|
|
|
23.11.2007 Кодекс социального партнерства
Вот уже полгода мы руководствуемся новым Трудовым кодексом. Этот документ, законодательно закрепивший новую модель правого регулирования трудовых отношений, создает необходимые условия для достижения оптимального баланса интересов всех сторон, а потому получил поддержку у казахстанцев. Не открою секрета, если скажу, что кодекс прямо отражает текущий этап экономических реформ в стране. Каждый закон, как считают юристы, имеет несколько уровней содержания. Первый — это общественные идеи, которые являются его основанием. Наше общество неоднородно и состоит из разных социальных групп, каждая из которых имеет свои интересы. Второй уровень — нормы права. По их содержанию у юристов возникают споры, особенно если нормы недостаточно конкретны. Третий уровень — статьи закона, которые не всем нравятся, не всех устраивают по разным причинам. Поэтому споры будут всегда, но стремиться к консенсусу необходимо. Чем лично мне импонирует новый закон? Сделан большой шаг вперед — закреплены основополагающие принципы трудовых отношений, приоритет жизни и здоровья работника. Введено понятие социального партнерства как способа согласования взаимоотношений между работниками, работодателями и государственными органами, направленного на защиту прав и интересов сторон. Более того, впервые в Казахстане произведена кодификация нормативных актов в сфере трудовых отношений. Проблема, когда руководители среднего звена сталкивались с трудностями толкования законов, не зная, какому нормативному акту отдать предпочтение, снята с повестки дня. В чем, на мой взгляд, пробелы закона? Считаю, что не в полном объеме решена важнейшая задача трудового законодательства — найти такие средства, которые бы удерживали работодателя от нарушения прав наемного работника. Безусловно, для этого неприменимы какие-либо репрессивные меры. Малоэффективны также административные и уголовные меры воздействия. Видимо, самое действенное средство — сделать нарушение прав наемных работников материально невыгодным работодателю. Эти меры могли бы сыграть в большей степени профилактическую роль, что особенно ценно при формировании корпоративного духа, чувства локтя. Необходимо стремиться к тому, чтобы подчиненные осознавали, что работают не только за хлеб насущный, и получали стимул к более напряженной работе во имя достижения общей цели. Но здесь важно не перегнуть палку. Любая организация — будь то крестьянское хозяйство, транспортная компания или машиностроительный завод — должна быть конкурентоспособной с аналогичными организациями не только в стране, но и за рубежом. Конкурентоспособность — серьезный показатель развития организации, который имеет большое значение и для Казахстана, намеревающегося войти в число 50 развитых государств мира, и для нашей компании, которая пытается конкурировать с производителями подшипников из Китая и стран СНГ, прорваться на западный рынок. Только успешно решив вопросы социального партнерства, мы крепим общественное согласие.
Анатолий ТОМИЛОВ, генеральный директор АО «Степногорский подшипниковый завод», депутат Акмолинского областного маслихата
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |