|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
Блокадный "Титаник"
Накануне Дня независимости на казахстанско-китайской границе больше двух месяцев простаивают сотни тяжелогруженых грузовиков. Тем временем на вещевых рынках страны все меньше выбор товаров, стремительно растут цены. Скоро канун Нового года - пора, когда принято делать родным и близким подарки, обновлять гардероб. Как же случилось, что ныне он омрачен инфляцией и уже полузабытым товарным дефицитом? Почему многие не рады наступающему празднику?
Версия первая - авторитетная официальная
На границе имеется шесть организаций, контролирующих прохождение грузов. С 15 ноября на Таможенный комитет возложены координирующие функции. Было бы логично, если бы его представители на страницах газеты дали свою версию продолжающегося на китайской границе противостояния. Но чего нет - того нет. С прошлого четверга не удается выцарапать из этого ведомства никакой информации. Дальше уровня секретарш таможня на контакт с прессой не идет. Будем надеяться на будущее.
Версия вторая - авторитетная базарная
С точки зрения представителей мелкого бизнеса, обосновавшегося на алматинских вещевых рынках, ничего необычного в сложившейся ситуации нет. Трижды в год - на Новый год, на Восьмое марта и перед первым сентября - всю мелкооптовую торговлю страны начинает лихорадить от сезонной приступообразной болезни - так называемого таможенного обострения. Ведущим симптомом заболевания является резкий подъем расценок на прохождение товаров народного потребления через пограничные переходы. В предпраздничный период у торговцев, что называется, день год кормит. Остаться без товара накануне праздника не хочет никто, все провозящие товар через границу становятся весьма щедрыми и покладистыми. Контролирующие ВЭД службы реагируют соответственно, задирая "черные" тарифы не менее чем вдвое. Выдающимся в этом году является только беспрецедентная выраженность дефицита. На вещевом рынке сейчас недостаток как "китая", так и "турции". В относительном достатке представлена лишь "киргизия". Это вполне понятно: на кыргызской таможне за провоз килограмма ТНП берут всего 15 евроцентов - вчетверо меньше, чем на казахстанско-китайской границе. Поэтому поток контрабанды из Кыргызстана в Казахстан остановить практически невозможно. Более того, торговцы из Кыргызстана активно вытесняют казахстанцев с вещевых рынков. В Алматы целиком за нашими остались лишь "Болашак" и обувные ряды, на прочих медленно, но верно соотечественников выдавливают. Процесс идет при полной поддержке "базаркомов" - с кыргызстанцами иметь дело проще, чем с казахстанцами. Приезжие не такие грамотные, не такие скандальные и всегда платят деньги, даже не спрашивая за что.
Версия третья - авторитетная дальнобойная
По мнению опрошенных водителей-дальнобойщиков, работающих на хоргосском направлении, основной причиной товарной блокады границы явилось резкое увеличение размеров мзды, взимаемой за проезд тяжело перегруженных грузовиков, так называемых "титаников". Подавляющее большинство машин, стоящих ныне по обе стороны границы, имеют перегруз. Груженные в пределах нормы проходят границу относительно быстро. "Титаниками" переполнен накопитель пограничного перехода "Коргас", поскольку быстро перекинуть товары на порожние машины в условиях приграничья не представляется возможным. А без помощи "серой" логистики это невозможно и в принципе. Поэтому, по словам дальнобойщиков, казахстанская сторона больше "перегрузов" не принимает. Китайцы, уставшие от бардака на сопредельной территории и тоже заваленные "титаниками" по самую макушку, реагируют адекватно - запускают к себе грузовики строго на паритетной основе. Сколько фур казахстанская сторона приняла, ровно столько же, утверждают водители, впускает к себе и Китай. Поэтому пустые грузовики на китайской стороне в великом дефиците, процесс доведения до нормы "титаников" грозит затянуться еще на долгие месяцы. Нашим застрявшим дальнобоям пора подумать о теплых берлогах на зиму. А может, стоит на прилежащих землях и озимые посеять, чтобы весной лапу не сосать: Самый "свежий" дальнобойщик из тех, с кем мне довелось беседовать, пришел с Хоргоса пять дней назад. Перегруза у него не было, поэтому он проскочил границу практически мгновенно - всего за шесть дней. Сверх официальных сборов отдал только сто баксов - пятьдесят бандитам на китайской стороне и пятьдесят на казахстанской: транспортнику, чтобы не придирался к тахографу, и пограничнику, чтобы не лез в кузов. Остальные деньги платил хозяин груза. Единственный неприятный момент был у водителя на первой "колючке" - солдатик-пограничник с воспитательной целью бил машину кирзовыми сапогами по фарам, а вылезшему из кабины дальнобою уткнул автоматный ствол в живот, передернул затвор и пригрозил расстрелом на месте. Вообще, крушение осветительной аппаратуры грузовиков сапогами или прикладом автомата, по словам дальнобоев, является одним из любимейших развлечений казахстанских защитников границы. Наколотит воин стекляшек баксов на сто-сто пятьдесят, успокоится и опять зорко бдит. Водители обычно не возражают: неосторожное слово, сказанное пограничнику, автоматически означает доскональную и многодневную проверку всего перевозимого груза.
Корни проблемы
Приходилось слышать от представителей Таможенного комитета, что причиной проблемы на границе является сопротивление криминальных кругов очередному "упрощению" - введению как альтернативы традиционной сложной процедуре растомаживания ставки в 0,6 евро за килограмм пересекающего таможню груза, при условии, что его не более двух тонн. Позволю себе с этим не согласиться - 0,6 евро для криминала ни малейшей угрозы не представляют. В предыдущих номерах газеты мы уже рассчитали, что 0,6 евро однозначно "не работают" на уровне 20-тонного контейнера или грузовика. Но "челноки" утверждают, что эти 60 евроцентов намного превышают "черные" расценки и для мельчайшего бизнеса. Традиционно челночник платит (не зная кому, естественно) около 15 долларов за провозимую сумку (от 25 до 40 килограммов товара). В период таможенного обострения ставка поднимается до 30 долларов, иногда даже до сорока. Но ведь и это дешевле, чем официальные 0,6 евро! Ну, может быть, синтепоновые куртки еще можно провозить по легальным платежам, но все остальные товары, безусловно, нуждаются в криминальном прикрытии. Иначе невыгодно. Причем сама по себе идея платить за вес нравится абсолютно всем торгующим. При этом нет нужды прессовать товар, он может поступать в Казахстан в несмятом, "товарном" виде. А ведь сейчас даже упаковку в спрессованном виде везут отдельно, чтобы ее по прибытии собрать, вещи отутюжить, в нее аккуратно уложить: Сколько лишних проблем создает перевоз товара по объему! Кстати, и дальнобойшики поддерживают борьбу с "титаниками" - за исключением разве что тех, кому выпало зазимовать на казахстанско-китайской границе. Уже есть сведения, что наиболее слабонервные "кубовщики" режут свои фуры автогеном, приводя их в соответствие стандартам: Но прекрасная идея была безнадежно убита ее ужасным воплощением в практику ВЭД. Почему именно 0,6 евро? Откуда взялась эта цифра? Почему не 0,2 или не 0,3? Зачем понадобилось такое жлобство при обложении товаров народного потребления, спрашивают "челноки"? Ведь это деньги, которые государство напрямую изымает из кармана потребителя, вызывая его яростную негативную реакцию. Это пошлина, направленная на дальнейший подъем инфляции в стране, на поддержку оседлавших границу криминальных групп, на развитие социального недовольства, коррупции и беспредела. Ставку 0,6 евро надо радикально снижать. И сделать это надо незамедлительно.
№ 219 (16367) от 27.11.2007 Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |