|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
01.12.2007 Крупный успех казахстанской дипломатии
АСТАНА. 1 декабря. КАЗИНФОРМ - В рамках рубрики «ОБСЕ-Казахстан 2010» Казинформ предлагает аналитический материал по теме председательства нашей страны в ОБСЕ в 2010 году. Казахстан в первые годы независимости нуждался в поддержке мировых держав и авторитетных международных организаций, в том числе ОБСЕ. Однако и мировое сообщество было заинтересованно в конструктивной внешнеполитической линии РК, волею истории оказавшейся обладательницей четвертого по мощи ядерного арсенала. Учитывая это, Казахстаном был сделан осознанный выбор в пользу сбалансированных подходов во внешней политике, стержнем которой стала стратегия многостороннего партнерства. В этом смысле, на уникальную по своему географическому охвату диалоговую площадку ОБСЕ возлагались особые надежды. Именно поэтому приглашение вступить в Организацию, сделанное ведущими западными странами, было воспринято в Казахстане как шаг, направленный на формирование новой архитектуры европейской безопасности, в условиях равноправия и отсутствия разделительных линий. С момента официального выдвижения в 2003 г. казахстанская дипломатия, несмотря на объективные и субъективные сложности, последовательно продвигала заявку на председательство в ОБСЕ. Не секрет, что наряду со значительной поддержкой, заявка Казахстана на политическое лидерство в ОБСЕ встречала определенный скептицизм со стороны небольшой, но влиятельной группы государств. Помимо формальных претензий, встречались попытки увязать с проблематикой ОБСЕ вопросы, фактически не имеющие к ней никакого отношения. В этой сложной ситуации, в условиях жесткого цейтнота казахстанское внешнеполитическое ведомство через сито напряженных двух- и многосторонних переговоров сумело достичь поставленной цели при полном соблюдении своих национальных интересов. Тем самым, не оправдались прогнозы «евроскептиков», предрекавших отсутствие консенсуса по кандидатуре Казахстана, а также острый кризис внутри ОБСЕ из-за противоречий между ее «старыми» и «новыми» членами. К чести самой ОБСЕ взаимопонимание между участниками было достигнуто и Казахстан по праву возглавит авторитетную организацию. По сути, не существовало объективных причин для отказа РК. Правила процедуры ОБСЕ не содержат критериев отбора кандидатов на председательство, к тому же еще не было прецедента отказа стране-номинанту. Заявку Казахстана изначально поддержало большинство членов организации, он не имеет непреодолимых разногласий ни с одним из государств-участников. Казахстанскими дипломатами был задействован весь арсенал политических средств, которые создали солидную консенсусную платформу для положительного решения по председательству. Убедительным свидетельством служил сам внешнеполитический курс Казахстана на протяжении всех 16 лет независимости. В пользу председательства говорит предсказуемость и последовательность Казахстана в вопросах внешней и внутренней политики. Казахстан зарекомендовал себя сторонником активного участия в решении проблем международной безопасности, развитии многостороннего сотрудничества и взаимовыгодной интеграции. В мировом сообществе высоко оценивается вклад Астаны в обеспечение глобальной и региональной безопасности, укрепление режима нераспространения и разоружения, поддержка усилий по нормализации ситуации в Афганистане, Ираке, борьбу с терроризмом, противодействие религиозному экстремизму, развитие диалога цивилизаций, культур и религий. Для внешнего облика страны характерна толерантность к культурно-цивилизационному многообразию мира, настроенность на равноправный диалог, учет интересов друг друга и взаимную выгоду, органичная взаимосвязь между правами человека, безопасностью и развитием. Эти качества будут востребованным активом казахстанской дипломатии при осуществлении полномочий политического лидера ОБСЕ. Одним из ключевых факторов решения в пользу казахстанского председательства стало созвучие целей внешней политики Казахстана и принципов деятельности ОБСЕ, а также неукоснительное выполнение обязательств ОБСЕ по всем трем измерениям ее деятельности, ответственное взаимодействие казахстанского внешнеполитического ведомства с институтами ОБСЕ (БДИПЧ, ВКНМ, ПА ОБСЕ). В ходе визита в Астану в октябре 2007 г. Верховный Комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнут Воллебек подчеркнул образцовый опыт сотрудничества между Казахстаном и институтами ОБСЕ. Верховный Комиссар ОБСЕ подтвердил намерение продолжить активное взаимодействие с казахстанской стороной по проектам организации, а также выразил готовность оказывать содействие в реализации национальных задач в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе. Показателен такой пример. Казахстан последовательно продвигает идею о необходимости развития центрально-азиатского направления деятельности ОБСЕ. В результате, регион, имеющий свою историю и специфику развития, начинает получать адекватное внимание со стороны Организации. Как отметил во время своего турне по Казахстану 29 марта 2006 г. действующий председатель ОБСЕ Карл де Гухт: «Для ОБСЕ Центральная Азия - это очень важный регион, а Казахстан в свою очередь является очень важной страной в Центральной Азии». Сегодня Казахстан воспринимается в качестве оплота развития и стабильности всей Центральной Азии. Он также является ключевым партнером ОБСЕ в регионе. Казахстан понимает все значение конкретной и практической помощи ОБСЕ странам Центральной Азии, испытывающим экономические трудности. В этой связи министр иностранных дел РК М.Тажин в своем выступлении на специальном заседании Постоянного Совета ОБСЕ в Вене 30 апреля 2007 г. подчеркнул: «Концентрируя внимание на потребностях Центральной Азии, мы готовы софинансировать внебюджетные проекты ОБСЕ, которые имеют большое значение для наших соседей. В рамках двусторонних отношений Казахстан активно поддерживает как страны региона, так и Афганистан. Например, Казахстан выразил готовность оказать финансовую помощь Кыргызской Республике в размере 100 миллионов долларов. В то же время мы убеждены, что оказание донорской помощи через проектную деятельность ОБСЕ будет способствовать большему вовлечению Центральной Азии в деятельность Организации». 14 ноября 2006 г. в Вене Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Г.Леннмаркер заявил: «Председательство Казахстана в ОБСЕ станет важным элементом вовлечения Центральной Азии в деятельность организации, особенно в таких сферах, как урегулирование конфликтов, права человека, противодействие торговле людьми и наркотрафику». Активная внешнеполитическая позиция Казахстана, соответствующая его возможностям и авторитету, также способствовала позитивному решению по председательству. Инициативы Казахстана затрагивают наиболее актуальные проблемы современного мира. Это касается и идеи созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), и развития глобального межрелигиозного и межконфессионального диалога. Казахстан накопил большой организационный и политический опыт руководства многосторонними структурами (СНГ, ШОС, ОЭС, ЕврАзЭС), что позволит ему успешно справиться с председательством и в ОБСЕ. Немаловажно и то, что Казахстан инициировал и на протяжении 15 лет успешно руководит работой СВМДА - азиатского аналога ОБСЕ. Добившись председательства нашей страны в ОБСЕ, казахстанская дипломатия подтвердила свою конструктивность и благодаря гибкой позиции, не только отстояла субстантивные национальные интересы, но и создала возможность выхода из затянувшегося кризиса Организации. У Казахстана есть четкое понимание принципиальной необходимости сохранения ОБСЕ в интересах обеспечения международной безопасности, а также того, что нужно сделать для роста международного авторитета ОБСЕ и использования ее потенциала для решения актуальных проблем безопасности. Осознание необходимости реформирования ОБСЕ как современной задачи для данного исторического института является одной из причин, побудившей Казахстан выдвинуть свою кандидатуру на председательство в организации. Кроме того, председательство Казахстана в ОБСЕ предоставляет возможность более широко и эффективно задействовать вышеуказанный созидательный потенциал Казахстана в рамках международного и общеевропейского пространства. Учитывая приверженность Казахстана к максимальной гармонизации своих национальных интересов с интересами международного сообщества, ОБСЕ служит естественным дополнительным каналом трансляции национальных интересов РК на глобальном уровне, что позволит качественно мобилизовать ресурсы ОБСЕ и ее государств-членов на обеспечение защиты озвучиваемых нашей страной интересов. Председательство Казахстана станет важным фактором в построении безопасной, стабильной и предсказуемой Центральной Азии; сыграет одну из ключевых ролей в развитии транзитно-транспортного диалога в рамках ОБСЕ для стран, не имеющих выхода к морю, решении экологических проблем Центральной Азии, что имеет особое значение в условиях интенсивного экономического роста, а также придаст дополнительный импульс региональным интеграционным инициативам. Успех в Мадриде в равной мере разделяют бессменный лидер Казахстана Н.Назарбаев и казахстанская дипломатия в различных форматах, включая форин-оффис, парламентскую дипломатию и международное сотрудничество по линии НПО, других институтов гражданского общества. Удовлетворение заявки Астаны на председательствование в ОБСЕ - это признание конкурентоспособности дипломатии Казахстана.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |