|
|
|
30.11.2007 До нового года цены расти не будут
"Прямую линию" с директором департамента промышленности и предпринимательства города Алматы Ерболом ШОРМАНОВЫМ предполагалось провести по теме роста цен на товары и услуги, а также ценообразования вообще...
Однако неподдельный интерес алматинцев к жизни родного города и перспективам его развития значительно расширил тему состоявшегося диалога Таисия Ивановна ТОЛМАЧЕВА, пенсионерка: - Сегодня цена за литр молока выросла до 150 тенге, уму непостижимо! В семьях, в которых растут дети, молоко становится больше деликатесом, нежели обычным привычным напитком. Старикам тоже приходится экономить. Мы, пенсионеры, голодали после войны и сейчас ни вдоволь попить молока, ни кашу сварить. Когда закончится это безобразие? - Таисия Ивановна, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что у нас ситуация с молоком и молочной продукцией действительно непростая, причем в целом по республике. Молочные заводы, расположенные вблизи Алматы, недополучают необходимых объемов сырья - это связано с недостаточными удоями молока. В связи с этим многие производители перешли на выпуск молока на основе сухого концентрата, который импортируют в основном из европейских стран. В последнее время цена на него заметно возросла. Как следствие - подскочила и цена на молоко. - На прилавках такое изобилие, а между тем цены растут с каждым днем. А посмотрите на школьников - чахлые, недокормленные. Как мы с таким потенциалом собираемся построить полноценное общество? - Сегодня вопросы горячего питания учащихся в школах достаточно хорошо отработаны. В школьных столовых обеспечены полноценные обеды. Таисия Ивановна, я искренне желаю, чтобы наши дети могли получать молоко по более низкой цене, но сегодня экономическая ситуация сложилась таким образом, что по многим вопросам, особенно в части поставок сырья, мы зависим от внешних факторов, что напрямую влияет на ценообразование. Сейчас в Алматинской области принимаются меры по увеличению кормовой базы. Таким образом у нас увеличится показатель по удоям молока. Как только все наши молзаводы будут обеспечены качественным и недорогим сырьем, цена перестанет повышаться. Асия МОЛДАБЕКОВА: - Недавний скачок цен не позволяет населению расслабиться. Скажите, пожалуйста, прогнозируете ли вы в ближайшем будущем очередное повышение стоимости товаров и услуг? - До Нового года повышения цен ни на какие виды продовольственных товаров не предвидится. Более того, в преддверии Нового года департаментом совместно со всеми крупнейшими сетями, торговыми домами и учреждениями проводится масштабная работа по проведению различных акций и обеспечению скидок на многие продовольственные товары. Адиль НУСИФОВ: - Ербол Алимкулович, кто диктует цены на социально значимые товары, такие как хлеб, мясо, молоко? - Мы с вами живем в эпоху рыночных преобразований, и диктовать кому-либо цены никто не вправе. Есть у нас антимонопольные ведомства, которые пресекают ситуации с необоснованными торговыми наценками, факты ценовых сговоров и другие подобные случаи. А в целом государство сегодня способствует развитию бизнеса и обязано делать все для того, чтобы предприниматели эффективно работали, производили ту или иную конкурентоспособную продукцию. Что касается хлеба, то согласно подписанному недавно меморандуму, производители отдают его по цене, не превышающей 55 тенге. Это стало возможно благодаря тому, что мы положительно решили вопрос поставки зерна по приемлемой цене из фонда Зернового союза РК. У нас есть договоренность с наиболее крупными торговыми сетями Алматы, которые откликнулись на предложение городских властей и сделали торговую наценку на хлеб, не превышающую 4 тенге. В итоге цена на хлеб у них не выше 59 тенге. Но это, замечу, только в отношении формового хлеба, всеми любимого "кирпичика", так как любая хлебобулочная компания вправе производить и другие изделия. Они могут по цене варьироваться, быть дороже или дешевле. К примеру, хлеб "Жай нан" в красивой, фирменной упаковке стоит порядка 65 тенге. И мы должны понимать, что это уже коммерческое предложение завода и ориентировано оно на несколько других покупателей. Сергей Терентьевич ШУМСКИЙ: - Есть ли в городе государственные структуры, которые должны следить за качеством продуктов питания? И что делается для того, чтобы как-то облегчить жизнь горожан в плане снижения цен? - Уровень качества продуктов питания - предмет пристального внимания нашего департамента, а также городской службы СЭС. Мы получаем много тревожных сигналов от наших горожан по этим вопросам. Ни один из них не остался без внимания. С начала года 8 супермаркетов и 24 продовольственных магазина попали в поле нашего зрения. Они понесли очень серьезные административные наказания с уплатой соответствующих штрафов. Надо сказать, что мы предприняли ряд мер, в частности активизировали работу сельхозярмарок. Если раньше мы привлекали производителей сельхозпродукции только из Алматинской области, то сегодня границы расширились, и на столах алматинцев появилась продукция Жамбылской и Южно-Казахстанской областей. Таким образом, благодаря расширению объема товаров и их ассортимента можно говорить о реальном снижении цен на этих ярмарках в среднем на 15-20 процентов. Мы провели ряд встреч и переговоров с руководством этих областей, для того чтобы продлить работу ярмарок до конца года, серьезно их оживить. Возвращаясь к разговору о повышении цен на хлеб, хочу сказать, что, помимо роста мировых цен на зерно, существуют и другие факторы, такие как, например, увеличение тарифов на энергоносители, что, естественно, отражается на себестоимости любой продукции. И хлеб, считаю, по сути своей, не мог не подорожать. Вы, наверное, помните, когда жители области приезжали в Алматы, скупали хлеб и автомобилями вывозили его на корм скоту. А все потому, что цена хлеба не соответствовала реалиям дня. Сергей Терентьевич, вы наверняка заметили, что ежегодно в весенний период растут цены. Это самое трудное время, когда еще нет нового урожая, а поставки овощей, фруктов и другой продукции осуществляются из стран ближнего и дальнего зарубежья. Из-за этого появляется масса перекупщиков. Чтобы навести порядок на рынке, мы решили в следующем году под эгидой коммунального предприятия "Алматы Сауда" наладить централизованные системные поставки сельхозпродукции, в первую очередь из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, в город и реализовывать эту продукцию не на базарах, а в местах проведения сельхозярмарок. Количество этих мест в каждом из районов будет постепенно расти - по мере увеличения ассортимента и предложений. Но самое главное, что цена на этих ярмарках будет вполне адекватной. Вся эта работа поможет устранить появление посредников. Вы знаете, раньше вокруг Алматы функционировали 12 овощехранилищ и тепличных хозяйств. В настоящее время не осталось ни одного, все они распроданы, приватизированы и используются не по назначению. Для исправления ситуации мы приступили к реализации ряда проектов. Один из них - строительство в Алматы крупнейшего плодоовощного и продовольственного логистического центра, который будет способен ежемесячно хранить и обрабатывать до шестисот тысяч тонн продовольственных товаров, в том числе мясной, рыбной и сельхозпродукции. Это будет состоящее из 42 тысяч квадратных метров многоуровневое помещение с разными температурными режимами. Мы ждем его ввода в эксплуатацию уже в третьем квартале 2009 года. Стоимость этого проекта оценивается в 78 миллионов долларов. Таким образом мы сможем спокойно регулировать цены, а не шарахаться из стороны в сторону, осознавая, что опаздываем за посредниками и перекупщиками. Лейла МУХАМЕДЖАНОВА: - Зависит ли рост цен от курса доллара? - В настоящее время многие контракты у нас завязаны на долларе. Крупнейшие дистрибьюторские компании, поставляющие в город продовольственные товары, большинство своих контрактов выстраивают в долларовом выражении. Поэтому колебания его курса тоже в определенной степени влияют на цены. - А прогнозируется ли дальнейшее падение курса доллара? - Думаю, этот вопрос будет правильней адресовать филиалу Нацбанка. Там профессионально делают мониторинг происходящих экономических процессов, и на основе массы различных финансовых показателей смогут компетентно ответить вам на этот вопрос. Айгуль САКЕНОВА: - Стоит ли в нынешних условиях переводить свои долларовые сбережения в другие валюты? - Здесь я могу сказать не как финансист, а как простой обыватель: бытует достаточно устойчивое мнение о том, что яйца лучше всего хранить в разных корзинах. Анастасия ТИМЧЕНКО: - Разъясните, пожалуйста, ситуацию на рынке недвижимости? - Сегодня мы испытываем последствия ипотечного кризиса в Америке, происходит коррекция цен на недвижимость, множество строительных объектов испытывают трудности в финансировании. Мы видим, что рынок недвижимости складывается под влиянием многих факторов. Глава государства дал правительству ряд серьезных поручений, в том числе выделить 4 миллиарда долларов для улучшения ситуации. Для нас крайне важно, чтобы в Алматы процесс купли-продажи недвижимости постепенно оживлялся. Понятно, что цены будут корректироваться и вполне возможно - в сторону уменьшения. Ирина РЕНАРД: - Хотели бы узнать ваше мнение по поводу повышения цен на бензин? - Действительно, повышение стоимости бензина беспокоит многих. Дело в том, что Павлодарский, Атырауский, Южно-Казахстанский заводы способны перекрывать потребности республики в бензине марки АИ-80. Что касается бензина с более высоким октановым числом, то в ценовых вопросах происходит давление со стороны российских заводов-производителей, которые активно поставляют бензин марки АИ-95 и выше в наш город. Конечно, вопрос ценообразования напрямую связан с ростом цен на нефть, соответственно, и на нефтепродукты - это вполне естественный процесс. Могу сказать одно: до Нового года повышения роста цен на бензин не предвидится. Светлана СЛУЦКАЯ: - Меня интересует вот какой вопрос. В общем-то и неспециалисту понятно, что ценообразование - как минимум явление общегосударственное. И все-таки, существует ли какая-либо договоренность по отдельным видам товаров и услуг, цены на которые можно регулировать самостоятельно, в пределах города? - Алматы является лидером по сложившимся сегодня ценам, и в первую очередь - на продовольственные товары. Но с учетом того, что именно здесь сосредоточены организации банковской, финансовой сферы и многие другие, в нашем городе работают примерно восемь крупнейших дистрибьюторских компаний, которые в вопросах поставки продовольственных товаров на рынок Алматы доминируют, и в общем объеме их удельный вес на рынке города составляет около 80-85 процентов. Понятно, что каждая из них завязана на своих контрактах и обязательствах с зарубежными поставщиками - это касается наполнения наших супермаркетов и торговых центров. Если же говорить о наиболее значимых товарах - хлебе, молоке или мясе, - которые составляют основу потребительской корзины горожан, то здесь у нас масса различных факторов. Алматы в данном случае не в состоянии заявлять, что мы способны в рамках нашего анклава отдельно регулировать собственные цены и быть, условно говоря, государством в государстве. Инга СМАКОТНИНА, предприниматель: - Существует ли какой-нибудь фонд при вашем департаменте, который помог бы укрепить стартовые позиции начинающим предпринимателям? - Около двух лет назад в централизованном порядке на наш департамент закладывались из бюджета деньги, посредством которых мы, рассмотрев отдельные проекты, могли бы их финансировать. Сегодня ситуация выглядит иначе. В вашем случае речь идет о финансовом институте - Фонде развития малого предпринимательства, который непосредственно занимается рассмотрением различных проектов. Наиболее успешные, привлекательные и окупаемые они финансируют. Но при акимате подобного фонда пока нет. В Алматы функционирует 12 центров поддержки предпринимательства, где можно получить грамотную юридическую и экономическую помощь, отчасти в сфере консалтинговых услуг. Чтобы вы могли сами убедиться, насколько ваш проект интересен и востребован с экономической точки зрения. Вадим ЛОБАНОВ: - Здравствуйте, меня интересует ситуация на туристическом рынке. - В Алматы сегодня работают свыше 800 различных туристических агентств и туроператоров, большинство из них - на выезд. Но для нас важен прежде всего въездной туризм. Говоря о туризме, мы не можем отрывать город от области. Любой турист, прибывший из Германии или Франции, находясь в Алматы, может ознакомиться с достопримечательностями города, но в любом случае особое место в его поездке займет посещение Алматинской области. У нас очень много исторических мест для того, чтобы привлечь путешественников из разных стран мира. Для этого нужно создать современный комплекс с необходимой сферой услуг. Это могут быть всевозможные мелкие кафе, уютные рестораны, небольшие сувенирные магазины. Одним из примеров такого проекта служат сакские курганы. Наша задача - сделать из этого места весьма привлекательную туристскую инфраструктуру с комфортными прогулочными дорожками, куда будут приезжать автобусы и парковаться на удобной стоянке. На это все уже заложены соответствующие средства, и уже начинается реализация этого проекта. Кроме того, у нас выделяются денежные средства для реконструкции Верненской крепости в Малой станице. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы сохранить этот исторический объект, сделать его привлекательным местом для посещения. Развитие туризма предполагает строительство отелей и гостиниц, как четырех-пяти звезд, так и эконом-класса. Чтобы туристу, прибывшему из-за рубежа, независимо от его уровня достатка, было уютно и комфорно в нашем замечательном городе. Радует то, что по сравнению с прошлым годом объем так называемого въездного делового туризма увеличился как минимум на 25-30 процентов. Особо хочу отметить тот факт, что в связи с проведением у нас Азиатских игр будут построены всевозможные спортивные объекты, а некоторые из существующих будут реконструированы. Все это - огромное поле деятельности для работы малого и среднего бизнеса. Татьяна МАЛОВА: - Насколько динамично увеличивается количество субъектов малого и среднего бизнеса? - Значительных изменений мы не ожидаем. Здесь хочется обратить внимание на другой фактор. Когда надо в различных отчетных данных указать количество субъектов малого и среднего бизнеса, зарегистрированных в Алматы, то невольно задумываешься о том, что из более чем 60 тысяч активно и реально работают лишь около 40 тысяч. Значит, остальные 20 тысяч - фирмы-пустышки, балласт. Так вот, я - сторонник качественного преобразования и всегда выступал за это. Хотя, конечно, если вместо 40 тысяч у нас завтра появится 80 тысяч субъектов малого бизнеса - это тоже имеет значение, но все-таки я выступаю за качественное преобразование этих сорока. Ведь смысл заключается в том, чтобы сорок тысяч сегодня крепко встали на ноги, их ежегодный оборот увеличился и каждый из них имел бы реальную возможность создания своих планов по расширению бизнеса. Наиля Рашидовна САБАЛОВА, пенсионерка: - Всю жизнь проработала на заводе, отсюда ушла на пенсию. Оттого больнее осознавать, что с приходом рынка большинство предприятий прекратило свое существование. А ведь в тяжелые военные годы мы гордились, что именно в наш Алматы были эвакуированы многие заводы-гиганты. Пользуясь случаем, хочу спросить, какие перспективы "светят" некогда легендарной алматинской промышленности? - Наиля Рашидовна, не все так плохо. Сегодня промышленность Алматы составляет 2080 предприятий. Из них около 180 относятся к числу крупных и средних. На данный момент они выпустили продукцию на сумму порядка 400 миллиардов тенге. Более того, около 20 алматинских компаний ориентированы на экспорт. Говоря о промышленности, мы в первую очередь заинтересованы в развитии таких ее секторов, которые представлены современными технологиями. Такие направления для нас очень интересны, мы будем их активно поддерживать и впредь. Марина ПОЛИХРАНИДИ, предприниматель: - На каком уровне вы взаимодействуете с проверяющими органами, в частности, с налоговой службой, пожарной, СЭС и другими? - Любая проверка в отношении предпринимателей должна быть зарегистрирована в органах прокуратуры. Сегодня ни один из контролирующих органов не имеет права без уведомления и получения соответствующего разрешения проводить проверку. Все эти вопросы нами жестко регулируются, контролируются и пресекаются. Более того, при прокуратуре, финансовой полиции и Налоговом комитете созданы экспертные советы по вопросам развития предпринимательства. Не реже одного раза в квартал они встречаются с предпринимателями и обсуждают круг наболевших вопросов, возникающих в этой сфере. Наталия КИМ, жительница Ауэзовского района: - В прошлый выходной на сельхозярмарке краем уха услышала, будто торговля продлится вплоть до Нового года. Правда ли это? - Да, спешу вас обрадовать, в нынешнем году осенние ярмарки плавно переходят в новогодние. Это связано с мерами по недопущению роста цен на основные продовольственные товары в канун праздника. Кроме того, в нынешнем году на районные ярмарки широко привлечены предприятия городской пищевой промышленности, сельхозпроизводителей из южных регионов респулики. Мы уже получаем отклики от алматинцев, где они выражают поддержку нам за это начинание. Действительно, это очень удобная форма продвижения продовольственных товаров как для покупателей, так и для производителей. Так что - милости просим!
На "прямой линии" дежурила Виктория ИЗБИЦКАЯ Фото Раисы КРУГОВОЙ и Мэлса ЕТЕКБАЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |