|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
23.11.2007 Портфель будущего
Компании по страхованию жизни (life) демпингуют. В борьбе за клиента они занижают тарифы по аннуитетному страхованию, что лет через 10 может аукнуться большими убытками.
Длинные убытки
Особенность обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) работодателя заключается в том, что сбором премий занимаются компании общего страхования, а обязательства по выплатам при наступлении страхового случая передаются компаниям life. Расчет размера премий каждая компания ведет по-разному, и некоторые участники рынка отмечают, что в борьбе за клиента компании прибегают к демпингу. · Конкуренция и недостаточный опыт компаний в этом виде страхования приводит к демпингу в тарифах и, как следствие, к возможному занижению страховых резервов, - считает председатель компании «БТА Жизнь» Айман Мухтыбаева. - В перспективе это может повлечь за собой неблагоприятные последствия для исполнения обязательств. По ее словам, в аннуитетном страховании важно формировать адекватные страховые резервы для того, чтобы обеспечить исполнение обязательств перед получателями выплат. Насколько сегодняшние тарифы адекватны, станет ясно лет через 10. По мнению г-жи Мухтыбаевой, в аннуитетном страховании очень сложно делать прогнозы. Потенциальные убытки могут быть недооценены, особенно в первые несколько лет, когда рынок характеризуется конкуренцией, недостаточными знаниями в области андеррайтинга и урегулирования убытков, недостатком опыта в оценке долгосрочных последствий в этом бизнесе. На сегодняшний день выплаты по аннуитетному страхованию на рынке составляют 235 млн. тенге, а по страхованию жизни - 190 млн. тенге. - Чем выше премии, тем более адекватно они отвечают долгосрочным целям, но тем не менее конкурентоспособной является компания на данный момент, - говорит зампредседателя компании «Халык Life» Гульфайруз Шайкакова. - Компаниям по страхованию жизни характерна долгосрочная конкурентоспособность. В свою очередь председатель «Чешской страховой компании Казахстан» Ардак Шакирханов считает, что демпинг на рынке страхования жизни в настоящее время не актуален. · Во-первых, страховая культура пока находится на низком уровне, и страховка больше «продается», нежели «покупается», во-вторых, конкуренция не достигла ситуации, когда компаниям приходилось бы бороться за клиентов путем демпинга, рынок еще не насыщен и находится на начальном этапе развития, - оппонирует коллегам г-н Шакирханов. Бизнес на заемщиках Аннуитетное страхование сегодня занимает третью часть общего портфеля премий компаний life. Однако, как отмечают сами участники рынка, большее значение для компаний может представлять продажа пенсионных аннуитетов для физических лиц. По данным АФН, за январь-сентябрь текущего года пенсионных аннуитетов было куплено всего на 14,7 млн. тенге. А вот розничное страхование жизни заемщика, а также страхование заемщика от несчастных случаев превалирует во всех компаниях. В основном риски к страховщикам поступают от родственных банков и кредитных организаций. К примеру, в «Чешской страховой компании Казахстан» портфель на 100% сформирован за счет аффилированной кредитной организации «Хоум Кредит Казахстан». В компании «БТА Жизнь» премии, приходящиеся на страхование заемщика, составляют 34,7%, а 52% сборов поступают от материнского Банка ТуранАлем. В компании «Халык Life» страхование от несчастных случаев практически на 90% покрывает риски заемщиков Народного банка, а это10% от общей суммы премий данного страховщика. Для диверсификации же рисков важно наличие различных продуктов в страховом портфеле компании. Наиболее диверсифицирован портфель компании «БТА Жизнь», в структуре которого присутствуют накопительное страхование (43,4%), аннуитетное страхование (20,4%), срочное страхование (36,2%). По подсчетам г-на Шакирханова, в его компании структура портфеля в течение следующего года сложится таким образом: накопительное страхование будет составлять 20%, срочное - 10%, от несчастных случаев - 70%. Приоритетом для данной компании является развитие классического накопительного страхования жизни. · Страховщик должен соблюдать баланс между противоположными рисками, диверсификация по классам страхования слишком условна, - рассказывает г-жа Шайкакова. - К примеру, портфель сбалансирован, если в нем в равной степени присутствуют риски смерти и риски дожития. На рынке страхования жизни работают 6 страховщиков. В настоящее время приостановлена лицензия компании «Валют-Транзит Life», но в октябре текущего года на рынке появился новый игрок - компания «Alliance - Страхование Жизни». По информации руководства новой компании, продукты для заемщиков будут занимать 50% портфеля. · Мы являемся членом группы компаний Seimar, что дает нам ряд преимуществ, - говорит председатель компании «Alliance - Страхование Жизни» Кайрат Чегебаев. - В группу компаний Seimar входят кредитные и микрокредитные организации, мы планируем тесно сотрудничать с ними в вопросах создания комплексных продуктов. Планируется создать собственный штат агентов, которые будут распространять продукты группы компаний Seimar. Структуру премий этой компании сформируют прежде всего такие продукты, как страхование жизни заемщика, накопительное страхование с участием в инвестдоходе страховщика, срочное страхование жизни и аннуитетное страхование в рамках обязательного страхования ГПО работодателя. Таким образом, пока страховщики не пересекаются на «поле боя», поскольку каждый работает и будет продолжать работу с клиентами родственных структур. По мнению Кайрата Чегебаева, на рынке страхования жизни работает только один полноценно состоявшийся страховщик, позиции остальных можно описать только как выходящих на рынок или развивающихся. Справка По данным АФН, на 1 октября 2007 года объем страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни», составил 3,5 млрд. тенге, что на 34% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. На сегодняшний день страхование жизни занимает всего 3% от общего объема премий на отечественном рынке. По мнению страховщиков, к концу 2008 года этот показатель увеличится до 4-5%, тогда как развитой отрасль страхования жизни может считаться тогда, когда премии по ней достигают 30-40% в общем объеме.
Гульмира Кунапия
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |