|
|
|
22.11.2007 Закупать нужно правильно
Нарушения законодательства "О государственных закупках" считаются одними из самых распространенных в деятельности государственных учреждений. О проблемах и новшествах в этой системе рассказывает начальник отдела по государственным закупкам управления финансового контроля и государственных закупок по городу Алматы Бахытжан БУГЕМБАЕВ
- Объясните, пожалуйста, принципы государственных закупок. Так ли нам нужны все эти конкурсы? - Инициатором государственных закупок товаров, работ и услуг на основе конкурсов является Всемирный банк развития. В странах СНГ одним из первых закон о государственных закупках был разработан в России, а с 1998 года первым в Центральной Азии стал действовать и в Казахстане. Главная цель ведения закупок путем конкурсов направлена на поддержку деятельности предпринимателей, особенно отечественных товаропроизводителей. Правовое регулирование процесса государственных закупок основывается на принципах оптимального и эффективного расходования используемых для закупки денег, предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в нем, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков и гласности этого процесса. Система государственных закупок не только стимулирует формирование единого конкурентного пространства в стране, но и способствует росту конкурентоспособности на внешних рынках. Конкурсная система закупок потенциально несет большие выгоды, экономя бюджет на всех уровнях. Торги должны быть прозрачными и гарантировать всем участникам равные условия. Для достижения прозрачности торгов во всем мире применяются сходные принципы: эффективная система извещения, публичное вскрытие конвертов с заявками, стандартизованные критерии оценки, а также широкая публикация результатов всех конкурсов. Правила организации поставок товаров и услуг для государственных нужд во многом определяют экономическое развитие страны. Госзаказ с его крупными суммами контрактов выступает естественным механизмом регулирования конкуренции на рынке и своевременного выявления коррупции в государственных органах. Наше управление занимается тем, что проверяет законность и обоснованность проведения государственных закупок в государственных учреждениях и у хозяйствующих субъектов города Алматы. - И как часто нарушается Закон "О государственных закупках"? - За 10 месяцев этого года управлением финансового контроля и государственных закупок было проведено более 300 проверок у организаторов конкурса на сумму более 334 млрд. тенге. По результатам конкурсов отменено более 60 решений конкурсной комиссии. Ряд должностных лиц конкурсной комиссии, в том числе председатели комиссии были привлечены к административной ответственности за допущенные нарушения законодательства о государственных закупках. Я хочу отметить, что множество нарушений законодательства допускается конкурсными комиссиями из-за неправильного применения норм действующего законодательства. Руководители организаторов конкурса ссылаются на отсутствие квалифицированных юристов в учреждениях и на предприятиях, текучесть кадров. Но ведь это не повод нарушать закон! Государственные закупки по действующему законодательству осуществляются с 2002 года, однако до сих пор организаторы конкурсов допускают одни и те же нарушения. - Например? - Например, при организации и проведении конкурсов на общих основаниях конкурсная комиссия ошибочно и необоснованно допустила к участию в конкурсе субъекты малого предпринимательства и организацию общественных формирований инвалидов. Они предоставили им предусмотренные законом льготы, тогда как на льготных основаниях последние могут участвовать только в специальных конкурсах. Более того, следует отметить, что на такой конкурс допускается только указанная категория потенциальных поставщиков и только на этих конкурсах им предоставляются предусмотренные законодательством льготы. Или, например, Государственный музей искусств имени Кастеева объявил конкурс по госзакупкам услуг по разработке проектно-сметной документации и проведению госэкспертизы для капитального ремонта музея. В конкурсе участвовало трое потенциальных поставщиков. По результатам проверки выявились нарушения у победителя конкурса. Несмотря на заложенные требования, у него отсутствовала лицензия на проектирование электрических и гидравлических лифтов. Скорее всего, такого рода нарушения комиссией были сделаны по незнанию. Но на основании нашего предписания итоги конкурса были отменены, а председатель комиссии привлечен к административной ответственности. В связи с этим и предлагается руководителям объектов, связанных с государственными закупками, систематически совершенствовать знания подчиненных специалистов. Ведь обоснованность проведения конкурсов, своевременное заключение договоров о государственных закупках и их оперативное, а также качественное исполнение в конечном итоге отражаются и влияют на эффективность использования выделенных бюджетных средств. - Насколько я знаю, с нового года в законодательных актах о госзакупках появятся какие-то изменения? - С 1 января 2008 года вступает в силу новый Закон РК "О государственных закупках". Сейчас рабочей комиссией при правительстве разрабатывается подзаконный акт "Правила организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг". Там предусмотрены существенные изменения по способам и механизму осуществления государственных закупок. Поэтому руководителям организаторов конкурса нужно более внимательно отнестись к подбору квалифицированных кадров, чтобы в дальнейшем законно и обоснованно проводить государственные закупки. - Но ведь изучение и правильное применение норм нового законодательства требуют дополнительного времени? - Для облегчения этой важной задачи на базе Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов организована постоянная и систематическая учеба слушателей по совершенствованию знаний бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках. Руководителям учреждений и предприятий следует воспользоваться этими услугами и периодически направлять специалистов на учебу. Также в компетенцию центрального уполномоченного органа входит дача разъяснений норм действующего законодательства, и при возникновении разногласий и споров организатор конкурса вправе обратиться к нему. Поэтому организаторам конкурса надо практиковаться и обращаться за соответствующими разъяснениями.
Беседовала Жанна АХМЕТОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |