|
|
|
24.11.2007 Право на труд и его защиту
Становление независимого Казахстана и переход к экономике рыночного типа потребовали радикального изменения целей, принципов и методов регулирования трудовых отношений. В 1999 году Парламент принял первый самостоятельный закон о труде. Отмеченный затем ощутимый экономический рост, стабильная ситуация в социальной сфере и на рынке труда послужили объективной предпосылкой для принятия нового кодифицированного акта в области трудовых отношений. Государство получило реальную возможность в полном объеме обеспечить реализацию конституционных прав трудящихся. В предвыборной платформе партии «Нур Отан» этому было уделено особое внимание. Важной особенностью Трудового кодекса стало законодательное закрепление правовой базы трудовых отношений, отвечающей реалиям экономического развития страны и международным стандартам в данной сфере. Это обеспечило оптимальное сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений, что сегодня всемерно способствует соблюдению баланса интересов работодателей, работников и государства. Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Говоря о сохранившихся в сфере трудовых отношений проблемах, необходимо отметить, что в Казахстане на сегодня острыми остаются вопросы развития персонала, трудоустройства отдельных групп населения, неполной занятости, скрытой безработицы, большой дифференциации региональных рынков труда, высокого уровня безработицы в депрессивных, трудоизбыточных сельских районах, малых городах, многочисленных нарушений трудового законодательства, допускаемых иностранными компаниями. В структуре экономически активного населения значительна сегодня доля «самозанятых», которые в любой момент могут перейти в категорию безработных. Эта часть населения юридически не оформляет свою трудовую деятельность, часто работает в теневом секторе, не делает пенсионных отчислений и не до конца охвачена системой социального обеспечения. Кроме того, в республике сохраняется безработица, особенно среди молодежи, женщин, граждан предпенсионного возраста, инвалидов и этнических мигрантов. Правда, ее уровень относительно невысок. На рынке труда наблюдаются приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом, плюс подготовка и переподготовка кадров не соответствуют реальным потребностям экономики. В связи с этим Казахстану необходимо решить двоякую задачу — защитить свой трудовой рынок и в то же время обеспечить приток на него высококвалифицированной рабочей силы. Для решения первой задачи Правительство страны устанавливает квоту на привлечение рабочей силы из-за рубежа. Ряд системных мер принимается в рамках Программы занятости населения на 2005—2007 годы. Во-первых, создаются рабочие места на основе оптимального размещения производства в региональных центрах кластерного развития отраслей и приоритетного развития несырьевого сектора. Во-вторых, обеспечиваются условия для повышения профессионально-квалификационного уровня рабочих. В-третьих, используются активные методы содействия занятости. Наряду с вышеобозначенными мерами, на наш взгляд, также необходимо расширить участие бизнеса в создании новых рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп населения, обеспечить занятость инвалидов, пересмотреть подходы и формы работы с безработной молодежью и женщинами, а также самостоятельно занятым населением. Решение второй задачи всецело зависит от продуманной и то же время упрощенной миграционной политики государства. В настоящее время Казахстан реализует комплекс мер по совершенствованию миграционного законодательства в рамках многостороннего сотрудничества СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС. Делаются активные шаги по формированию механизмов, направленных на защиту внутреннего рынка труда и привлечение в республику в основном только высококвалифицированных иностранных специалистов. Основной целью всей этой работы должно стать создание общего рынка труда, который позволит снять многие наболевшие вопросы. Надо отметить, что здесь мы не пионеры. Европейский союз является самым крупным регионом, где передвижение рабочей силы не имеет ограничений. Аналогичное соглашение имеется в Северной Европе, между Австралией и Новой Зеландией, Канадой и США, государствами — членами Андского сообщества и во многих других регионах. Эти соглашения являются свидетельством признания экономических и социальных преимуществ, которые дают единые рынки труда. Первым шагом в реализации задачи по легализации теневой занятости, стала проведенная в республике в период с первого августа по 31 декабря 2006 года разовая акция по легализации незаконных трудовых иммигрантов, в результате которой «узаконено» 164 586 иностранных граждан, при прогнозной оценке около ста тысяч. Из общего числа легализованных трудовых мигрантов граждане Таджикистана составляют 2,8 процента (4 673 человека), Узбекистана — 117 133 (71,1 процента), Кыргызстана — 23 856 (14,5), России — 10 760 (6,5), других стран — 8 164 человека (4,9 процента). Однако, несмотря на проведение подобных разовых акций, в стране все еще высок процент нелегального труда, когда прием на работу не оформляется соответствующим образом, заработная плата занижается, используются в качестве дешевой рабочей силы трудовые мигранты из соседних стран. Это неминуемо ведет к увеличению количества нелегальных сотрудников и «серых» зарплат, не облагаемых налогами. В результате уменьшаются выплаты в бюджет государства. И эти нарушения остаются зачастую безнаказанными. Для пресечения подобных тенденций, необходимо провести системное реформирование всего комплекса национального законодательства, особенно в части ужесточения мер воздействия на работодателей, уличенных в подобном сокрытии числа реальных работников, и, как следствие, своих реальных доходов. Следует также отметить, что из-за недостаточного внимания со стороны работодателей по обеспечению безопасных условий труда в 2006 году отмечен высокий уровень производственного травматизма, на 18 процентов выросло число пострадавших со смертельным исходом, причем печальное «лидерство» здесь у горно-металлургической промышленности и строительства. Данные проблемы целесообразно решать в рамках социального партнерства и повышения социальной ответственности работодателя. Неудовлетворительная организация производства, пренебрежение требованиями безопасности и другие нарушения, характерные для организаций малого и среднего бизнеса, также становятся причиной высокого уровня производственного травматизма и смертности работников. Это дает основание говорить о необходимости усиления работы по охране и безопасности труда на производстве, о совершенствовании организации деятельности государственной инспекции труда с учетом международных стандартов и рекомендаций Международной организации труда. Наряду с этим считаем, что Правительству и Парламенту следует рассмотреть вопрос усиления уголовной и административной ответственности за нарушения норм трудового законодательства. Актуальным сегодня является и вопрос о так называемом Списке № 2, предусматривающем социальную защиту лиц, работавших во вредных условиях. Профсоюзы небезосновательно ставят вопрос, чтобы мы восстановили предусмотренные этим списком льготы для граждан, которые выработали свой стаж к началу пенсионной реформы. Сейчас этот вопрос в стадии обсуждения. Хотелось бы также остановиться на проблеме внедрения системы компенсаций или индексации заработной платы в связи с проявляющимися инфляционными процессами в экономике. Вопрос обретает особую актуальность в связи с последними событиями, повлекшими быстрый рост цен на продукты первой необходимости и услуги предприятий коммунальной сферы. В области индексации заработной платы в зарубежной практике есть немало примеров удачного сочетания централизованного и коллективно-договорного методов. Автоматическая индексация минимума заработной платы сохранилась только во Франции в случаях, когда месячный индекс цен в течение двух месяцев достигает двух процентов уровня последнего корректива. В Австрии, Бельгии, Дании, Греции проблемы индексации оплаты труда решаются на уровне общенациональных трехсторонних соглашений. В Германии — на основе тарифных соглашений. В Японии — на уровне коллективных договоров предприятия. В республике также необходимо создать эффективную законодательную базу для защиты интересов трудящихся от серьезнейших инфляционных процессов, которые могут иметь место в перспективе. Несмотря на наличие ряда проблемных вопросов в сфере защиты прав и интересов трудящихся, установки, данные лидером партии «Нур Отан» Президентом Нурсултаном Назарбаевым, четко выполняются. Члены НДП, в том числе представители парламентской фракции, осознают всю полноту ответственности и твердо убеждены, что им под силу обеспечить гарантированные Конституцией права и свободы каждого казахстанца.
Владимир НЕХОРОШЕВ, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции Народно-демократической партии «Нур Отан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |