестве рассматриваемых объектов на предмет теста выдвинутой гипотезы приводятся два наиболее демократических государства Центральной Азии: Казахстан и Кыргызстан. Стоит сразу заметить, что в первом интересы Запада концентрируются вокруг нефтедобывающей отрасли, а во втором исключительно из соображений геополитического присутствия и преобладания. Иначе говоря, в статье, под микроскопом контент - анализа прослеживаются именно эти взаимосвязи и потому они могут выступать в качестве подтверждения выдвинутой гипотезы.
Кыргызстан
Как было уже сказано вначале статьи, накал страстей вокруг легитимности выборов, их провозглашения и угодной интерпретации для большой политики, выходящей за пределы границ государства, порождает активизацию международных институтов, представляющих два разных лагеря. Такое биполярное разделение наблюдателей по вопросам соблюдения международных стандартов в избирательном процессе говорит лишь об интересах, представляемых этими наблюдателями. Посмотрим проведенный контент отбор наглядно в таблице №1 по проведенному в Кыргызстане референдуму.
Вывод: Таким образом, мы наглядно просмотрели позиции обеих сторон, которые расходятся в оценке прозрачности и толерантности проведенного референдума в Кыргызстане. Четкая разграничительная полоса, выявленная в вышеприведенной таблице, свидетельствует о том, что кыргызстанский маятник покачнулся в сторону Москвы. Запад в свою очередь пытается призвать Бишкек к демократическим ценностям и орудием в данном нажиме выступает ОБСЕ. Это говорит о том, что по определенным вопросам стратегического характера власти Кыргызстана и США не пришли к общему знаменателю. Следовательно, политический торг в цепочке - честные и прозрачные выборы в Кыргызстане, как официальная позиция Запада в обмен на политическую лояльность и предсказуемость Бишкека не удался.
Казахстан
В отличие от Кыргызстана мятник Астаны, как приоритет внешнеполитической доктрины создан из более гибкого материала. Иными словами многовекторная политика официальной Астаны не позволяют исследователям однозначно утверждать касательно приоритетов страны на международном уровне. В рамках исследования Казахстан и ОБСЕ в данном разделе нам удастся посмотреть не только процесс политического торга, но и трансформацию последнего в экономический, а точнее топливно-энергетический сектор. Пара раундов переговоров, пока не увенчавшихся успехом все же имеют тенденцию к ее улучшению. Проанализируем официальные заявления в СМИ в их хронологической последовательности для того, чтобы выявить общий тренд направленности международных отношений и приоритетности их направлений.
1) Заключение ОБСЕ Заключение миссии наблюдателей ОБСЕ за парламентскими выборами в Казахстане носит "больше позитивный, чем негативный характер", заявил на пресс-конференции в воскресенье представитель миссии Консилио Ди Нино. "Мы видим прогресс", - отметил наблюдатель. В то же время, по его словам, выводы носят предварительный характер, отчет будет готовиться. "Мы пока сдерживаемся давать окончательные выводы", - отметил он. /4
В данном информационном сообщении очень интересным для анализа является позиция ОБСЕ. Казалось бы ответ должен быть краток, либо выборы отвечают международным стандартам либо нет. Но когда официальный представитель миссии заявляет, что выводы носят предварительный характер, а окончательные выводы миссия давать сдерживается, - это наводит на определенные мысли. Следовательно, миссия является лишь видимой верхушкой айсберга, а весь подводный ее массив реализуется в штаб-квартире ОБСЕ сквозь призму интересов Запада в данном регионе. В свою очередь Республика Казахстан уверенно вошедшая в мировое сообщество и получившая со стороны последней признание за высокий уровень дипломатических отношений и реализацию активных международных инициатив не может смириться с тем, что ее кандидатура не получает председательство в ОБСЕ исключительно по политическим мотивам. В связи с этим Казахстан предпринимает свои решительные шаги и как нефтяная держава использует свои рычаги для реализации ранее поставленных амбициозных целей. В частности, Казахстан подготовил законодательную базу, согласно которой правительство в праве прекращать или пересматривать принятые соглашения по освоению ресурсов страны. Первой под горячую руку попала итальянская компания ENI, которая всячески нарушала соглашения по реализации северо-каспийского нефтяного проекта Кашаган. Сразу же после этого в Казахстан прибыл Премьер-министр Италии Романо Проди. В ходе визита Проди встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, принял участие в бизнес-форуме казахстанских и итальянских предпринимателей. /5 Уже на следующий день Премьер-министр Романо Проди заявляет, что Италия подержит кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году. /6 Месяцем позже 5 ноября с официальным визитом в США прибывает госсекретарь Республики Казахстан Канат Саудабаев. По информации представителя МИД, основными вопросами на повестке дня визита были развитие экономического и энергетического сотрудничества, взаимодействие в сфере безопасности в контексте дальнейшего расширения казахстанско-американского стратегического партнерства, вопросы председательства РК в ОБСЕ в 2009 году. Уже 9 ноября представители политического истеблишмента США заявляют, что заинтересованы в достижении Казахстаном председательства в ОБСЕ. В частности в пресс-релизе отмечено, что "в ходе переговоров состоялось обсуждение всего спектра сотрудничества между двумя странами, а также ряда актуальных международных проблем. Было отмечено поступательное развитие двусторонних отношений, которое охватывает сотрудничество в сфере безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, энергетики, торговли и инвестиций, а также диалог в сфере политической либерализации", - отмечается в сообщении пресс-службы. /7 Очень интересным для текстового анализа является постоянное присутствие в ходе переговоров между США и РК вопросов энергетического и политического характера. Эти вопросы не просто идут рука об руку, они являются основой сотрудничества между Казахстаном и Западом, одновременно выступая в роли системы сдержек и противовесов. Если бы у Казахстана не было нефти, то в качестве торга неминуемо выступила бы геополитика, как и с Кыргызстаном.
Заключение Таким образом, мы провели анализ информационных сообщений в СМИ и получили неоднозначные ответы на поставленные вопросы. Политика двойных стандартов как результат трансформации фундаментальных ценностей в прикладную область реализации экономических и политических проектов стала фактором усиления биполярных тенденций в мире. В современном мире волеизъявление граждан на выборах является исходным условием легитимности власти, непрерывности, сменяемости и ее преемственности в жизнедеятельности государственных институтов. Поэтому безусловное соблюдение правовых принципов организации и проведения выборов является не предметом имитации мировому сообществу или же ее отдельной части, а базовой ценностью, которой обладает народ. Практика проведения выборов на постсоветском пространстве показала во-первых, отсутствие целостной и независимой от государства системы наблюдения за выборами, а во-вторых, срастание аналогичной международной системы с интересами господствующих субъектов международного права: правительствами, корпорациями и другими бизнес - сообществами. И самое главное, стоит ли распыляться и растрачиваться на ненужную никому идею - председательство в ОБСЕ, в то время как страна переживает не лучшие времена в экономике и социальной сфере. Выборы же у нас не проводятся в условиях честности и прозрачности, а изменится ли ситуация в избирательной практике в лучшую сторону после того, как Казахстан станет председательствующим в ОБСЕ. Не оспорим также тот факт, что председательство Казахстана в ОБСЕ на самом деле может улучшить имидж страны, что позволит мировой общественности иначе взглянуть на Центрально-азиатскую республику, уже однажды прославленную несостоявшимся комиком.
Список использованных источников
1. http://news.mail.ru/politics/1258624/ 2. http://news.mail.ru/politics/1409954/ 3. http://news.mail.ru/politics/1309600/ 4. http://www.rian.ru/politics/cis/20070819/72362491.html 5. http://www.gazeta.ru/news/lastnews/2007/10/07/n_1126209.shtml 6. http://www.kz-today.kz/index.php?lang=rus&uin=1133168904&chapter=1153427370 7. http://www.zonakz.net/articles/20019
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |