|
|
|
23.11.2007 Над трассой воцарится процессинговый центр
Ежегодно в Казахстане регистрируется более 15 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых свыше трех тысяч человек гибнет и около 18 тысяч получают ранения. По оценкам экспертов, ущерб от ДТП составляет 237,6 миллиарда тенге в год. Эти удручающие цифры свидетельствуют о сложности задач, стоящих перед сотрудниками дорожной полиции. 23 ноября они отмечают свой профессиональный праздник. В его преддверии мы встретились с вице-министром МВД Аликом ШПЕКБАЕВЫМ. Он рассказал о ситуации, складывающейся на дорогах, и некоторых результатах реформ в области обеспечения безопасности дорожного движения. — Рост благосостояния граждан заметно сказался и на увеличении автопарка страны — с 99 до 153 единиц автомобилей на одну тысячу жителей, что вывело Казахстан на лидирующие позиции среди стран СНГ. При таких темпах в ближайшие пять лет количество автомобилей удвоится. Резкое увеличение транспортных средств привело к нежелательным последствиям. В настоящее время на 100 тысяч жителей приходится 28 погибших в ДТП. Между тем в странах с высоким уровнем автомобилизации, таких как Великобритания, Австрия и Франция, где интенсивность и скорость движения намного выше, этот показатель значительно ниже (от шести до 14). Основные причины аварий — превышение скорости — 29 процентов, нарушение правил обгона — 13 процентов, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии — пять процентов. Еще одна проблема — состояние аварийности с участием тракторов и самоходных механизмов. По данным Министерства сельского хозяйства, у нас зарегистрировано более 150 тысяч единиц тракторов. За последние восемь лет по вине водителей такой техники зарегистрировано 688 ДТП, в которых 299 человек погибли и 655 ранены. В данном случае необходимо выработать единый подход к подготовке специалистов. Водители тракторов и другой сельхозтехники должны сдавать теоретический экзамен на знание ПДД в дорожной полиции. Пока же этим занимается Минсельхоз. — Алик Жаткамбаевич, в текущем году в сфере обеспечения безопасности дорожного движения внедрено много технологических новшеств. Расскажите о самых важных направлениях. — Я бы отметил несколько основных моментов. В настоящее время по поручению министра внутренних дел Б. Мухамеджанова реализуется несколько прорывных проектов в данной области. Мы первыми среди стран СНГ начали внедрение автоматизированных систем видео- и фотофиксации нарушений ПДД с процессинговыми центрами. Системы успешно применяются в Астане, Алматы, Караганде и Усть-Каменогорске, в перспективе ими будут оснащены все областные центры и трассы республиканского значения. Есть уже первые результаты: в Астане, там, где используются установки фотофиксации, не было зарегистрировано ни одного ДТП. В целом в столице наблюдается снижение числа ДТП на 27 процентов, погибших — на 6,7 процента и раненых — на 30,7 процента. Еще одно прогрессивное новшество — специальный талон к водительскому удостоверению. Он будет использоваться в качестве платежной карточки для оплаты штрафа. В талон будут вноситься сведения о нарушении ПДД на основании составленного инспектором протокола о правонарушении. Для этого все дорожные полицейские будут снабжены специализированными мобильными терминалами. Отметка об исполнении административного взыскания будет занесена в память микропроцессора талона автоматически. В столице разработано также программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени осуществлять передачу информации о правонарушителях на посты «Рубеж» для их задержания. На местах разработаны и приняты региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения, которые предусматривают мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения, повышению эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий, улучшению материально-технического обеспечения дорожной полиции. В рамках региональных программ в 2008 году на эти цели предусмотрено выделение 2,7 миллиарда тенге, в 2009-м — 3,3 миллиарда. В целях реализации Закона РК «О техническом регулировании» разработан проект технического регламента, устанавливающий требования к безопасности автотранспортных средств. Он уже внесен на утверждение в Правительство. По инициативе МВД в Закон «О лицензировании» в перечень лицензируемых видов деятельности включена подготовка и переподготовка водителей транспортных средств. Раньше у нас насчитывалось более тысячи автошкол. На получение лицензии в МВД было подано 626 заявок. На сегодняшний день получили лицензию только 304 автошколы. — Проблема развития сети, качества и обустройства дорог сегодня также приобретает чрезвычайную актуальность. В городах осуществляется бурное строительство, но о парковочных местах и оборудованных автостоянках почему-то забывают. Автовладельцы ставят свои машины, где придется, создаются пробки, как решаются эти проблемы? — Такая ситуация характерна для крупных городов. По инициативе МВД и при поддержке местных исполнительных органов ведется работа по расширению улично-дорожной сети, строительству магистралей, соответствующих международным стандартам, различных транспортных развязок. Так, в этом году в Алматы реконструировано и построено 235 километров дорог, введено в эксплуатацию 50 многоуровневых паркингов на десять тысяч машиномест, десять транспортных развязок, в Астане — два моста и две развязки. В 2008 году запланировано строительство еще пяти таких объектов в Алматы и трех — в столице. Кроме того, в Алматы дополнительно будет построено еще 200 паркингов на 43 тысячи машиномест. С целью обеспечения безопасности дорожного движения по инициативе МВД в апреле текущего года Правительством утверждены Правила согласования и утверждения нормативной, проектной и технической документации на проектирование, строительство, ремонт, содержание и управление дорог. Отныне все проекты, касающиеся строительства, ремонта и содержания дорог, в обязательном порядке согласовываются с дорожной полицией. Например, при строительстве автодороги Астана — Боровое, введение в эксплуатацию которой запланировано в 2008 году, были учтены все современные технологии, предложенные Комитетом дорожной полиции. — Дорожными полицейскими многих стран признано, что ужесточение ответственности за нарушения ПДД в целом благоприятно влияет на дисциплинированность владельцев транспортных средств. Что предпринято МВД в этом плане? — Своевременное принятие качественных законов, увеличение объема финансирования, укрепление материально-технической базы, внедрение инновационных технологий — важные факторы стабилизации и снижения аварийности. МВД внесен в Парламент проект закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Он направлен на совершенствование государственного управления в области безопасности дорожного движения, на принятие эффективных мер по снижению уровня аварийности, устранению условий для совершения коррупции и упрощению производства в рамках административного законодательства. Вводится система ужесточения ответственности за транспортные правонарушения, которая соответствует степени общественной опасности совершенного правонарушения. За первое нарушение — штраф, за повторное — штраф и проверка знаний ПДД, за третье — лишение права управления автотранспортом. Предусматривается усиление ответственности и для тех, кто не прочь сесть за руль в нетрезвом состоянии. На первый раз водителя лишат права управления сроком на два года, на второй — на пять лет. Если и эти «уроки» не пойдут впрок, он будет лишен водительских прав пожизненно. — Негативное положение дел в дорожной полиции стало предметом обсуждения на заседании Совета безопасности первого июня прошлого года, где Глава государства подверг МВД резкой критике и потребовал принять жесткие меры по наведению порядка. Что изменилось с тех пор? — Существенно снизить коррупцию позволит ряд мер, в том числе направленных на создание либерального режима для водителей. Мы разработали Концепцию реформирования дорожной полиции. Для этого проанализировали причины и условия, способствующие коррупции, а также определили комплекс системных мер по противодействию этому явлению. Кроме того, в целях предупреждения коррупционных правонарушений разрабатывается программное обеспечение, позволяющее в автоматическом режиме присваивать автотранспорту номерные знаки. — Нездоровые «аппетиты» сотрудников стали уже притчей во языцех, сколько анекдотов на эту тему пересказано, «болезнью» этой гаишники страдали во все времена. С чем это связано? — Особенность нашей службы такова, что по действиям одного сотрудника полиции общество судит в целом о системе органов внутренних дел. Более того, человек в погонах — представитель государственной власти. И если он оказывается нечист на руку, попирает нравственные устои и нарушает закон, то он подрывает веру людей в справедливость и законность. Основная причина коррупции в дорожной полиции — низкая заработная плата и отсутствие социальной защищенности. За последние пять лет сотрудниками дорожной полиции совершено 94 коррупционных преступления, в результате осуждены 48 сотрудников и 53 — уволены. Следует отметить, что в последние годы ситуацию удалось стабилизировать. Принимаются меры по улучшению подбора и расстановки кадров. Кандидатуры на должности в подразделения дорожной полиции рассматриваются на специальных комиссиях, отбор осуществляется в соответствии с утвержденными квалификационными требованиями.
Татьяна МИХАЙЛЕНКО
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |